КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ" 3 КЛАСС
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ткач Екатерина Владимировна

"ШКОЛА РОССИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_klass_om.docx830.33 КБ

Предварительный просмотр:

         

Тема

«Разнообразие животных»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Цели деятельности учителя

  1. Познакомить учащихся с классификацией животных и выявить их отличительные групповые признаки;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. учить работе в группе;
  4. развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
  5. прививать любовь к природе, к изучаемому предмету.

Задачи

  1. Создать условия для развития умения называть группы животных в соответствии с их отличительными признаками (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся).
  2. Способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые и образовательные результаты

Предметные: классифицировать животных; приводить примеры животных различных групп;

определять животных и относить их к определённой группе.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; работать с текстом и рисунками учебника- доказывать свои предположения; работать в группе: классифицировать объекты, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку.

Личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование

Рисунки и фотографии с изображением растений и животных, разрезные карточки, таблица.

Основные понятия

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Прогнозируемый результат:

умение рассказать о разнообразии животного мира.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • помочь принять правильную рабочую позу

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

– Прозвенел звонок. Начался урок.
Стали ровно, удобно сели.
На меня все посмотрели.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть внимательно видеоролик и запомнить все, что вы увидите, а также послушать стихотворение.

Звучит музыка ( фрагмент из передачи « В мире животных) Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Сели за парты.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём

Природою родной земли

 Зовётся этот дом!

  1. Актуализация знаний.

Цель для учащихся: повторить изученный материал.

Цель для учителя: организовать работу по повторению знаний о живой природе.

Задача: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся.

Все мы с вами живем в огромном доме под названием Природа.

-Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.

- Ребята, а теперь посмотрите на доску.

(На доске фотографии с изображением).

Что или кого вы видите?

 Как назвать все одним словом?

Ребята, перед вами представители одного царства живой природы или их можно разделить? Как? Почему?

– Выделите признаки растений и животных.

– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы.

Берёза, кузнечик, розы, медведь, сосна, окунь, смородина, голубь.

Живая природа

растения

животные

Береза, роза, сосна, малина

воробей, медведь,

окунь, голубь

Растут, дышат, умирают

Двигаются, растут, питаются, дают потомство, умирают

Различаются растения и животные по способу питания. Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными.Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.

3.Постановка учебной задачи.

Цель для учащихся: сформулировать тему и цель урока.

Цель для учителя: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

 

– Ребята, живая природа делится на 4 огромных царства. В одном из которых мы побывали на прошлых уроках. Назовите его. Что это за царство? Какая наука изучает растения? Еще есть царство бактерий и грибов, животных.

 О царстве растений  мы говорили на прошлых уроках, а сегодня мы должны помочь Муравьишке-Вопросику определить тему нашего урока и узнать, в какое царство мы отправимся сегодня.

Для этого вспомните наш видеоклип. Кого вы видели на экране? Как назвать одним словом? Каких животных вы видели? О ком сегодня пойдет речь?

Тема нашего урока « Разнообразие животных».

Откройте страницу 87 в учебнике и убедитесь в этом.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Узнаем….

Познакомимся…

Изучим…

Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Царство животных называется - Фауна.

ФА́УНА - животный мир, совокупность или объединение всех видов животных в  какой-либо  местности ( лес, пустыня, степь и т.д.)

А теперь послушай сказку…

Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое.

У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. И она никак не могла собрать их в группы. На помощь ей пришли люди, которые очень любили животных.

Этих людей называют ЗООЛОГАМИ.( зоо- животные, логос –наука)

-Ребята, сегодня мы тоже с вами будем в роли зоологов. Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве. 

Какие задачи мы поставим на нашем уроке?

Учитель:  - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:

  1. Как разделить животных по группам?
  2. По каким признакам распределить животных?
  3. Действительно ли животный мир разнообразен?

К концу урока нам надо заполнить таблицу

Представители

Отличительная черта животного

Группа животных

Царство растений - Флора.

Ботаника.

Обезьяну, птиц, жирафа и т.д. Мы видели животных. Разных.

