урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Ты - пешеход"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          План-конспект урока по теме

                                                                   «Ты –пешеход»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема и номер урока в теме: «Ты –пешеход», № 1

Базовый учебник:  Виноградова Н.Ф.  Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч.  - М.: Вентана-Граф, 2018.

Цель урока: формирование дорожной грамотности пешеходов

предметные:

- узнать  новые дорожные знаки ;

- уметь объяснять их значение;

- способствовать соблюдению правил поведения пешеходов

метапредметные:

- формировать интерес (мотивацию) к учению; оценивать  жизненные ситуаций    с точки зрения общечеловеческих норм.

- определять цель выполнения заданий на урок

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- слушать и понимать речь других, работать в паре,  высказывать свою точку зрения

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран,  демонстрационный материал» Дорожные знаки», «Сигналы светофора»сигнасы, карточки-сигналы для рефлексии, Крош, фильм из серии «Азбука безопасности»

Структура и ход урока  

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Поверните поскорей вы друг к другу лица

И улыбкой не забудьте с соседом поделиться!

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 А начну я наш урок с чтения отрывка  из стихотворения Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»)

Входит зайка чуть живой.
- Где скакал?
- На мостовой.
Не послушал зайка папу-
Оторвали зайке лапу.


На мостовой автомобили
Лисёнка чуть не задавили.
На мостовую нипочём
Не надо бегать за мячом.


Кот катался без заботы,
Не глядел на красный свет,
Налетел на Бегемота,
Поломал велосипед.

Курица на улице
Едва не пропала,
Потому, что курица
Ходит где попало.

Мышки-глупышки хвосты потеряли,

Хрюшка – без шляпы,

Зайка - без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

- Как вы думаете, почему со зверюшками произошла такая беда?  

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о правилах дорожного движения)

3. Постановка целей и задач урока

Слайд № 2

Всех людей на улицах можно разделить на две группы: водители и пешеходы.

Кого так мы называем?

Тема нашего урока звучит так: «Ты - пешеход»

-Что мы должны узнать на уроке?

  • Какие  правила  движения нужно соблюдать на улицах пешеходам?
  • Какие  помощники есть у пешеходов?

(На доске появляются Крош )

- Сегодня к нам  на урок  пришёл ваш хороший знакомый .

-Кто это? (Смешарик Крош)

Он будет помогать нам осваивать азбуку дорожного движения.

4. Актуализация знаний.

Слайд № 3

 – Улица делится на две части. Давайте вспомним, как называется часть улицы, по которой движутся машины? (Проезжая часть или мостовая).

– А как называется часть улицы, по которой ходят люди? (тротуар)

- Как называется узкая полоса плиток, которая отделяет дорогу от тротуара ? (бордюр)

– Как нужно двигаться по тротуару? (По правой стороне)

- Почему?  (Правильно, чтобы не мешать другим  пешеходам)

Тротуар – эта часть улицы, по которой могут передвигаться только пешеходы.  По проезжей части двигаются машины. Но мостовую приходится пересекать и пешеходам.

 Что  помогает им избежать столкновений с машинами, помогает регулировать движение?  

 

5.Первичное усвоение новых знаний

Слайд № 4

Крош принёс нам какие-то разноцветных кружки. На что они похожи, ребята?(Светофор)

Как располагаются цветовые сигналы у светофора?(на доске)

 Что они обозначают?

Слайд № 5 (Два вида светофоров)

Цвет ЗЕЛЁНЫЙ –
Проходи!
ЖЁЛТЫЙ –
Малость погоди.
Ну, а если КРАСНЫЙ –
Стой, дружок!
Опасно!
       ( Г. Кодиненко)

-Для кого предназначены эти светофоры? (для водителей и пешеходов)

- Где надо переходить перейти дорогу? (Предположения детей)

Посмотрите фильм и скажите, где и как надо переходить дорогу?

