Рабочая программа "Мир природы" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Шатилова Елена Дмитриевна

Рабочая программа "Мир природы" 3 класс коррекционная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_3_kl.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждена на заседании

Согласовано

                           Утверждаю

методического совета

зам.директора по УВР

Директор школы

Протокол № ____

_________Т.Е.Инжеватова  

                                               А.Е.Акатьева

«__» _____2021г

«__» _____2021г

«__» _____2021г

Кемеровская область

Новокузнецкий район

МБОУ «Кузедеевская школа – интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Мир природы и человека»

для учащихся 3 класса

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель: Шатилова Елена Дмитриевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) на 2021 – 2022 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания

  • развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Мир природы и человека», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебники: 1) Мир природы и человека, 3 класс, часть I, Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Москва

«Просвещение» 2021 г

2) Мир природы и человека, 3 класс, часть II, Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А. , Москва «Просвещение» 2021 г

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

– формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;

– обогащение, уточнение, активизация словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие связной устной речи (диалогической и монологической);

– развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов;

– воспитание нравственных качеств личности на основе изучения предметов и явлений окружающего мира.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

  • учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать, сравнивать, характеризовать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках

– на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и

умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам.

Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные и отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях

природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Учебные презентации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебным планом на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Характеристика базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению.

Личностные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми; слушать и понимать речь других

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать

и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Познавательные учебные действия

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • читать; писать; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

Планируемые результаты освоения обучающимися мир природы и человека:

Минимальный уровень:

– представления о назначении объектов изучения;

– узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

– отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

– называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;

– представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

– знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

– знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

– ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

– составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

– адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

– адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

– представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

– узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

– отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации;

– развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

– знание отличительных существенных признаков групп объектов;

– знание правил гигиены органов чувств;

– знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных особенностей;

– готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

– ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

– выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предварительного и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

– проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

– соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

– выполнение доступных природоохранительных действий;

– готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.

Содержание курса

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы программного материала

Всего часов

Теория

Экскурсии

1

Времена года

21

17

4

2

Растения

5

5

-

3

Животные

3

3

-

4

Человек

5

5

-

ИТОГО:

34

30

4

Литература и средства обучения

Программа:   Адаптированная основная общеобразовательная программа  образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант).

- Учебники:   Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О.  Мир природы и человека ФГОС ОВЗ (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)  в 2 частях)                                                                                                                                                                                                                  Москва «Просвещение», 2021г.

Методические материалы:   нет                                                                                                                                                

Дидактический материал:

-Дидактический материал по окружающему миру  «Зима»                                                      

 -Дидактическое пособие по окружающему миру «Весна»

- Дидактический материал по окружающему миру  «Лето»  

- Дидактический материал по окружающему миру  «Осень»                                                                                                                                                    

- Дидактический материал по окружающему миру  «Времена года»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Цветы, деревья»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Овощи, фрукты»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Грибы, ягоды»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Домашние и дикие животные»

-Дидактический материал по окружающему миру «Дикие звери и птицы»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы»

-Дидактический материал по окружающему миру «Домашние и дикие животные»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Машины»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Птицы»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Транспорт»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Посуда, продукты питания»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Одежда, обувь, головные уборы»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Город, улица, дом»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Профессии»

-Дидактический материал по окружающему миру  «Инструменты»

- Развивающая игра  «Наведи порядок»

- Развивающая игра «Мир растений»

- Развивающая игра «Время»

- Развивающая игра «Времена года»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Цветы»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Деревья»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Фрукты, ягоды»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Овощи»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Мир вокруг нас»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Ягоды, грибы»

-Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики «Овощи, фрукты»

-Кроссворды по развитию речи

Учебно-практическое оборудование:                                                                                                           

- Набор домашних животных

Информационное обеспечение:                                                                                                                                                 

 - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru                                                                                                                                                                         - Газета «1 сентября». – Режим доступа:  www.festival.1september.ru                                                                                   

- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим  доступа: www.uroki.ru                                                                                                                                                                       - Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:  http://nachalka.info/about/193                                     

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok                                                                                                                                                                  - Сеть творческих учителей. Режим доступа: http://it-n.ru

11

Календарно – тематическое планирование

Планируемые результаты

п/п

урока

ТЕМА

ДАТА

ФАКТ

ПРИМЕЧАНИЕ

предметные

личностные

по

ПРОГРАММЫ

теме

СЕЗОННЫЕ

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ

4 часа

Времена года. Осень (часть I)

1

1

Осень. Экскурсия

Называть признаки

Целостный, социально

с. 5-9 / 3, 4

2

2

Растения осенью.

осени. Знать названия

ориентированный

с. 10-12 /4,5

3

3

Животные осенью

осенних месяцев.

