План конспект урока по окр. миру 3 класс умк "Планета знаний" тема: "Свойства воздуха. Практическая работа".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гайнуллина Василя Рамисовна

Насыщенный опытами урок. Соответствует требованиям ФГОС. Приложение сразу после конспекта. В нем представлены шаблоны: лист наблюдений, тест по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.docx84.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Составитель: Гайнуллина Василя, 232 гр.

УМК: «Планета знаний»

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Свойства воздуха. Практическая работа.»

Цель: выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о свойствах воздуха через практическую деятельность.

  • Воспитательные:

1. Способствовать формированию интереса к предмету «Окружающий мир» через наблюдение и опыты.

2. Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу через выслушивание ответов своих одноклассников.

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе через выполнение опытов и его обсуждения.

  • Развивающие:

1. Способствовать развитию речи посредством формирования полных ответов на вопросы учителя, умения делать выводы по проведенным опытам, систематизировать материал.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Знакомство опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием запаха, плохой проводимостью тепла, а также свойствами при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься. Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха.

Личностные УУД:

-развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-формирование способности учащихся к саморазвитию;

- формирование положительного отношения к предмету «Окружающий мир».

Познавательные УУД:

-развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- формирование умения планировать свою деятельность;

- формирование умения рассуждать, делать соответствующие выводы.

Регулятивные УУД:

-формирование умения формулировать тему урока, осваивать способы решения поискового характера;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации;

- формирование умения следовать чётким указаниям учителя.

Коммуникативные УУД:

-развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

-формирование умения высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- развитие коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формы организации урока: парная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: презентация, учебник, мяч, шприц без иглы, стаканы 2, банка, сахар

Оборудование:

Материалы для учащихся: учебники, рабочие тетради

Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василя Рамисовна и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Я очень рада вас видеть, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?
- Давайте прочитаем, какое объяснение дает нам словарь Сергея Ивановича Ожегова. (На слайде: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый)

- ..., прочитай определение, кто такой исследователь?

- Спасибо, ...

- Вы были близки, ваше определение очень схоже с определением в толковом словаре. А чем занимаются исследователи?

- Одни занимаются исследованием рукописных трудов и документов. Другие ставят опыты, проводят технические эксперименты

(Изображение на слайде)

- Сегодня я вам предлагаю побыть в роли тех исследователей, которые ставят опыты, проводят технические эксперименты.

- А вот что мы будем исследовать – узнаем в течение урока.

- Желаю вам хорошего настроения, и плодотворной работы на весь урок.  

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Предполагают

2. Актуализация знаний

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

-А для того, чтобы вспомнить, что мы будем изучать на уроке предлагаю отгадать загадку, будьте внимательны: 

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

-Совершенно верно. А кто помнит, с чем вы познакомились на прошлом уроке?

-Замечательно, на прошлом занятии вы познакомились с составом воздуха и проводили различные опыты. Прежде чем начать изучать новую тему давайте вспомним:

  1. Нужен ли нам вообще воздух?
  2. Что такое воздух?
  3. Как обнаружить воздух?
  4. А кто знает как называется воздушный слой, который окружает Землю?

-Верно, ребята. Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

- Что же такое воздух?

- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха.

- Восстановите диаграмму.

 

(ответы выводятся на слайде)

  • Воздух

  • Состав воздха
  • Он жизненно необходим
  • Смесь газов
  •  С помощью опытов
  • атмосфера
  • Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.

  • 1-Кислород.
  • 2- Углекислый газ и др.газы
  • 3-азот

3. Постановка учебной задачи (целеполагание).

  • Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
  • Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
  •  В реальности существования воздуха легко убедится. А кто мне скажет с помощью чего?
  • Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы.
  • Вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим изучать тему воздуха. А как вы думаете, что нам еще предстоит узнать о воздухе?