ФИЛЬМ  ПЕШЕХОДНАЯ ЗЕБРА»

-Где нужно переходить дорогу?(пешеходный переход)

На доске: набор дорожных знаков –выбери нужный

-Как вы думаете какой знак обозначает подземный переход?

  Слайд № 6

наземный, подземный, надземный переход)

http://www.baby.ru/storage/c/3/0/a/1562684.590193.png   http://www.baby.ru/storage/c/3/0/a/1562684.590194.pnghttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=338866907-40-72&n=21

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

-А что будет означать этот знак?(Надземный переход)

-Какую роль в этом мультфильме выполнял Крош? (регулировщика)

 Кто важнее на дороге: светофор или регулировщик? (регулировщик)

Очень часто в крупных городах  на дорогах возникают транспортные пробки. Они могут надолго приостановить движение автомобилей. На помощь приходит  регулировщик , который указывает в каких направлениях надо двигаться машинам и пешеходам.

-Как переходить дорогу нас научил Крош?

Слайд № 7

ФИЗМИНУТКА

С вниманием налево сперва погляди,

Если свободно – до середины иди.

Потом направо посмотри,

Путь свободен – переходи!

  Слайд № 8

На дорогах, где много полос движения существуют островки безопасности.

Дорожную азбуку надо знать,

Чтоб знаки правильно читать!

Слайд № 8

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=362582536-24-72&n=21

1.Движение пешеходов запрещено

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

http://www.baby.ru/storage/c/3/0/a/1562684.590196.png

2.Знак «Осторожно дети»

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель
!

- Что обозначает этот знак и кому он предназначен?(Водителям)

-Где бы вы его установили? (дороги возле школ, дет.садов, дет. поликлиник)

Слайд № 9

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси.

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

- Как нужно вести себя на остановке?

1)Не ускоряйте шаг и не бегите на остановку нужного вам маршрутного транспорта. 

2)Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановке.

2)На остановках маршрутного транспорта не выбегайте на проезжую часть.

3)Подходить для посадки к дверям  транспорта  можно только при полной его остановке.

Слайд № 10

О чём говорят эти знаки?

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ПДД картинки\i.jpg

1.Велосипедная дорожка.

Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ПДД картинки\2355674-bff3ff07c84ef50c.gif

2.Движение на велосипедах запрещено

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя, 
Ездить на велосипеде!

-С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (с 14 лет)

Ученик. Случайных знаков не бывает, все они придуманы для пользы водителей и пешеходов. 30 лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня их больше ста. Они расставлены вдоль улиц. Круглые, треугольные – укреплённые на стойках, так, чтобы их можно было видеть. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковые, поэтому понятны любому водителю, из любой страны.  Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, то дают добрый совет.

ФИЗМИНУТКА про светофор

КРАСНЫЙ – стоим,

ЖЁЛТЫЙ – присядем,

ЗЕЛЁНЫЙ – маршируем

6.Первичная проверка понимания

1) ТПо с. 79 –самостоятельно. Проверка

2)Работа в парах  с учебником (с.92)

Вспомни дорожные знаки. Все ли знаки названы правильно?

(Ответы учащихся выслушиваются и корректируются)

3) «Сображалки»( с.92)

На доске: Найди подходящие знаки. Дай им название.

-Какой из этих знаков для пешеходов, а какой для водителей?

7. Первичное закрепление

1)Работа с учебником (в паре) с. 93 Проверка

2)Фронтально

Мы поиграем в игру на внимательность "Это я, это я, это все мои друзья!” Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если нет – молчите.


Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Молчат.)
Знает кто, что красный свет –
Это значит хода нет?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто слушаться старших никак не хотел
И на грузовик налетел?
(Молчат.)
Знает кто, что свет зелёный
Означает: «Путь открыт»?
(Это я, это я, это все мои друзья!)

 2. Тест «Знаток» Индивидуально на листочках (коллективная проверка)

А теперь заключительный тест. Если вы на него правильно ответите, то разгадаете слово, и ваш путь будет всегда счастливым!

