Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» в 3-ем классе на тему: «В царстве грибов»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лосякова Ксения Николаевна

Урок знакомит обучающихся с разными грибами, их строением. Во время урока предлагается выполнение интерактивных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uroka_losyakova.doc474 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по учебному предмету «Окружающий мир»

УМК «Школа России» в 3-ем классе

на тему:  «В царстве грибов»

учитель: Лосякова Ксения Николаевна

Тип урока:

 Урок  Открытие нового знания.

Авторы УМК:

 УМК «Школа России» Плешакова А.А.

Цели урока:

формирование представления у обучающихся понятия «царство грибов»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Предметные

Метапредметные

Личностные

-узнавать строение гриба, научиться различать грибы
- знать грибы занесённые в Красную книгу

Р - регулятивные

постановка учебной задачи

оценивать результаты своей деятельности

К - коммуникативные:

построение речевых высказываний выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

П - познавательные:

- классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам

 - сравнивать, умение делать выводы, работа с информацией

-осознать значение грибов для леса
-осознать важность правильного сбора грибов

-положительная мотивация  и познавательный интерес  к изучению курса окружающий мир

Оборудование:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки для прослушивания аудио

Образовательные ресурсы:

  • Презентация по теме «Царство грибов»;
  • Учебник А.А. Плешакова 3 класс, часть 1
  • Рабочая тетрадь 3 класс
  • Тесты 3 класс А.А. Плешаков  
  • LearningApps.org(«Кто хочет стать миллионером»)
  •  Электронное приложение: Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. 3 класс. (В комплекте с учебником) 

Этап     урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

-Сегодня у нас гости, когда у вас гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее .

Мы постараемся показать наши знания. Показать себя знатоками природы

- Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Л- положительная мотивация  и познавательный интерес  к изучению курса

окружающий мир

2.Актуализация знаний

 

3.Постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока

Обсуждение затруднений (Почему выделили отдельную группу?) Чего мы ещё не знаем?)

Предлагаю вашему вниманию послушать звуки.(слайд 1)

-Что это за звуки?

-Как вы узнали, что это звуки природы?

-  Что такое природа?

-Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- Назовите признаки живых существ.

- Что вы видите на экране? (слайд2)

-Как вы думаете, что лишнее на экране?                                                 - Почему? По какому признак вы исключили грибы?

- Определите   тему нашего урока?  

-Какую цель  урока мы сегодня поставим?

Звуки природы

-Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

-Живая и неживая

-Животные, растения, грибы,
бактерии.                                   -Питание, дыхание, рост, развитие и размножение,смерть

Группы растений

-Грибы не относятся к царству растений, являются самостоятельным царством

 «В царстве грибов»

Поскольку вы их исключили, мы должны узнать, почему их выделили в отдельное царство

К - коммуникативные

построение речевых высказываний

П - познавательные:

-классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам

Р - регулятивные

постановка учебной задачи

4. Открытие нового знания

Физкультминутка

5.Первичное закрепление

6. Работа с самопроверкой по эталону

Формирова-ние и систематиза-ция конкретных представле-ний учащихся о грибах

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной схемы

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Расскажите, что вы знаете о грибах.

-Давайте рассмотрим строение грибов (Слайд4)

-Как вы думаете, как называется подземная часть гриба? (если не ответят на вопрос, это будет однокоренным словом к грибу, ЛИБО, а какое однокоренное слово к слову грибница?)

- Какое значение имеет она?

-Найдите ответ на этот вопрос в учебнике стр 112, прочитайте
- Что вы нового узнали из прочитанного?

(Слайд 5)- Ребята, а где растут грибы,  точнее, где именно можно встретить грибы?

-Почему?

- Давайте рассмотрите рис. 2 в учебнике, как грибы связаны с деревьями?

- Давайте теперь об этом прочитаем в учебнике

- А как вы думаете, можно ли по названию гриба узнать, с какими деревьями они дружат?

- Рассмотрите слайд 6,7

-Оъясните «дружбу» деревьев с грибами

- (слайд 6,7).

-Гриб настолько зависим от своего дерева, что без него не растет.(слайд8)

-Правда, не все подосиновики селятся рядом с деревом, в честь которого были названы. Есть с десяток разновидностей этого гриба, растущих и в ельниках (слайд 9 белые подосиновики), и в хвойно-лиственных лесах

 (слайд 10 желто-бурые), и в березняках. Но все же самый известный и узнаваемый красный подосиновик обычно можно встретить именно в зарослях осинок.
(слайд 11)

Или, вот, боровик,  а кто знает, как этот гриб называют по-другому?.

У нас его называют боровиком из-за того, что хвойный лес, облюбованный вкусным грибом, также зовется бором.

-  А почему боровик назвали белым грибом? Ведь шляпка у него коричневая, а ножка — серая. В первую очередь это относится к его «статусу» — боровик считается царем грибов, то есть «белая кость», кто-нибудь понимает фразеологизм? (слайд12) Кроме того, в отличие от большинства грибов он не темнеет на срезе.                                                  -Мы рассмотрели с вами подземную часть гриба, а теперь рассмотрим надземную                                   (слайд 13) Из чего состоит надземная часть гриба?