 Дети высказывают свое мнение и определяют тему урока

Какие виды животных существуют?  Где они обитают?  Чем они отличаются друг от друга?

Узнать о разнообразии животного мира

Главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.

-думать

-рассуждать

-использовать свои знания

-давать подобные ответы

-быть активными

4.Совместное открытие знаний

Цель для учащихся: учиться различать группы животных.

Цель для учителя: создать условия для формирования умения выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.

«Открытие » учащимися нового знания.
-На какие группы можно разделить животных?  

Проблемная ситуация.

 - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?

- Значит нам необходимо ответить на вопрос:
 

Как разделить животных на группы?

Вопрос:   Как разделить животных по группам ?  

с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения  ученых. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам внешнего сходства.



РАБОТА В ПАРЕ

-Я предлагаю вам выбрать из альбома понравившуюся карточку с изображением животного, найти своего родственника.. Наклейте картинка в колонку представители.

    

      

 

Какие группы у нас получились? Называем животных.

Дополните примерами для своей группы животных нашего края.

– Давайте внесём в таблицу отличительные признаки каждой группы животных.

Зачитайте на карточках сообщение о вашей группе животных.

Отличительные признаки

животного

Представители

Группа животных

Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.

Чайка

Воробей

Ласточка

птицы

Тело рыб покрыто чешуёй.

Лещ

Карт

Щука

рыбы

Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.

Муравей

Пчела

Божья коровка

насекомые

Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.

Медведь

Заяц

Лиса

звери

Найдите в учебнике описание каждой группы животных.

Ребята, почему в нашей таблице остались пустые ячейки?

У нас еще много работы. Давайте разомнемся.

 ученик: животных можно разделить по месту обитания на диких и домашних.
 ученик: -  животных можно разделить по среде обитания: на воде, на суше, в воздухе.
 ученик: - животных можно разделить по виду питания: травоядные, всеядные, хищники.
 ученик: - животных можно разделить по внешнему виду   на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.

 ученик - животных можно разделить по размеру на маленькие и большие.

- Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.

Звери

  

Птицы

  

Рыбы

  

Насекомые

  

Птицы.

Существует теория, что птицы произошли от древних существ, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Существует около 10 тысяч видов птиц. Тело птиц покрыто перьями. Передвигаются по земле на двух ногах. Большинство птиц способны к полёту.

Рыбы.

Среда обитания рыб – вода.

Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

Насекомые.

Насекомые происходят от наземных животных. Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 миллиона видов. Обитают они на суше и в воде. У насекомых 6 ног, а тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко.

Звери.

Звери появились 160 – 170 миллионов лет назад. Живут звери в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Для зверей характерны волосяной покров на теле – шерсть.

Потому что мы назвали не все группы животных.

5.Физминутка

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища.

Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, лиса, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

Выполняют движения.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

  1. Применение новых знаний.

Цель для учащихся: учиться применять полученные знания на практике.

Цель для учителя: выявить пробелы, коррекция; создать условия для формирования нового приёма информационной деятельности – поиска информации по вопросам.

Работа у доски.

Ребята, у нас в таблице остались пустые колонки. Найдите в учебнике названия представителей животного мира и заполним колонку « Группа животных»

Прочитаем о каждой группе в учебнике ( стр.90-91). А теперь расселите оставшихся животных по группам.

Ребята, у нас остались не заполненная колонка « Отличительные признаки». Как вы думаете, чем отличаются представители этих групп от других животных?

Я предлагаю вам дома подготовить информацию о каждой группе животных и заполнить эту колонку.

Где можно найти нужную информацию?

Учащиеся заполняют пропуски,  вставляя слова: паукообразные, черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.

Ответы детей.

В книге, в интернете…

  1.  Закрепление пройденного материала

Цель: проверить  качество усвоения нового материала с помощью фронтальной работы, осознание нового материала.

Игра    «Определи группу животных».

