Конспект урока окружающего мира "Бывают ли на свете чудеса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Борлакова Люана Альбертовна

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Бывают ли на свете чудеса". Цель: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира

для учащихся 2 класса

«Бывают ли на свете чудеса?».

Учитель: Борлакова Л.А.

Цели:

Расширить и уточнить знания детей об окружающем мире.

Познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, показать роль  света в природе и жизни  человека.

Развивать у учащихся внимание, наблюдательность, любознательность,  познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира.

В практической работе развивать творческие способности детей.

Оборудование: презентация «Бывают ли на свете чудеса?»,смайлики,лупа, цифровой микроскоп, фонарики,вата, фонограммы  песен   «Чудесно- расчудесно» песня Кваки(к/ф "Мария Мирабелла"), EnnioMorricone - ChiMai, «Облака – белогривые лошадки», фильм «Тайное рядом».

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели мероприятия.

Учитель: Ребята, вы  смотрели «Сказка о Царе Салтане», которую написал кто? И слышали такие слова:

Ой, вы гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно, ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

О каких же  чудесах говорилось в сказке?(ответы детей)Вопрос учителя:   Как вы считаете, чудеса встречаются только в сказках?(дети высказывают свои предположения, что чудеса встречаются только в сказках.)

Учитель: У каждого из вас естьсмайлик. Прикрепите свойсмайлик под ответом, который вы считаете правильным. (Обычно сразу все дети прикрепляют смайлики под ответом ДА).

Учитель:Акто из вас сомневается, тот может не торопиться с ответом, а датьего в конце нашего урока.(Слайд №1)

  1. Основная часть мероприятия.

Вступительное слово.

Учитель:В одной замечательной песне есть слова: «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (Слайды№2 №3 №4)Мир вокруг нас удивителен.  Сколько интересного, необычного, таинственного приготовил нам этот удивительный мир! Он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда проходим мимо, не замечая их. Иногда пытаемся отгадать какую-нибудь тайну, загадку и удивляемся сделанному открытию.Давайте сегодня  попробуем взглянуть на мир по иному, посмотреть как много всего яркого и интересного в нашей жизни.  Чудеса - вокруг нас, просто мы их не замечаем. Нам только нужно внимательнее  посмотреть вокруг. Мы умеем смотреть, но не видеть. А удивительное - оно всегда рядом.

             ЧУДО

А вы хотите увидеть чудо?(ответы детей)

1.Беседа про микроскоп.Учитель:(Слайд №5) Может в этом нам поможет волшебная лупа - удивительное увеличительное стекло и с ее помощью  увидеть то, чего  мы не замечали каждый день. Или возьмем  микроскоп!

Ребята,  для рассмотрения микрочастиц ученные изобрели микроскоп, который

появился в начале XVII века.(Слайд №6) Историки выдвигают на роль изобретателя ЗахарияЯнсена из Миддельбурга в Голландии. Он родился в семье "очковых" дел мастера и с детства знал о выпуклых и вогнутых линзах от отца. Как-то раз Янсен взял трубу и установил на ее концах выпуклые линзы. В поле зрения попал какой-то близлежащий предмет и предстал в сильно увеличенном виде. Это навело Янсена на мысль создать новый прибор. Он стал работать в этом направлении, и, наконец, около 1590 года появился микроскоп.(Слайд №7) Галилео Галилей, итальянский ученый, один из великих философов ,уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов.

(Слайд №8)Практическая работа: через микроскоп дети рассматривают листик.

Учитель: Ребята, если повнимательнее посмотреть на предметы вокруг нас, можно увидеть что-то интересное и без лупы и микроскопа.Я предлагаю вам сегодня присмотреться и увидеть необычное в привычном для нас окружении.

Прочитайте девиз нашего урока: (хором) (Слайд №9)

Чудеса найду повсюду,

Лишь внимательным я буду.

Чудеса найду везде,

 И на суше, и в воде.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21330_.gif

2. Беседа «Про РАДУГУ»(Слайд №10)

Учитель:Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

Это чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Небесная радуга – настоящее природное чудо. (Слайд №11)

Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.А вы знаете, что существуют разные виды радуг.Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление.Также бывает лунная радуга.Чаще всего радуга бывает летом, после дождя.

Дома вы выполняли задание- раскрашивали радугу. Покажите свои работы. Как вы распределяли цвета радуги?

(Слайд №12)Цвета радуги располагаются в строго определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.  

Порядок цветов определяется по первым буквам стихов. Как Отважный Жан Звонарь ГоловоюСбил Фонарь!

Или ( ХОРОМ) Каждый ОхотникЖелает Знать Где Сидит Фазан!

