Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э. Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течение двух лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»

Принята

на заседании  

педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021 г

Утверждена

Директор

МКОУ ХМР

«СОШ с. Селиярово»

_______И.П. Ернова

Приказ № 335-О от 01.09.2021 г

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:  

Бобылева Нина Николаевна,

 педагог дополнительного образования

с. Селиярово

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э. Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в течение двух лет.

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

  Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ познания ребёнком окружающего мира. Преимуществом этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память. Данный вид деятельности вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, благодаря чему происходит формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности - что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям и является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка, разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный исследователь»  для детей старшего  дошкольного возраста.

Рабочая программа дополнительного образования разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  1. ФГОС ДО
  2.  Закон РФ «Об образовании»
  3. Конституция ст. 43. 72
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. СанПин 2.4.3648-20 от 01.01.2021г.
  6. Устав ДОУ

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

-  создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира Югры, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Программа рассчитана на 1 год обучения. В старшей и подготовительной к школе группах.

Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Форма организации:

 - непосредственно-организованная деятельность;

 - совместная деятельность;

 - самостоятельная деятельность.

Количество детей –  10  человек

Место проведения:

- интерактивная песочница;

- участок;

- прилегающая территория детского сада.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- опыты и эксперименты;

- занятия путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

- трудовая деятельность.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Старшая группа:

- уметь высказывать предположения об ожидаемом результате;

- уметь определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- уметь анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

-уметь анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

Подготовительная к школе группа:

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;

-ументь анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Количество занятий

Сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

1

2

«Песок»

Знакомить детей со свойствами песка;

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

-развивать познавательный интерес.

4

3

«Глина. Камень»

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

4

 

4

«Волшебство света»

«Свет и тень»

«Волшебный круг»

«Радуга на стене»

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный,  яркость света.

Продемонстрировать образование тени относительно источника света, его интенсиности.

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

1

1

1

Октябрь

1

«Воздух»

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться,  и содержится в различных предметах.

дать представления об источниках загрязнения воздуха;

-формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

4

2

«Мыло-фокусник»

«Необычные кораблики»

«Водяные весы»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность.

Делаем мыльные пузыри

Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

2

2

1

3

«Звук»

«Растущие малютки»

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий – глухой-формировать представления о характеристиках звука; учить сравнивать звуки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

2

2

4

«Металл»

«Дерево»

«Бумага»

Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

1

1

2

Ноябрь

1-3

 «Само удивительное вещество на земле»

Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость

- дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). 

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

12

4

«Вода бывает тёплой, холодной горячей»

   

«Делаем облако»

«Поможем воде стать чистой»

Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

2

1

1

Декабрь

1

«Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

4

2

«Секретные записи»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

4

3

«Дружба красок»

Определить свойства различных видов красок, их смешивание. Рисование красками

4

4

«Соль. Сахар»

«Вырастим кристаллы»

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

2

2

Январь

2

«Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

3

3-4

«Стекло»

«Увеличительное стекло»

«Зеркало»

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла.

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла.

Выявить особенности отражения  зеркал.

5

2

1

Февраль

1

«Появление островов»

«Появление гор»        

«Плавление парафина»        

«Как не обжечься?»        

Познакомить детей с понятием остров с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор. Научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (теплопроводность)

1

1

1

2

«Кислород и пламя»        

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

2

3

«Резина»

«Пластмасса»

Познакомить со свойствами резины и её качествами

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами

2

4

.

Март

1-2

«О мире растений»

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде

6

3

«Упрямы

предметы»        

Знакомство с инерцией

1

 

4

Апрель

1

«Наши помощники»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

4

2

«Солнце дарит нам тепло и свет»

«Полярное сияние»        

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами

Понимать, что полярное – действия магнитных сил Земли. Совершенствовать

умение работать с различными материалами

2

2

3

 «Магнит»

«Что такое молния»

«Волшебная расческа»

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

Знакомство со статическим электричеством

1

2

1

4

«Вес, притяжение»

«Что такое масса, длина и высота»

Определить, почему все падает на землю.

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

1

3

Май

1-2

«3 состояния вещества»

Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

3

3

«Поющая струна»        

«Почему комар пищит, а шмель жужжит»        

«Скорость звука»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Выявить особенности передачи звука на расстояние

2

1

1

4

«Цветы в вазе»

«Все обо всем»

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

2

2

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
  3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  5.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
  7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...