Экспериментирование в ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование в ДОУ6.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.

Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка. Я использую технологию опытно- исследовательской деятельности и экспериментирования.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.

Я рассматривают экспериментирование как метод, близкий к идеальному! Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

работы с детьми даёз пяти взаимосвязанных компонентовОпытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

В моей группе созданы различные центры активности.

И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Такие материалы найти довольно просто. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лаборатории «Маленький исследователь» силами коллег, родителей и друзей детского сада.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Доминирующую роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий, общения, игры.

Я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.

И вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг!

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Составной частью моей работы по развитию любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ являются досуги, праздники, стенды, газеты, практикумы и другие формы работы с родителями, способствующие обмену семейным опытом по обучению ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска.

Результаты у моей работы есть!

Мои малыши - творческие личности, способные к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности, они с удовольствием идут в детский сад, непринужденно вступают во взаимодействие с взрослыми и детьми, охотно играют вместе, участвуют в конкурсах, смотрах, выставках. Они будут успешны в школе.

Вместе с ними «расту» и я как педагог. Мы экспериментируем, познаём, играем и развиваемся вместе!

Многому можно научиться самому: петь, танцевать, рисовать, красиво говорить, – но еще труднее научить этому других.

Увлечь детей и коллег тем, что интересно тебе, чем увлекаешься сам, это большой труд!

Моя работа интересна детям, родителям и педагогам.

Очень люблю свою работу, не смотря на все преграды и проблемы, которые неизбежны. Люблю своих детей. Уважаю своих коллег, они такие разные, но очень гармонично дополняют меня. Являясь активным членом творческой микрогруппы ДОУ, своим опытом делюсь с коллегами.

«Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?

Поэтому я спешу, сегодня раскрывать детям «тайны» этого мира, используя для этого опытно-исследовательскую деятельность и экспериментирование. В результате они тянут из клубка познания красную нить мировидения и жизненных ценностей. Мотает её каждый ребёнок на свой клубочек, получая уроки познания, самостоятельного взаимодействия, активного экспериментирования с этим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование.

Пояснительная записка.Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Происход...

Организация детского экспериментирования

                                                    ...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному.  Он может увидеть что-то  новое,  и...

Конспект открытого занятия по экспериментированию "Тайна деревянного карандаша".

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного...

Круглый стол : «Игра или экспериментирование».

Круглый стол для родителей в детском саду – старшая группа....

«Создание условий для детского экспериментирования»

Совместная деятельность в группе  старшего дошкольного возраста по экспеременированию. Тема: " Помоги Золушке"...