Учитель:Такое замечательное природное явление как радуга не могло остаться незамеченным: в народном творчестве радуге посвящены сотни загадок, пословиц, поговорок и примет, немало стихов написано под впечатлением от этого явления. Какие приметы вы знаете? (ответы детей)

Приметы

Радуга на небе - к перемене погоды.

В радуге больше красного цвета - к ветру.

Радуга утром - к дождю.

Вечерняя радуга предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.
Вот такая она радуга - предсказательница.

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.  (С. Маршак)

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21330_.gif

3.Беседа «Про ОБЛАКА»(Слайд №13)

Посмотри на небеса

Ах, какие чудеса!

Белогривые лошадки

Мчатся, мчатся без оглядки.

Учитель:Давайте  вспомним замечательную песенку про «Облака – белогривые лошадки». Кто ее не подпевал с удовольствием ежику и его другу медвежонку из детского мультика! А облака-лошадки и в самом деле иногда встречаются. Можно увидеть и других представителей животного мира: рыбок, птичек, собачек, кого угодно, главное, чтоб хватило воображения .

Они бывают очень красивыми! (Слайд №14)

Во время заката облака  могут растянуться по небу разноцветными полосками – фиолетовыми, красными, оранжевыми. Бывают темные и низкие, белые и пушистые… но всегда удивительные.            «На что похожи облака»

На что похожи облака?

 На все они похожи:

 На зайца, на лису, быка

Да и на стадо тоже.

Бегут по небу облака,

Как белоснежная река.    (Оля Соколова)

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Работа с ватой. Изображение облаков.

А теперь я предлагаю вам коллективную работу- с помощью ваты изобразить облако, которое могло бы плыть по небу в виде…, а это мы узнаем, когда выполним работу. У каждого на столе вата, поочередно у доски на лист бумаги прикрепите кусочек ваты.

(Слайд №15)ПЕСНЯ «Облака – белогривые лошадки»

ИТАК, у нас получилось облако- (хором) ЛОШАДКА!

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21330_.gif

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Lines\BD21330_.gif

4.Беседа про паутинку.(Слайд №16)

Учитель:Муха охнула сперва:

 - Ах, какие кружева!...

А попала в кружева -

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в …….(паутине).

Пауки - не самые привлекательные создания, но их творение - паутина - не может не вызывать восхищения.

Посмотрите, как завораживает взгляд геометрическая правильность переливающихся на солнце тончайших нитей, растянутых между ветвями кустарника или среди высокой травы.Красота, да и только!

Пауки используют свою паутину для самых разных целей. Они делают из нее ----   коконы для яиц,

 строят убежища для зимовки,

используют в качестве "страховочного каната" при прыжках,

 плетут замысловатые ловчие сети и заворачивают пойманную добычу.

 На то, чтобы сплести качественную паутину, может потребоваться несколько часов. Они  могут ткать очень простые изделия, а могут сплетать настоящие произведения искусства. Разве это не чудо?

  1. Беседа «Про СНЕЖИНКУ»(Слайд №17)

 Что за чудо – снежинка?

 На ладошке пушинка,

Вмиг она исчезает,

Слезинку мне оставляет.

Учитель:   Мы не задумываемся, что обычная снежинка может представлять собой прекрасное зрелище и поражать нас своей красотой. Снег - это много, очень много красивых снежинок. (Слайд №18)

Даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно заметить, что ни одна из них не повторяет другую. То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий снежок. Обычная снежинка весит около миллиграмма.

(Слайд №19)Не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, все они имеют строго шестиугольную форму.

И  это чудомы будем вырезать из бумаги на уроках труда.

  1. Беседа о свете(Слайд №20)

Хоть весь свет, а хоть полсвета

     Обойди, но лучше нету,

     Потому что чудо это

     Тоже носит имя – свет

(Слайд №21,22)Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, может работать и отдыхать. От того,  как освещаются предметы, зависит продуктивность его труда. Поэтому мы не представляем нашу жизнь без света.

А сколько чудесных картин, музыкальных произведений, стихов появилось благодаря мерцающему огоньку.

(Слайд №23)Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

 Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

 Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 Метель лепила на стекле

 Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

Б.Л. Пастернак

-Какие источники света вы знаете?

(горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, солнце, звезды, молнии, полярное  сияние, радуга, светящиеся живые организмы).

(Слайд № 24)  Источники света бывают естественные и искусственные.

(Слайд № 25)  Назовите  естественные и искусственные источники света.

(Слайд № 26)  ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

У каждого на столе задание. Внимательно рассматрите рисунки и вычеркните предметы, которые не являются источником света. Поменяйтесь листиками и проверьте выполненное задание соседа.

(Слайд № 27)  Хором называем предметы, которые являются источником света.