  1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

С – левой

З – правой

  1. Если человек находится внутри транспорта, он путешествует как:

Н – пассажир

М – водитель

  1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется…

А – тротуар

О – шоссе

  1. Знак «Пешеходный переход» выглядит:

Т – синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д – красный треугольник с изображением человека

  1. Переходя улицу, надо сначала посмотреть:

А – направо

О – налево

  1. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г – с 10 лет

К – с 14 лет

Слайд № 10 Тест «знатоки» (проверка)

Читаем слово:ЗНАТОК! Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!

9. Рефлексия

Вместе с Крошем давайте подведём итог .

-Пригодятся ли вам знания, полученные  на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке о правилах дорожного движения?

-Что является нашими помощниками на улицах? (светофор, дорожные знаки)

 -Покажите, какое у вас настроение (сигналы)

-Улыбнитесь друг другу!

 -Молодцы! Спасибо за работу!

 



Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение. Выражение со скобками.

Класс: 1

Цели:

Повторить правило порядка выполнения действий со скобками.

Закрепить знания в решении задач

Закрепить знания в сравнении чисел с применением действий «вычитания» и «сложения»

Учебные умения:

Уметь складывать и вычитать в пределах 20

Выполнять арифметические действия в выражениях, содержащих два действия и скобки

Уметь решать задачи

Уметь сравнивать числа

Методы:

Работа в парах  

Коллективная работа учащихся

Индивидуальная  работа учащихся.

Оборудование:

учебник «Математика»

магниты

компьютер, интерактивная доска, проектор

1.Создание благоприятной атмосферы в классе.

    Сегодня на уроке мы постараемся светить, как это солнышко.

2.Устный счет

Счет цепочкой.

3.Повторение изученного материала

 - Сегодня мы повторим решение примеров со скобками:

- Что мы должны знать, чтобы правильно решить примеры?

(состав числа, таблицы на «сложение» и «вычитание»)

(8+2)-4=                                (12-6)+3=

(9+4)-6=                                (10-5)+8=

(9+7)-6=                               (15-8)+5=

4.Работа по учебнику.

Решаем задачу стр.99 упр.7

5.Физкультминутка.

-А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку для глаз.

6.Работа в парах.

а)Решите примеры

6+3=                 13-5=                      11-8=

9-7=                 7+8=                        6+8=

(показываю правильно решенные примеры, каждая пара проверяет, вместе подводим итог)

б) Поставь знак >  < =

15-5* 18            6+3*13          10-5*5

3+3*7               8-2*12            2+4*9

(делаем проверку, подводим итог)

7.Итог

-Что делали сегодня на уроке?

8.Рефлексия

-Научился я  решать примеры со скобками?

Да                    Не очень                Нет



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема:«О наших друзьях – животных.  И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка»

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, через включение в разные виды деятельности.

Цель: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, воспитания бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свое и чужое отношение к природе, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих;

метапредметные: регулятивные - принимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций;

познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения;

коммуникативные - воспринимают тексты с учетом поставленной учебной задачи, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование урока:

  • УчебникЕфросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс.
  • Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь № 2.
  • Карточки для целеполагания и рефлексии(дерево и листики).
  • Компьютерная презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Толковый словарь Ожегова.
  • Модели обложек.

Структура урока:

  • Организационный момент
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Актуализация знаний и выведение темы урока.
  • Работа по теме урока.Знакомство со стихотворением И. Мазнина

«Давайте дружить»

  • Физкультминутка
  • Знакомство с рассказом Ю. Коваля «Бабочка» Первичное восприятие.
  • Работа над моделью обложки
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.
  • Информация о домашнем задании.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.

                Мы – умные!

                Мы – дружные!

                Мы – внимательные!

                Мы – старательные!

                Мы отлично учимся!

                Все у нас получится!

Повернитесь к гостям, а теперь  друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Именно  хорошее настроение - успех в любой работе.

Успех в работе зависит ещё и от того, как вы будете говорить. Поэтому давайте проведем речевую разминку.