Прогнозирование целей урока учащимися  

  • Так ребята, а знаете ли вы какие бывают свойства у воздуха?
  • Значит как будет звучать тема нашего урока?
  • Совершенно верно, тема нашего урока “Свойства воздуха”. слайд
  • Как вы думаете, каким образом мы узнаем о свойствах воздуха.
  • Правильно. Так какую цель мы можем поставить перед собой?
  • А Для того, чтобы достигнуть нашей цели составим план урока.
  •  На слайде план, в котором пропущены слова, ваша задача, используя слова для справок, вставить в пропущенное место. Пока подумаем, а потом проверим, что у вас получилось.
  • 1. Узнать, что такое …, его …
  • 2. Выполнить … работу.
  • 3. Закрепить полученные …
  • Слова для справок: практическую, знания, воздух, свойтсва.
  • ..., что мы узнаем сначала? Прочитай. (Узнать, что такое воздух, его свойства) Ребята, кто согласен, поднимите руку.
  • ..., что нам нужно выполнить? Прочитай, как ты составила 2 пункт плана. (Выполнить практическую работу). Ребята, все согласны?
  • ..., что сделаем последним пунктом плана? (Закрепить полученные знания)
  • ..., озвучь полностью план урока.
  •  Замечательно.
  • Да
  • Ответы детей
  • Опытов

  • Предлагают свои варианты ответов.
  • Нет
  • Свойства воздуха
  • Проведем опыты

  • выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов

Узнать, что такое воздух, его свойства

Выполнить практическую работу

Закрепить полученные знания

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

- Ребята, для того, чтобы убедиться в реальности существования воздуха и чтобы узнать, какими свойствами обладает воздух, проделаем ряд опытов. Во время опытов мы с вами будем записывать результаты в лист наблюдений, который находится у вас в рабочем листе.

- ..., прочитай название первой колонки (Номер опыта)

- ..., прочитай название второй колонки (Результат опыта)

- В 1 колонке мы будем записывать номер опыта, а всего опытов у нас 6. После каждого проведенного опыта мы с вами заполним напротив соответствующего опыта вывод.

- ..., что ты заполнишь в 1 колонке?

- ..., что ты заполнишь во 2 колонке?

- Молодцы. Начнем. Запишем в 1 колонке опыт №1.

Ученик выходит к доске, остальные записывают № опыта.

- Нам понадобится емкость с водой, стакан и обычная полиэтиленовая крышка. Положим нашу крышку на поверхность воды. Накроем ее стаканом перевернутым вверх дном и осторожно начнем опускать стакан в воду. Крышка отпускается вниз вместе со стаканом. Теперь аккуратно вынимаем стакан из воды, не торопись. Обратите внимание верхняя сторона крышки осталась сухая.

  • А как вы думаете почему так произошло? Какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта?
  • Верно, вы видите, что вода не может заполнить стакан и намочить крышку, так как воздух, который находится в стакане не уступает воде своего места. Таким образом, мы можем сделать вывод, что воздух занимает пространство в окружающем мире. Он всегда заполняет весь объём и содержится везде, где есть пустое пространство.
  • Запишите в лист наблюдений результат первого опыта.(таблица заполняется в ходе работы, на слайдах анимация-вывод)
  • Ребята, знание этого свойства помогло ученым создать особое устройство для работы под водой- водолазный колокол. С помощью подъемного крана колокол с находящимися в нем людьми, приборами, инструментами погружали в воду. Воздух, находящийся в колоколе не дает воде заполнить его и человек без специального костюма мог некоторое время работать под водой. Например, осмотреть опору моста или обследовать дно водохранилища. (иллюстрируется на слайдах 7, 8 и 9)

  • Ребята, мы видим окружающие нас предметы, но видим ли мы воздух?
  • А чтобы убедиться в этом рассмотрим 2 опыт. Запишите в первую колонку опыт№2. Кто поможет провести его?
  • Этот опыт в начале схож с первым опытом. Положим нашу крышку на поверхность воды. Накроем ее стаканом перевернутым вверх дном и осторожно начнем опускать стакан в воду. Крышка отпускается вниз вместе со стаканом. Теперь, не вынимая стакан из воды, слегка наклони его.
  • Что вы увидели?
  • А как вы думаете, почему вода полностью не заполнила стакан?
  • Верно, посмотрите намочилась ли крышка?
  • Ребята, действительно. Воздух не имеет цвета, те есть он безцветный.
  • Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
  • Через стену мы видим соседний класс?
  • А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
  • В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.
  • А можем ли мы видеть воздух?
  • О каком свойстве воздуха это говорит?
  • Так а еще? Ещё это говорит нам о том, что воздух прозрачный. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
  • Запишите вывод во вторую колонку.