Обитает в водоёмах. Строит свой дом под водой из сучьев, деревьев. Тело покрыто шерстью. Имеет длинный плоский хвост.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Особо опасен весной. Обитает на лугах близ леса и на полянах в лесу. Впиваясь в животных и людей, поглощает их кровь. Передвигается на 6 лапках. Имеет небольшие размеры.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Длинная выгнутая шея делает это животное красивым и грациозным. Перья, покрывающие тело имеют белую или  черную окраску. Прекрасно летает и плавает.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Творческое задание. Работа в группах. Собрать пазл с одним из представителей  животного мира  и рассказать о нем по плану:

  • Группа.
  • Где обитают?
  • Чем питаются?
  • Внешний вид.
  • Индивидуальные особенности.

- Ребята, где мы можем увидеть животных?

 Я предлагая вам посетить выставку животных у нас в школе и познакомиться с ними.

Как вы думаете, есть ли лишние животные на Земле?

В природе нет ничего лишнего и ненужного. Все взаимосвязано. Мы, как представители живой природы, разумные существа, должны беречь и охранять братьев наших меньших.

Дети выполняют задание.

Зверь, бобр

Насекомое, комар

Птица, лебедь

Заяц, попугай.

В природе, по телевизору …

   8.Итог урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Удалось ли выполнить поставленную цель?

- Где нам могут пригодится знания о животных?

Учитель: - Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

 Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?

 Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?

Еще много нам предстоит открыть новых знаний, но это будут уже новые уроки.

Научиться различать группы животных.

Да.

Изучать каждую группу животных в отдельности.

  1. Домашнее задание

Цель для учащихся: закрепить умение группировать животных по группам по их характерным признакам.

Цель для учителя: Создать условия для успешного выполнения домашнего задания.


1. Прочитать статью «Разнообразие животных» c. 87  – 90.
2.  Ответить на вопросы «Проверь себя» с. 92.

  1. Подготовить рассказ об одном представителе животного мира.

Записывают задание.

  1. Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия, выявление уровня осознания содержания пройденного.

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.

-Ребята, совсем скоро наступит Новы год. А у нас елочка еще не наряжена. Я предлагаю вам нарядить елочку.

Если вам на уроке было интересно, всё понятно, урок вам запомнился, повесьте на елочку синий шар.

Если  кому урок понравился, но было что-то непонятно. Вы усвоили не весь данный материал, украсьте елочку желтым шаром.

Если  кому совсем ничего на уроке было непонятно, скучно и неинтересно, то на елочку повесьте красный шар.

Хорошо, что больше синих шаров, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

Оценивание.

Закончу урок стихотворением о природе:

Спасибо за урок.

Дети выходят к доске и украшают елочку.

Любите родную природу –         

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

На веки родная земля.

На ней мы с тобою родились,        

Живем мы с тобою на ней.        

Так будем же, люди, все вместе

      Мы к ней относиться добрей.



Часть жизни они проводят в воде, а часть на суше. Тело покрыто голой кожей, которая участвует в дыхании.

 Тело покрыто кожей с сухими чешуйками, щитками или панцирем, все они ползают о земле.

Часть этих животных обитает в морях и океанах. Они имеют мягкое тело, которое защищено раковиной

Это группа обитает только на дне Мирового океана, свободно передвигаются или прикреплены ко дну.

Это единственные животные, которые населяют любые существующие на планете водоёмы. Тело имеет  головогрудь и брюшко. Они имеют две пары усиков.  Дышат жабрами

Эти животные имеют удлинённую форму тела. У них нет ног и внутреннего скелета. Мышцы вместе с кожей образуют кожно-мышечный мешок, где находятся все внутренние органы.

Главная отличительная особенность этой группы – наличие четырёх пар ног.

Типичные наземные животные и основной способ их передвижения — ползание, пресмыкание по земле.

Группы животных

Существенные признаки

Черви

Тело удлиненной формы,

Моллюски

Мягкое тело, защищено раковиной

Иглокожие

Тело покрыто иглами, живут в воде

Ракообразные

Тело состоит из частей, покрытых панцирем

Паукообразные

Имеют 8 ног

Насекомые

Имеют 6 ног

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуей, дышат с помощью жабр

Земноводные

Голая, нежная кожа, часть жизни проводят в воде, часть на суше

Пресмыкающиеся

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем, ползают

Птицы

Тело покрыто перьями

Звери

Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...