Открытый урок по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цалоева Залина Бековна

Констпект открытого урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В царстве грибов».

Цели урока:

  1. Сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
  2. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, умение слушать и слышать друг друга
  3. Совершенствовать  мыслительные операции: (анализ, синтез, сопоставление, обобщение)
  4. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Планируемые результаты:

  • Образовательные: ввести новые понятия, знать о наличии царства грибов, находить и перечислять части гриба, отличать съедобные от несъедобных грибов, знать наименование грибов, занесённых в Красную книгу;
  • Развивающие: сравнивать грибы и растения и находить отличительные  признаки, сравнивать свои выводы с текстом учебника, развивать познавательный интерес к окружающему миру,

расширять кругозор, развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.

  • Воспитательные: осознавать значение грибов для леса, осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.  

Технические средства обучения, оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, аудио колонки, аудиозапись, муляжи грибов.

 Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

1.Индивидуальные задания на карточках:

а) Дополни цепи питания.

б) Составь свои цепи питания (не менее 3-х)

2. Фронтальный опрос:

-Что называется природой? 

-Какая бывает природа?      

-Что относится к живой природе? К неживой природе? Приведите примеры, обоснуйте ответы.

-Какие два царства живой природы вам известны?  

 Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

-Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?

Звучит аудиозапись «Звуки леса» и стихотворение «Здравствуй, лес, дремучий лес!»

 -А какое это царство, узнаете, отгадав загадку:

1.Осень, дождь на целый день,

Листопад и мокротень.

Только им не зябко –

Одноножкам в шляпках.

2.Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

Ответ: Грибы.

– Кто может сказать о чём мы будем говорить на уроке?

 – Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!  

-Почему учёные выделили грибы в особое царство? Вот на этот вопрос мы и найдём сегодня ответ на уроке.

Изучение нового материала. Актуализация знаний.

- Наши леса славятся грибами. А кто ходил с родителями ходил в лес за грибами?

-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (учитель демонстрирует муляжи грибов)

-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)

-Это видимая часть гриба.

-Что находится в земле? (грибница)          

Работа по учебнику с.112.

Работа в рабочей тетради: выполнение зад. №1 с.54

Рассказ учителя с элементами беседы.

- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок и  трубчатые – похожа на губку).           

- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница)

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет,  а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

 -  А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.                                                

- А вот это – грибы-карлики.                                            

Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство.

-Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.                  

-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112

-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.     Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.

-Можно ли грибы назвать санитарами леса?

-Как они «лечат» лес?

-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). Почему их так назвали?

-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.

Работа по учебнику с.113

- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .

-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда) 

Физкультминутка «Грибы» (дети имитируют сбор грибов)

Мы шли-шли-шли,

(ходьба на месте)

Белый гриб нашли.

Раз-грибок,

Два -грибок,

Три - грибок,

(наклоны корпуса вперед)

Положили в кузовок.

- Дети, а что мы сейчас делали? (собирали грибы).

-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу?

-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)

и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека)                               

-А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых.)

Игра «Собери съедобные грибы»

  • Сейчас мы еще раз будем собирать грибы! Мне нужно по одному человеку из ряда.

На полу грибы, у вас корзинки, и вы опытные грибники, пока звучит музыка, собирайте, но только внимательно.

  • Считаем! Называя грибы: лисичка, подберезовик, красный гриб.
  • Молодцы. Мухоморы никто не собрал?
  • Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, он ядовит только для человека, некоторым животным он приносит пользу).
  • А как вы думаете, какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные). Дополняем схему. (Показываю карточку) какой вид работы у нас сейчас будет7
  • А сейчас мы с вами разделимся на группы, я каждой группе дам конверт. В нем лежит иллюстрация гриба и план вашей работы. Каждой команде надо будет подготовить выступление. Сказать название гриба, описать его внешние признаки и указать: съедобен или несъедобен гриб. Выступает от группы один человек, ответы вы будете оценивать карточками (красного, желтого, зеленого цвета).
  • Давайте узнаем, как же правильно собирать грибы.

Учебник с. 121 как собирать грибы 3 мин.

  • А сейчас перейдем к последнему пункту нашего плана. Это интересные факты! Есть у нас Красная книга. Что в ней находится. Для чего она нужна? (в ней написаны растения и животные, которые на грани вымирания и их нужно беречь).
  • Грибы тоже не исключения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними. Презентация 5 мин.

Работа по учебнику с.115.

Обобщение изученного.

- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.

Итог урока. Рефлексия.

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.

   Домашнее задание.

1.Прочитать текст  на с.112 – 117. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

на с.116.

2.Выучить памятку о сборе грибов на с.115.

3.В книге «Великан на поляне…» на с.127 прочитать рассказ «Кому нужен мухомор?»

Список ресурсов, которые использовались:

  1. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Бондаренко А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику Плешакова А.А.. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Плешаков А.А., Румянцев А.А.. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.- М.: Просвещение, 2010.
  4. Большая энциклопедия природы. Грибы.- М.: Мир книги, 2007.

Директор школы                                                                  А.М.Дзабиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "В царстве грибов"

Открытый урок на тему "В царстве грибов"...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Открытый урок по теме: "В царстве грибов"

Познакомиться  с Царством грибов;Узнать о строении грибов;Классифицировать грибы;Узнать о правилах сбора грибов;Узнать о грибах, занесенных в Красную книг....

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

Открытый урок по теме: « В царстве грибов»

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОСУчебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительн...

Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...