  • Переходим к следующему опыту. Запишите в первую колонку опыт№3.
  •  Для этого нам понадобится стакан с водой и кусочек сахара. Опусти в стакан с водой кусочек. Что вы видите?
  • Как вы думаете, почему так происходит?
  • Верно, опыт показал, что в комочке сахара есть воздух. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
  • Запишите вывод.

  • А теперь мне нужен один желающий на следующий 4 опыт, кто самый смелый? Выходи, пожалуйста к доске. Остальные запишите опыт №4.
  • Закрой пожалуйста глаза руками. Дыши через нос.
  • Что ты чувствуешь? Есть ли какой-нибудь запах?
  • (Брызгаю духами в воздух). А теперь принюхайся. Чувствуешь запах?
  • Спасибо, присаживайся. Ребята, какой вывод можно сделать? Почему … сначала ничего не чувствовал, а когда я брызнула духами почувствовал запах?
  • Хорошо, ребята. На самом деле я хотела показать вам то, что воздух не имеет запаха. Но в нем легко распространяются запахи разных веществ. Это также является свойством воздуха.
  • Давайте запишем вывод.

  • Ребята, а как вы думаете можно ли сжать воздух?
  • Воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления (Например: насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.
  • Убедимся в этом с помощью опыта №5,запишите. Кто хочет провести этот опыт?
  • Расположите поршень (шприц без иглы) в среднее положение. Закройте плотно пальцем отверстие для иглы и толкайте поршень вниз.
  • Можно ли задвинуть поршень до конца? Отпустите поршень. Что происходит? Значит воздух сжимаем.
  • Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.
  • А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи – как они отскакивают и подпрыгивают!
  • У меня есть мячик. Посмотрите внимательно, что с ним произойдет, если я сожму его.
  • Что произошло?
  • А теперь я его разжимаю, что мы видим?
  • Воздух сопротивляется сжатию.
  • Это свойство воздуха называется упругостью.
  • Запишите вывод.

  •   А кто-нибудь знает почему воздушные шары поднимаются в небо?
  •  Это происходит потому, что при нагревании воздух расширяется, становится менее плотным. Его выталкивает вверх более холодный и плотный окружающий воздух.
  • Убедимся в этом проделав опыт. Запишите в нашу таблицу опыт №6.
  • Вырезанную из плотной бумаги спираль поместим над пламенем свечи так, чтобы она не касалась пламени огня.
  • ‒ Что вы наблюдаете? Спираль вращается под воздействием восходящего потока воздуха, это происходит потому что теплый воздух поднимается наверх.
  • Запишите вывод.

  • Посмотрите у нас осталась всего одна строка в нашей таблице. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло.
  • Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. 10 слайд
  • Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.11-12 слайд
  • Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит тепло)
  • Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? Почему на окнах стоят двойные рамы, с какой целью оконные рамы делают с двойным или тройным остеклением?
    – Какая погода на улице: теплая или прохладная? А  какая температура в классе?
  • –  О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух плохо проводит тепло. Свет проникает в помещение, холод в помещение не проникает, тепло остается в помещении).  
  • Запишите вывод.
  • Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.(слайд- свойства воздуха). Я вижу, что вы уже немного утомились. Давайте отдохнем и разомнемся. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за мной.

Дети учавствуют в проведении опыта

номер опыта

вывод по опыту

Вода не заполнила стакан целиком и не намочила крышку, так как стакан наполнен воздухом.

Вывод: воздух занимает весь объем.

Слушают рассказ.

Нет

Что из стакана вышел пузырь воздуха. Часть воды вошла в стакан.

Потому что в нем находиться воздух.

Да.

Нет

Нет  

Да 

Нет 

Он бесцветный

Вывод: воздух бесцветный и прозрачный

Выходят пузырьки

Потому что там есть воздух

Вывод: воздух есть даже в сахаре.

Нет

Да

Ответы детей

Вывод: воздух не имеет запаха.

Ответы детей

Ответы детей

он сжался

приобрел круглую форму

Вывод: воздух- сжимаем и упруг

Ответы детей

Спираль вращается

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх.

Холодно

Теплая

Воздух плохо проводит тепло

Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

5. Физкультминутка

Человеку воздух необходим для дыхания. Сделайте глубокий вдох и выдох

( повторяют 2 раза).Человек изобрёл мельницу.Сделайте круговые движения рукой правой, левой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся  вниз.

( повторяют 2 раза)

6.Включение нового знания в систему знаний.

А сейчас вы будете работать в парах. Вы умеете работать в парах, давайте вспомним правила поведения при работе в парах?(Правила вывешаны на слайде 14.)

Слушайте вниматльно, сейчас вам нужно ответить на 3 вопроса(слайд15). 1 ряд отвечат на 1 вопрос, 2 ряд- 2 вопрос, 3ряд 3 вопрос. Также обратите внимание на вопрос для всех. Все поняли? Тогда начнем, работаем в парах на это задание у вас есть минута:

1.Почему зимой люди одевают варежки?

2.Для чего звери одеваются в тёплые шубки?

3. Зачем снегом укутывают кусты грядки ,поля?!

Вопрос для всех: С каким свойством связан ваш вопрос?

- Время закончилось. Начинаем отвечать.

(Если останется время)

Ребята, у меня для вас есть еще одно интересное задание. Вы знаете, что такое синквейн.

Синквейн- пятистрочная стихотворная форма

(на слайде)

1 строка- существительное, относящееся к теме урока

2 строка - 2 прилагательных по теме

3 строка- 3 глагола по теме

4 строка- фраза из 4 слов к теме

5 строка- синоним или ассоциация к теме

Давайте, попробуем составить его к най теме вместе.

1-Воздух

2- бесцветный, прозрачный

3- проводит, сжимается, расширяется

4- Заполняет окружающее пространство.

5-Кислород

Проговаривают правила поведения.

1 ответ :Шерстяные варежки удерживают много воздуха и он сохраняет тепло.

2 ответ-Между шерстинка находится воздух и он становится преградой между теплом и холодом.

3 ответ-между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения .

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ребята, сейчас, чтобы проверить как вы поняли тему урока, вы выполните небольшой тест, где вам нужно будет выбрать правильный вариант ответа. Отмечаем карандашом прямо в рабочем листе.

Проверка по слайду (поменяйтесь листочками с соседом по парте) ответы на слайде

-Отлично, обменяйтесь обратно. У кого стоит оценка “5” поднимите руку, теперь поднимите руку у кого “4” и т.д

Проверка по слайду

Проверка по слайду

8. Итог

Подытожим

- Вспомните тему урока.

- Какую цель ставили на урок?

-Достигли цели? Через что, т.е. как?

- Что можете сказать о важности воздуха для всего живого?

- Из чего состоит воздух?

- Какими свойствами обладает?

Воздух и его свойства.

выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов

Да, провели опыты.

Ответы детей

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что нового узнали?

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова… слайд

Сегодня на уроке я:

–научился…

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–понял, что…

Молодцы, мне сегодня понравилось, как вы работали. Я благодарю вас за хорошую работу.

10. Домашнее задание

Прочитать и познакомиться с опытами из книги с.51-53

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1.

Лист наблюдений

опыта

Результат опыта











Приложение 2.

Тест по теме «Свойства воздуха»

Ф.И.__________________________________________________

  1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее? 

1) отсутствие запаха.

2) прозрачность

3) упругость.

  1. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

1) При нагревании воздух расширяется
2) При охлаждении воздух сжимается
3) Воздух плохо проводит тепло 

  1. Какое вещество растворяются в воде?

1) сыр;                                                          2) сахар;                                                                  3) подсолнечное масло

  1. Почему растения не вымерзают зимой под снегом?

1) Холодный воздух испаряется.

2) Воздух плохо проводит тепло.

3) Воздух при охлаждении сжимается.    

  1. Какой цвет у воздуха:

 1) воздух бесцветный;                                   2) голубой;                                        3) белый.

 

  1. Соедини с помощью стрелок:                                                               

Свойства воздуха

Способ использования

Воздух сжимаем

Вторые рамы в домах, шерстяной свитер

Плохо проводит

тепло

Автомобильные шины, надувной матрац, футбольный мяч

Упругость

Шприц без иголки, насос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии 4 класс по теме"Работа с бумагой и картоном.Рамки для художественных работ."

Познакомить детей с форматами бумаги;познакомить с разными видами рамок для оформления работ и выполнить один из видов рамок....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания "Практическая работа. Уход за одеждой, утюжка"

Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания "Практическая работа. Уход за одеждой, утюжка"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ ЗВЕНИТ ЗВОНОК? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВ." (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том,...

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"

Цель урока - сформирование понятия и свойств воздуха. Материал подготовлен к учебнику "Окружающий мир. Человек и природа"  4 класс....