-Кто задание выполнил без ошибок? Нарисуйте солнышко.

-У кого были ошибки?  Исправьте.

(Слайд № 28)

Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

Мне с фонариком не страшно,

Я иду вперёд отважно.

(Слайд № 29) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-У каждого на столе фонарик

-Предлагаю  поиграть!

1. Надевали на фонарик Вовины носки разного цвета и смотрели, как меняется цвет света.

 2. Светили сквозь Вовину ладошку и видели, что она на просвет красная.

 3. Подносили к фонарику треугольник, квадрат и круг из бумаги и смотрели на тень. Если приближать фигурку к фонарику — тень становится больше, если отодвигать — меньше.

 4. Смотрели на световое пятно от фонарика на стене. Если фонарик подвинуть близко к стене — пятно маленькое, если далеко — большое. А если фонарик держат под углом к стене, то получается не круг, а овал.

 5. Если поставить фонарик на пол той стороной, откуда идет свет, то становится темно. Вову это тоже очень радовало.

- Интересно! Разве это не чудо?

7.ЕЩЁ В МИРЕ:(Слайд №30)

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21298_.gifСуществует красивое растение  в виде спичек. Его еще называют

Спичечным растением.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21298_.gifЕсть такой паук-смайлик. Если к нему присмотреться, то можно увидеть

на его телеулыбающийся  смайлик.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21298_.gifА если присмотреться к обыкновенному солдатику, то можно увидеть, что

на его панцире изображена  маска индейца.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21298_.gifА если внимательнее присмотреться к цветам анютины глазки(виола),

то можно увидеть, что они похожи на кошачью мордочку.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21298_.gifЛистья некоторых растений похожи на сердечки.

Раздаются порой голоса,

Что чудес  никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

(Слайд № 31)  ФИЛЬМ.

(Слайд №32)

…Чудо

Можно увидеть повсюду –

В дереве,

Цветке,

Звезде,

В отраженьях на воде,

И в закате…

Чудо –

Рядом и вдали,

Дома, на краю земли.

Чудо к тем, кто очень ждёт,

Обязательно придёт!

                                 Н. Юркова

  1. Итог мероприятия.

Учитель:  Изменилось ли ваше мнение о том, что чудеса бывают только в сказках? (ответы детей)

Учитель:  Выходит, что чудеса встречаются не только в сказках. Они рядом с нами.  Главное – нам надо научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, её неповторимостью.

Учитель:Давайте просто будем наблюдать,

За тем, что рядом с нами происходит.

И небо не устанет удивлять

Нас чудесами при любой погоде.

(Слайд №33) Лесенка знаний.

-Подведем итог полученным знаниям  на уроке:

ребята, поднимите букву, которая  соответствует вашим знаниям, а можно поднять и 2 буквы.

МОЛОДЦЫ! Кто получил солнышко – наши аплодисменты!

Чудесно, расчудесно,

Что зреет колосок,

Что слон такой огромный,

А зайчик невысок.

Что петухи клюются,

И что краснеет рак,

Что бабочки летают, летают, летают,

А я скачу вот так.

Чудесно, что так плавно

Вращается Земля,

И что не расплескались

Ни реки, ни моря.

Чудесно то, что где-то

Журчит-шумит родник,

Что чистые озера, озера, озера

И звезды блещут в них.

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, что летают

По воздуху шмели,

А звезды слышат песню

Кузнечика с Земли.

Плетет весенний дождик

Серебрянную нить,

Чтоб небо голубое, голубое, голубое

С Землей соединить.

Чудесно, что на свете

У всех свои слова:

"Ку-ку" поет кукушка,

А я пою "ква-ква".

И на воздушном змее

Хочу лететь к Луне.

Чудесно что на свете, на свете, на свете

Есть сказка обо мне!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Чудесно, расчудесно.

Вот чудеса!

Ресурсы:

http://my.mail.ru/community/zhelayu

http://www.proza.ru/2009/11/02/850

http://www.numama.ru

http://fafka.ru/nature

http://slavclub.ru/zagadki/nasekomie

http://mir-nasekomyh.ru/pauki/pauk-krestovik.html

http://setipayka.com

http://vospitatel.com

http://prointeresnoe.ru

Автор: БорлаковаЛюана Альбертовна

учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа»

         г-к Железноводска, Ставропольского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 1 классе  системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Бывают ли на свете чудеса"

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели  в начальной школе.  Материал  содержит: разработку внекласного мероприятия "Бывают ли на свете чудеса"....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Вокруг света за 1 урок"

Обобщающий урок, направленный на выявление степени усвоения знаний и отработки умений и навыков по темам, входящим в раздел "Части света". Урок построен по технологии деятельностного подхода....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....