взгляд на мир в

с. 13-16 /5-7

4

4

Занятия людей осенью

Знать, как следить за

единстве его природой

с. 17,18 /7,8

своим здоровьем;

и социальной частью.

какую одежду

Ценностное отношение

выбирать; знать, что

к природе. Осознание

"осень"- пора сбора

себя как ученика,

урожая

заинтересованного

посещением школы,

обучением, занятиями

ЖИВАЯ ПРИРОДА

5 часов

Растения (часть II)

5

1

Сравнение растений.

Уметь сравнивать

Умение обращаться за

с.5-13/26-31

Части растений

растения. Знать части

помощью, принимать

6

2

Растения сада. Лес

растений. Знать

помощь; овладение

с.14-18/31-34

7

3

Плоды и семена.

названия растений

социально-бытовыми

с.19-21/34,35

Лесные ягоды

сада. Различать плоды

навыками,

и семена растений.

используемыми в

8

4

Грибы

с.22,23/35-37

Знать названия

повседневной жизни

9

5

Травы

с.24-27/37,38

съедобных и

несъедобных грибов.

12

Знать названия трав

3

часа

Животные (часть II)

10

1

Дикие животные

Знать названия диких

Целостный, социально

с.28-32/39-42

11

2

Домашние животные

и домашних

ориентированный

с.33-39/42-46

12

3

Птицы

животных, перелётных

взгляд на мир в

с.40-47/46-49

и зимующих, хищных

единстве его природой

и певчих птиц

и социальной частей

4

часа

Времена

года. Зима (часть I)

13

1

Зима. Экскурсия

Знать названия зимних

Формирование

с. 19-23 /8,9

14

2

Растения зимой

месяцев, признаки

положительного

с.24-25/9,10

15

3

Животные зимой

зимы. Связно

отношения к мнению

с.26-28/10,11

16

4

Занятия людей зимой

высказываться по

учителя, сверстников;

с. 29 – 31 /11

плану, употребляя

Готовность к

простые

безопасному и

распространённые

бережному поведению

предложения. Знать,

в природе и обществе;

какую одежду

умение обращаться за

выбирать зимой; в

помощью, принимать

какие игры можно

помощь

играть

5

часов

Человек (часть II)

17

1

Дыхание человека

Знать названия

Осознание себя как

с.48-52/50,51

18

2

Профилактика

органов человека.

ученика,

с.53-54/51-53

простудных

Называть части тела

заинтересованного

заболеваний

организма человека.

посещением школы,

19

3

Кровь. Сердце. Пульс

Знать причины

обучением, занятиями;

с.55-57/53,54

20

4

Окружающая среда и

простудных

формирование

с. 58, 59

здоровье человека

заболеваний. Называть

положительного

расположение органов

отношения к мнению

21

5

Питание человека

с.60-65/54-56

13

на теле человека.

учителя, сверстников;

Знать полезные

умение организовать

свойства продуктов

своё рабочее место

4

часа

Времена

года. Весна (часть I)

22

1

Весна. Экскурсия

Знать названия

Овладение социально-

с.32-36/11-13

23

2

Растения весной

весенних месяцев;

бытовыми навыками,

с. 37-38 /13

24

3

Животные весной

названия диких

используемыми в

с.39-43/13,14

животных; какие

повседневной жизни;

25

4

Занятия людей весной

с.43-45/14-15

работы проводятся в

умение организовать

огороде весной

своё рабочее место

Времена

года. Лето (часть I)

26

1

Лето

Назвать признаки

Ценностное отношение

с.46-50/15,16

27

2

Растения летом.

лета. Знать названия

к природе; умение

с.51,52/16,17

Экскурсия

летних месяцев. Знать,

обращаться за

28

3

Животные летом

какие работы

помощью, принимать

с.53-55/17,18

29

4

Занятия людей летом

проводятся летом в

помощь. Целостный,

с. 56, 57/19

огороде. Знать

социально

30

5

Солнце в разные

с. 58, 59

времена года

различия солнца в

ориентированный

разные времена года.

взгляд на мир в

31

6

Восход и закат солнца

с.60-62/20,21

Знать сторону восхода

единстве его природой

32

7

Воздух. Значение

с.63,64/22,23

воздуха

и заката солнца. Уметь

и социальной частью.

пользоваться

Овладение социально-

33

8

Термометр

с. 65 /23

календарем. Знать

бытовыми навыками,

34

9

Ветер. Направления

с.66-69/24,25

ветра

значения воздуха для

используемыми в

человека. Уметь

повседневной жизни

пользоваться

термометром. Уметь

определять

направления ветра

14

Литература и средства обучения

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Матвеева М. Б. «Мир природы и человека» I и II части, 3 класс, Москва «Просвещение» 2018 г.

  1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей мир животных и растений Ярославль «Академия развития» 1997 год.

  1. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...