- Шляпка и ножка – это плодовое тело

(слайд 14) Сделаем общий вывод, из чего состоят грибы, рассмотренные нами?

«По грибы» может быть физкултминутка

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

-Теперь закройте учебники и откройте рабочие тетради на стр.66, выполните задание 1. Сверяем с учебниками

-Как вы думаете, для чего нужны грибы в лесу?

Грибы - богатство леса. К ним нужно относиться бережно! Некоторые из них внесены в Красную книгу!
-Давайте рассмотрим некоторые из них:

Приложение 1 (слайд 15-19)

-На какие 2 группы люди делят грибы?

- (20 слайд) Приведите примеры съедобных грибов, где их встречали?

- (21 слайд)А несъедобных грибов (слайд с картинками грибов без названий)

-Посмотрите на 2 последних гриба, на какие съедобные грибы они похожи?

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно?

Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод

- прочитайте про 1 пару грибов

(Слайд 22). Грибы - двойники (белый, желчный)

1) У самого ценного гриба - белого - есть опасный двойник - желчный.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

- По каким признакам нашли отличие?

Прочитайте про 2 пару

(Слайд 23). Грибы - двойники (опята - ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Ложный опёнок - ядовитый гриб.

- По какому признаку нашли отличие?

Прочитайте про 3 пару

(Слайд 24). Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо?

- По какому признаку нашли отличие? (25 слайд)

- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?

Слайд. Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)

- Проверим, как вы разбираетесь в съедобных и несъедобных грибах

https://pp.userapi.com/c846522/v846522647/16f09/H9-3cGWsMoY.jpg

Высказывания детей.

- Грибница

-Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами

-В лесу, под деревьями

Наверно, как-то связаны с деревьями

-Да, можно.

Так, например, подберезовик растет под березой, он так сроднился со своим любимым деревом,  что даже его светло-серая или белая ножка покрыта темными пятнышками, из-за чего напоминает ствол березы

-например, подосиновик,  часто встречается под осинами,

белый гриб,

растёт в бору

Шляпка и ножка

Высказывания детей

-Съедобные и несъедобные

Высказывания детей

Высказывания детей

-формой

-по цвету, по срезу

-по цвету, по срезу

-Похожи формой.

По цвету, по запаху

По запаху, по цвету, по кольцу

формой

по цвету, по строению

- Из шляпки и ножки

-вызвать скорую помощь

-по строению

К - Аргументация своего мнения и позиции 

П -работа с информацией

К-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П – Сравнение, классификация. умение делать выводы

Работа с информацией

П – Сравнение, умение делать выводы

К - коммуникативные

построение речевых высказываний

Л -осознать значение грибов для леса
-осознать важность правильного сбора грибов

Л -оценивать результаты своей деятельности

7.Включение нового знания в систему знаний и повторений.

8 Этап рефлексии деятельности на уроке

9 Самооценка

Повторение и тренировка использования полученных знаний

Осознание метода преодоления затруднений  

самооценка результатов

- Посмотрите на слайд, догадайтесь, о каком грибе идет речь

-Почему у людей интересы к грибам?
- Также грибы используют в лекарственных целях, например тот же красных мухомор, которым так легко отравиться приносит пользу. Настойка гриба применяется для растирания воспаленных суставов, помогает при артритах ( человек испытывает боль при движении, сгибании и разгибании колен..) итд. Так же в лесу грибами питаются животные. Грибы нужно беречь.

- А вы часто ходите в лес за грибами?

- Вы знаете правила сбора грибов? Попробуйте составить свои правила.

-Давайте прочитаем правила сбора грибов в учебнике на стр 115 и проверим, все ли правила мы знаем.

-Прослушаем аудиозапись и ответим на вопрос

https://sun9-3.userapi.com/c831409/v831409728/c684d/qt5If60syrM.jpg

- А сейчас мы с вами сыграем в игру и проверим, насколько внимательны вы были на уроке

Игра «Кто хочет стать миллионером» C:\Users\Ксения\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок.png- Проверяем

-Какую учебную задачу ставили?

- Решили мы задачу?

-Почему же грибы выделили в отдельное царство?

(чем они отличаются от растений?)

Оцените работу на уроке.

- Приём «Похвали Товарища»

Слайд 26

На уроке мне понравилось….

Сегодня я узнал….

Меня сегодня удивило….

-Мухомор

- Еда, из некоторых грибов делают лекарство

-Дети составляют правила сбора грибов

   

Должны узнать, почему грибы выделили в отдельное царство                

Л -осознать значение грибов для леса

Л - -осознать важность правильного сбора грибов

Р -оценивать результаты своей деятельности

Р -оценивать результаты своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 3-ем классе на тему «Эмоции и темперамент»

Развернутый конспект урока в 3 классе по окружающему миру на тему: "Эмоции и темперамент"...