Материал урока по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Салтанова Виктория Михайловна

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека» во 2 классе. УМК А.А. Плешакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Вода. Значение воды для растений, животных и человека».

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 2.

УМК А.А. Плешакова.

Цели урока: 

  • Познакомить с богатством природы – водой, со значением чистой воды для жизни всего живого на Земле.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование: ПК для просмотра презентации, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель (У):

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

  1. Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

О. «Про воздух».

У.Продолжите моё высказывание: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если…»

О. Резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер – это движение воздуха.

У. Вспомните, какие газы входят в состав воздуха, открыв свои тетради. Какой самый важный газ человек использует для дыхания?

О. Кислород.

У. Человек вдыхает …, а выдыхает … .

О. … кислород, … углекислый газ.

У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? (Ответы обучающихся).

У.

Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

  1. Мотивация учебной деятельности.

У. А сегодня мы познакомимся ещё с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. Вот что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери: “У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. Ребята, как вы считаете, о чём так сказал писатель? (Ответы обучающихся. В случае затруднения детьми в ответе либо при неверных высказываниях учитель предлагает угадать название вещества с помощью ребуса).

Название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Посмотрите на слайд и отгадайте его. Какое же чудесное вещество здесь загадано? (Ответы обучающихся).

У. Все согласны с ответом …? Молодцы!

Скажите, так какая же у нас с вами тема сегодняшнего урока?

О. «Про воду».

У. А что вы о ней знаете? (Ответы обучающихся).

Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

  1. Работа по теме урока.

(У): Сегодня нам необходимо обсудить следующие вопросы:

(План работы заранее был написан на доске).

Свойства воды и её превращения.

Распространение воды в природе.

Значение воды для растений, животных, человека.

Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1. (Учителем заранее были подготовлены две ёмкости, в одной из которых налита вода).

У. Вы, наверное, догадались, что у нас в стакане? Воду можно перелить в банку и обратно. Почему?

О. Она текуча.

У. Какой сделаем вывод? 

О. Вода – жидкость.

Опыт №2. 

У. Всегда ли она жидкая? (Учитель демонстрирует кусочек льда на блюдечке). Как вы считаете, что за предмет находится на блюдечке. (Ответы обучающихся).

У. Какой сделаем вывод?

О. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт №3.

У. Сейчас я протру доску мокрой тряпочкой. Куда делась вода?

О. Она испарилась.

У. Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Вода – это газ, пар.

У. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

(Первый пункт плана помечается галочкой).

У. Давайте перейдём ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе

У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите этот ряд.

О. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У. Вода в природе в твёрдом состоянии – это… Продолжите этот ряд.

О. Снежинки, иней, сосульки, изморозь.

У. Вода в природе в газообразном состоянии – это… Продолжите этот ряд.

О. Пар, туман, облака.

(Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки):

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки – (
Роса)

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег)

Я – вода, да по воде же и плаваю (Лёд)

Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (
Град)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (
Туман)

Белая простыня
По небу плыла. (
Облако)

Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт. (
Сосулька)

Если взглянешь ты на глобус,

То поймешь, что он велик.

Ручейком в него заходит море,

Кое-где вливается родник.

Он огромен, словно великан.

Омывает много стран.

Его воды вдаль несутся,

Ответьте, как водоёмы такие зовутся? (Океан)

(Второй пункт плана помечается галочкой)

  1. Физминутка.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Дети делают плавательные движения руками.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Ходьба на месте.

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

Дети садятся за парты.

  1. Продолжение темы.

У. Давайте перейдём к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? (Учитель берёт глобус и начинает его вращать).

О. Голубой.

У. А почему?

О. Это вода. 

У. Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это всё моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая?

О. Солёная.

У. А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А её не так и много.

У. Откройте ваши учебники. С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека (стр. 52 учебника).

О. Животные и растения не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(Учитель на доску прикрепляет карточку со словами «Вода – это»)

У. Значит, вода – это…

О. Вода – это жизнь.

(Учитель устанавливает карточку “Жизнь”)

У. Зачем мы должны мыться, закаляться? 

О. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “Здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции, где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она – удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “Помощник”).

У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

(Третий  пункт плана помечается галочкой)

У. Перейдем к четвёртому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. 

У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей

У. Всему живому нужна вода, и особенно чистая вода. 
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. 
Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

О. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

У. Как ещё человек загрязняет воду? 

О. Бросает мусор, моет машины.

У. Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на реке в нашем селе?

Д. Не сбрасывать мусор в водоёмы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озёр. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоёмов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоёмов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (Ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

(Четвёртый пункт плана помечается галочкой)

Подведём итог.

(Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно на 55 странице).

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

Ребята, вы проделали большую работу! Какое открытие вы сделали для себя?

(Учитель предлагает детям сформулировать ответы относительно урока, начиная фразами-клише:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.)
  1. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!

Благодарю всех за урок!

  1. Домашнее задание.

Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. В рабочей тетради выполнить упражнение №1 на 18 странице.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“…, у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете ”. © Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 6

Значение воды Вода Жизнь Здоровье Помощник

Слайд 7

Природу не уродуй, Природу не обидь Родился человеком Так надо им и быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 класс, УМК "Гармония"....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воды. Значение воды в жизни человека.

Практическая работа с использованием электронных микроскопов....

Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;развивать умение наблюдать, со...

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.Тип урока: урок – исследование.Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, ...

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека....