Методическая разработка "Познавательная игра "Слабое звено" по теме "Природа и мы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Бударова Лидия Владимировна

Познавательна игра "Слабое звено" по теме "Природа и мы" расширяет и углубляет знания учащихся о природе, развивает смекалку, логику, догадливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_igra_slaboe_zveno.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МБОУ СОСНОВСКОЙ СОШ №1В С. ОЛЬХИ

Познавательная игра

«Слабое звено»

Тема: ПРИРОДА И МЫ»

Учитель: Бударова Л.В.

2020 год

Познавательная игра «Слабое звено»

Тема: ПРИРОДА И МЫ»

«Полна чудес могучая природа,

И хороша она в любое время года».

Цели игры:

  • Стимулировать интерес к познанию природы;
  • Расширять и углублять знания о природе;
  • Развивать смекалку, логику, догадливость;
  • Воспитывать уважение друг к другу.

Оформление и оборудование: плакаты с названием и темой игры, рисунки с изображением цветов, деревьев, облаков, солнца.

Столы с чистыми листами бумаги и маркерами. У каждого участника бейдж с его именем.

Ход игры.

Ведущий 1Живёт на Земле человек. Он маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

Ведущий 2. Родина нас окружила дивной своей красотой,

Родина нам подарила воздух степной и лесной.

Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.

Ведущий 1Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

Ведущий 2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Ведущий 1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально -экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Ведущий 2. Сегодня мы проведём игру «Слабое звено», посвященную природе. В игре участвуют 8 игроков. Они играют как единая команда. В игре 7 туров. После каждого тура игру покидает один игрок, оказавшийся «слабым звеном». Заканчивается седьмой тур и для двух оставшихся игроков задаётся пять пар вопросов. Кто больше даст правильных ответов, тот и победитель. Подсчет правильных ответов ведёт экспертная группа. По окончании каждого тура представитель экспертной группы называет самого сильного игрока этого тура, с него начинается следующий тур.

Ведущий 1. Внимание! На сцену приглашаются участники игры (звучит музыка, ведущий называет имена игроков).

Ведущий 2. Представляем членов экспертной группы: (называет имена).

Ведущий 1. начинаем первый тур. Каждый участник отвечает на 2 вопроса, время на обдумывание одна секунда.

Выберите, кто по вашему, является слабым звеном, на листе бумаги напишите его имя. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 2. Второй тур. Каждый участник отвечает на три вопроса.

Выберите слабое звено. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 1. Третий тур. Каждый участник отвечает на 4 вопроса.

Выберите слабое звено. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 2. Послушайте интересные факты.

- в 1969 году случилось ужасное: из скважины возле города Санта-Барбара разлилась нефть. На громадных пространствах пляжи покрылись слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, морские животные погибали от плёнки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и вычистили пляжи, решив этот день назвать Днём Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству городов. С тех пор 22 апреля отмечается праздник День Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Ведущий 1. – Национальной трагедией Ирландии стал Великий голод 1845-1847 г.г. Дело в том, что в Ирландии традиционно потребляют большое количество картофеля на душу населения. Неурожай этой культуры в те годы привёл к уменьшению населения острова с восьми до 4 миллионов человек (из-за высокой смертности и большой эмиграции в США). Последствия великого голода дают о себе знать до сих пор. Ирландия – единственная страна в Европе, население которой с середины 19 века не выросло, а сократилось.

Ведущий 2. – Одна из характерных черт англичан – несколько гипертрофированная любовь к животным. Иностранцы говорят об этом государстве: «Страна, где собаки не лают, а дети не плачут».

Ведущий 1. – Полиэтиленовый пакет – один из самых подвижных видов мусора. Пока мешок не распался и плавает в море, его может проглотить какое-либо животное. В 2002 году в Нормандии был выброшен на берег мёртвый кит, в кишечнике которого обнаружили 800 килограммов пластиковых отходов. Во многих странах принимаются меры по уменьшению использования пластиковой упаковки. В Дании введён налог на всякую упаковку. После этого потребление мешков упало на 66%. В Бангладеш с 2002 года полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него. Каждый владелец пакета должен заплатить штраф, а производителям грозит заключение до 10 лет и большой штраф. В Ирландии введён налог в 15 евроцентов за каждый мешок, причём платит покупатель. Уже через несколько месяцев потребление полиэтиленовых мешков сократилось на 90%. Собранные с тех пор за счет этого налога день пошли на охрану природы.

Ведущий 2. Продолжаем игру. Четвёртый тур: 5 человек по 4 вопроса.

Выберите слабое звено. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 1. Пятый тур. 4 игрока по 5 вопросов.

Выберите слабое звено. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 2. Шестой тур. 3 игрока по 5 вопросов каждому.

Выберите слабое звено. Слово предоставляется экспертной группе. Игру покидает…(называет имя игрока).

Ведущий 1. Пока наши игроки отдыхают, послушайте песню. (песню природоохранного направления исполняют дети или прослушивание записи).

Ведущий 2. Продолжаем игру. Осталось два участника. Седьмой тур. В последнем туре будет задано 5 пар вопросов. Вопросы задаются по очереди.

Ученик.

В природе столько происходит

Занятных всяких дел и встреч,

То белка гриб какой находит,

То сом решил на дно залечь.

Давайте тихо, осторожно

Послушаем и поглядим.

Такое тут увидеть можно

Без смеха вряд ли усидим.

Ученик:

Весна – время пробуждения новой жизни и на это время года приходится много праздников, посвященных охране природы:

- 22 марта – Всемирный день воды

- 1 апреля – День птиц

- 15 апреля – День экологических знаний

- 22 апреля – День Земли

- 26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (эта дата связана с аварией в 1986 году на Чернобыльской АЭС).

- 22 мая – Международный день биологического разнообразия

- 5 июня – Всемирный день окружающей среды

- 8 июня – Всемирный день океанов.

Ведущий 1. Слово для подведения итогов и награждения предоставляется экспертной группе.

Ведущий 2. На этом наша игра окончена. Спасибо за игру и за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

1 тур. 8 человек по 2 вопроса.

1. Как называются сухие ветви деревьев? (сучья)

2. Какие деревья растут в тайге? (хвойные)

3. Чем осьминог хватает добычу и защищается от врагов? (щупальцами)

4. Назовите одним словом: персики, сливы, яблоки, груши. (фрукты)

5. Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)

6. «Цветное» море у берегов Краснодарского края. (Черное)

7. Какое болотное растение ловит мух? (росянка)

8. Ягоды какого болотного растения можно собирать и осенью и весной? (клюква)

9. Как называется территория , на которой охраняются отдельные виды растений или животных? (заказник)

10. Какое время года у нас 29 февраля? (зима)

11. Загадка: ой, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)

12. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

13. Загадка: одно бросил – целую горсть взял. (зерно)

14. Кого называют царём зверей? (льва)

15. Птица, приносящая весну на крыльях. (грачи)

16. Загадка: кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь. Желта как мёд, а вкус не тот. (репа)

2 тур. 7 человек по 3 вопроса.

  1. Когда заяц бывает белым? (зимой)
  2. У какого овоща сильный запах: ешь его и не будешь болеть. (лук, чеснок)
  3. У какого животного пятнистая шерсть?. (у леопарда)
  4. Как называется детёныш овцы? (ягнёнок)
  5. Загадка: Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова, филин, летучая мышь)
  6. Загадка: водяные мастера строят дом без топора. (бобры)
  7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
  8. Назовите растение – символ Канады. (клён)
  9. Назовите самое большое млекопитающее животное на земле. (кит)
  10. Кто привёз в Россию картофель? (Петр 1.)
  11. Из каких растений получают ткани? (лён, хлопок, конопля, джут, сизаль)
  12. Загадка: без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
  13. из какого дерева сделаны спички? (из сосны)
  14. Различают ли быки цвета? (нет)
  15. Как называется стадо овец. (отара)
  16. загадка: не мотор, а шумит; не пилот, а летит; не гадюка, а жалит. (пчела)
  17. Какое животное было одомашнено первым? (собака)
  18. В какой стране корова считается священным животным? (в Индии)
  19. Умеет ли верблюд плавать? (нет)
  20. Как называется самец утки? (селезень)
  21. Чем занимается кинолог? (собаками)

3 тур. 6 человек по 4 вопроса.

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголки? ( лиственница)
  2. Как называется птичий домик? (гнездо, скворечник)
  3. Как мы называем большое тёмное облако? (туча)
  4. Скажите по-гречески «животное». (зоо)
  5. С помощью какого прибора измеряется температура? (термометр)
  6. Куда девается вода из лужи после дождя? (испаряется)
  7. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет разговаривать)
  8. Какую погоду предвещают ласточки, летающие низко над землёй? (дождь)
  9. Какой самый страшный враг леса? (пожар)
  10. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (у хищных)
  11. Какая птица может летать хвостом вперёд? (колибри)
  12. Как называются отвалы вынутой из шахт пустой породы? (терриконы)
  13. Загадка: хозяин лесной просыпается весной. (медведь)
  14. Чем питается северный олень? (ягель, грибы)
  15. Из какого дерева делают корабли? (из дуба)
  16. Как называется стадо лошадей? (табун)
  17. Можно ли давать собаке сладкое? (нет)
  18. В какой стране в древности кошка считалась священным животным? (в Египте)
  19. Кто привёз в Европу помидоры? (Колумб)
  20. Что хранится в горбах верблюдов? (жир)
  21. Существуют ли перелётные бабочки, которые улетают на зиму в тёплые края? (да)
  22. Какое животное имеет самое жирное молоко? (тюлень)
  23. Назовите самое высокое растение семейства злаков. (бамбук)
  24. Что общего у кактуса и дикобраза? (иголки)

4 тур. 5 человек по 4 вопроса.

  1. Большие острова изо льда в полярных морях. (айсберги)
  2. Стеклянный домик для рыб. (аквариум)
  3. Какие морские организмы участвуют в самоочищении воды? (моллюски)
  4. Самый распространённый минерал на Земле. (вода)
  5. Что делает зимой лягушка? (спит)
  6. Загадка: у маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (у рыбы)
  7. Загадка: в лунке плавает без звука, стережёт добычу… (щука)
  8. В море кто играет в прятки? Это кит, точней … (касатка)
  9. Эту плоскую рыбёшку опасайся, говорят. Электричеством дерётся, защищаясь, рыба…(скат)
  10. Кит – это рыба или животное? (животное)
  11. Какая рыба вьёт гнёзда в зарослях водорослей (корюшка)
  12. Какое животное морского дна похоже на цветок? (актиния)
  13. В России обитает самая крупная из пресноводных рыб. Назовите её. (сом)
  14. Из какой рыбы получают рыбий жир для медицинских целей? (треска)
  15. У какой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят кроме мелкой рыбы, мышей, крыс, мелких птиц, а также … часы, монеты и другое. Назовите рыбу. (щука)
  16. Любимое дерево русских людей, символ России. (берёза)
  17. Овощ фиолетового цвета (баклажан)
  18. Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений. (агроном)
  19. Сладкий сок цветов. (нектар)
  20. Как по-другому называют Луну? (месяц)

5 тур. 4 человека по 5 вопросов.

  1. Наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ с окружающей средой. (экология)
  2. Каких птиц на Земле больше всего? (воробьёв и кур)
  3. Загадка: горбатый мост на четырёх лапах стоит. (верблюд)
  4. В этой ягоде очень много витамина С, а куст, на котором она растёт, с шипами. (шиповник)
  5. Домашнее копытное вьючное животное в Андах. (лама)
  6. Как называется помещение для пресмыкающихся и земноводных? (террариум)
  7. Что такое панты? (рога оленя)
  8. Сколько век на глазу у кошки? (три)
  9. Что общего у растения росянка и у паука? (едят насекомых)
  10. Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим? (шиншилла)
  11. Где раки зимуют? (в ямах на дне реки)
  12. В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения)
  13. Зачем кошке усы? (это орган осязания)
  14. Что такое дутыш? (голубь)
  15. Как называется коровий детёныш? (телёнок)
  16. Назовите одомашненное насекомое. (пчела)
  17. Как определить возраст лошади? (по зубам)
  18. Строят ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (нет)
  19. Как называется собачье общежитие? (псарня)
  20. Из этого вещества ещё в 15 веке на Гаити делали игрушки детям, а в Европе о нём узнали только в 19 веке, сейчас это вещество научились получать искусственно химическим путём. (каучук)

6 тур. 3 человека по 5 вопросов.

  1. Кто лечит животных? (ветврач)
  2. Какое время года любил Пушкин? (осень)
  3. Ядовитый газ на дне Черного моря. (сероводород)
  4. Редкая крупная птица лиманов Приазовья. Занесена в Красную книгу Кубани. (пеликан)
  5. Самая длинная судоходная река Краснодарского края. (Кубань)
  6. Место смешивания вод Черного и Азовского морей. (Керченский пролив)
  7. Самое маленькое и самое мелкое море, омывающее Россию. (Азовское)
  8. Крупное млекопитающее, обитающее в Черном и Азовском морях, легко поддаётся дрессировке. (дельфин)
  9. «Умываются» ли насекомые? (да)
  10. Назовите самого крупного представителя грызунов. (водосвинка – капибара)
  11. Назовите животных, названия которых состоят из двух букв. (уж, ёж, як)
  12. Какие птицы самые быстрокрылые? (стрижи и ласточки)
  13. Почему исчез дронт? (уничтожен людьми)
  14. Кто из млекопитающих самый быстрый? (гепард)
  15. Какая змея самая длинная? (анаконда)

7 тур. 2 человека по 6 вопросов.

  1. У каких птиц самые крупные яйца? (страус)
  2. Чем опасна муха цеце? (переносчик сонной болезни)
  3. Зачем рыбе жабры? Только для дыхания или ещё для чего-то? (для питания и общения)
  4. Что означает слово «картофель»? (земляное яблоко)
  5. Из перечисленных растений получают один и тот же продукт, используемый в пищу: лён, хлопок, горчица, кукуруза, соя, подсолнечник, рапс, олива, какао, пальма, конопля. Какой это продукт? (масло)
  6. Какое растение помогло раскрыть законы наследственности? (горох)
  7. В какой стране развито искусство «бонсай»? (Япония)
  8. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (верблюд)
  9. Каждое лето в положенный срок вылетает из воды рыбий обед. Назовите обед. (личинки комаров - мотыль)
  10. Какая птица возит своё гнездо и птенцов на себе? (чомга)
  11. Какое крупное копытное животное, обитающее в Кавказском заповеднике, занесено в международную Красную книгу? (зубр)
  12. Как звали корову в мультфильме «Трое из Простоквашино»? (Мурка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ВОПРОСЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТУР, ДЛЯ ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ или сообщить как интересные факты.

  1. Ещё древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть чёрные, синие, которые пытался вывести ещё Гёте. Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут. Например, свежим сеном, чаем, корицей, геранью. О каком цветке идёт речь? (роза)
  2. «Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в городе Гриндербурге проходили выборы губернатора (бургомистра) – пишет П.И.Мариновский – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало. О каком насекомом идёт речь? (вошь)
  3. Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества нескольких домашних животных: даёт молоко, как корова; стригут шерсть как с овцы; хвост у него как у лошади; а хрюкает как свинья. О ком идёт речь? (як)
  4. На латинском языке название этого насекомого «сверчок-крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и летает, и даже поёт. Кто это? (медведка «капустянка»)
  5. Чтобы стереть с лица земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в 5 веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело? (к засолению почв, резкому снижению урожая, голоду)
  6. Один из «врагов» человека – комар – переносчик возбудителя малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров? (нарушится равновесие, личинки комаров – корм для многих рыб)
  7. Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении? (нет, он регулирует температуру, но не изменяет состав воздуха)
  8. Какое вещество в промышленных условиях чаще всего используется для очистки воздуха? (вода)
  9. При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения? (озонирование, хлор – ядовитое вещество)
  10. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? ( водопроводную воду надо отстаивать обязательно, независимо от того, будете вы её кипятить или нет)
  11. Бывает, набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем? (ионы серебра убивают микробы и вода не портится)
  12. Какие деревья способствуют очищению воздуха на улице? (тополь, вяз и другие)
  13. Назовите естественные фильтры воды в природе (песок, известняк)
  14. Полезно ли использование освежителей воздуха в быту? ( да, ароматы благоприятны для людей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...