2.Минутка чтения.  

  • Дыхательные упражнения

     Понюхай цветок.

     Задуй свечу

      Надуваем шарик.

  • Работа над мимикой

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен  уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: ☺. А теперь, вот такое: ☹. А сейчас, вот такое: 😐. (Дети несколько раз тренируются).

А теперь прочитаем скороговорку медленно и быстро;

весело, грустно;

Все бобры добры для своих бобрят.

А теперь, усложним задание: к нашему настроению добавим и силу голоса.

Мы будем читать скороговорку  тихо; громко; нормальным голосом. 

Работа в парах

А теперь читаем в парах. У вас на парте листики со скороговорками.

Прочитайте вместе с товарищем, потренируйтесь в выразительном чтении.

Проведём конкурс на лучшего читателя по рядам.

Встали дети первого ряда! Прочитали! И т.д.

 Для индивидуальной работы:   У ежа иголки колки.

                                                           Мёд медведь в лесу нашёл.

                                                           Воет волк в лесу на луну.

Вывод: Когда мы читаем выразительно, то используем силу нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев.

III.Актуализация знаний и выведение темы урока

- Ребята, а чем мы будем, занимаемся на уроке литературного чтения?

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/612314/img1.gif

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

–Не можем, потому что не знаем тему урока.

  1. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, кто герои скороговорок? (звери)

Какие произведения мы продолжаем читать на уроках литературы?

Тема урока: «О наших друзьях -  животных»

Верно, откройте свои учебники на с. 45 и прочитайте название раздела .

Сегодня на уроке мы поговорим о дружбе, поработаем со стихотворением И. Мазнина «Давайте дружить» и познакомимся с рассказом Ю. Коваля «Бабочка».(Слайд 1)

IV.        Работа по теме урока.Знакомство со стихотворением И. Мазнина «Давайте дружить»

  1. Работа с произведением И. Мазнина «Давайте дружить».

Знакомство с биографией поэта.(Слайд 2)

Родился 6 июня 1938 г. в Москве.Окончил Московский городской пединститут в 1962 г.Переводит стихи с языки народов России и ближнего Зарубежья.Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу.Жил  в Москве.

2. Учитель выразительно читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить», учащиеся следят по тексту.

-        Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?

-        К чему призывает автор этого стихотворения?

- С кем дружит солнце?

- Почему автор говорит, что «солнце дружит со всеми»?

-  Почему автор призывает всех своих читателей к тому, чтобы нас «любили и зверь, и птица»?

- Почему автор называет людей верными друзьями зверей и птиц?

- Ребята, а как вы думаете, какие слова в стихотворение можно назвать главными? ( любовь, друзья, дружба)

     -Что значит для вас дружба? ( ответы детей)

Давайте прочитаем, как разъясняет слово «дружба»  толковый словарь Ожегова( показать словарь)

Дружба - это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви

 Работа по группам.

  1. Чтение стихотворения учащимися: про себя; парами; по строчкам вслух.

  • О чём мечтает поэт? К чему призывает людей? (Надо любить окружающую природу, надо вести себя так, чтобы животные нам доверяли и не боялись нас)
  • Прочитаем выразительно.(2уч.)
  • Пока ребята читают выразительно, трое учеников работают на карточках.

Подумай и укажи, кто с кем и что с  чем должны дружить.

ветер         солнце

птица          поле

плуг            небо

люди          море

трава          дожди

Посмотрим, какие примеры дружбы приводит автор.

  • Проверяем задание .

Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению И. Мазнина. Какими строками произведения можно «подписать» данную иллюстрацию? А какую иллюстрацию можно было бы нарисовать к последней строфе стихотворения?

  1. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради (коллективная проверка).

V.        Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

VI. Знакомство с рассказом Ю. Коваля «Бабочка» Первичное восприятие.

- Как вы думаете о ком шла речь в стихотворении?

- Правильно,  о бабочке.Ещё один пример дружбы человека и бабочки услышим из рассказа Ю. Коваля «Бабочка».

1. Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

-        Как вам удалось отгадать такую непростую загадку?

-        С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим согласны? С чем вы могли бы её сравнить?

-        

2.        Работа над произведением Ю. Коваля «Бабочка».

Знакомство с биографией писателя(Слайд 9)

Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове..

В 1955 году Юрий Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, который закончил в 1960 году, получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты.Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 года.

Чтение рассказа Ю. Коваля «Бабочка»(3 человека).

-        Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали? Ответьте на вопросы 1, 2 в учебнике.

Посмотрите, какие бывают бабочки.Понравились вам бабочки? Какая именно? Кому захотелось поймать бабочку для своей коллекции?

-        

Ребята, некоторым из вас я давала задание приготовить  информацию о редких бабочках. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Слайд 10)

1 ученик. Махаон - у этой бабочки остроконечные жёлтые крылья с чёрными полосками и голубыми и оранжевыми пятнышками. А на концах задних крыльев - «шпоры».

(Слайд 11)

2 ученик. Аполлон - большая, белая, полупрозрачная бабочка, вся пронизанная светом солнца. На её крыльях - чёрные и красные кружки и точки. Аполлон летает только в солнечную погоду; летает очень медленно, не спеша, как будто специально хочет показать всем свою красоту.

(Слайд 12)

3 ученик.Адмирал - на чёрных крыльях - красные полоски-«лампасы», как на брюках адмирала. Весной эти бабочки, как птицы, летят с юга на север.

3.Самостоятельная работа по рабочей тетради.

VII. Работа над моделью обложки.

Работа по группам. Давайте составим модель обложки произведений, которые мы изучили на уроке.

1 группа Стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»

Это … ( стихотворение)

О … ( животных)

Написал … (И. Мазнин)

Стихотворение называется … (Давайте дружить)

Прочитайте модель обложки…

2 группа Рассказ Ю. Коваля «Бабочка»

Это … (рассказ)

О … ( животных)

Написал … (Ю. Коваль)

Рассказ называется … (Бабочка)

Прочитайте модель обложки…

Творческая работа. 

Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку - это значит убить её!.. Что же делать? Как сохранить красоту? (Рисовать, фотографировать.)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

У каждого из вас сейчас появится своя бабочка.

VIII Подведение итогов:

Итак, давайте подведём итог.

С какими произведениями работали на уроке?

Понравились ли они вам?

Чему они учат?

IX.Рефлексия (открываю другую сторону  доски)

Ребята, перед вами дерево мнений. Смотрите оно голое. Чего не хватает?

Давайте оденем весеннее дерево: если настроение хорошее, вы довольны своей работой, вы исполнили свое желание, которое было в начале урока и урок понравился- выбираете зеленый листочек.

Если не очень- выбираете еще не проснувшийся листочек - почечку.

(оформление дерева)

Изменилось наше дерево? Посмотрите, какое оно получилось нарядное и красивое!

( обращаюсь к выставке)

Рассмотрите выставку детских книг о животных.

Кому захотелось прочитать другие произведения?

Заинтересовавшие вас книги вы можете взять в школьной библиотеке.

X.Домашнее задание.Выучить стихотворение И. Мазнина. Ответить на вопросы в учебнике стр.45-48



Предварительный просмотр:

                                       

Урок окружающего мира

2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Раздел программы:  «Кто ты такой?»

Тема урока:  «Наши помощники – органы чувств».

Цель: Дать представление о хорошей работе органов чувств, как показателе здоровья человека. Выявить уровень сенсорного развития обучающихся. 

Задачи: обучающие – формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира;

              развивающие - развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

             воспитывающие – воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы обучения: наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), игровые (дидактические сенсорные игры), групповая работа, работа в парах.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

  • вода в банках (кислая, сладкая, солёная, горькая, безвкусная),
  • сахарный песок, соль, горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор
  • пластмассовые коробочки сразличными пахучими веществами.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 2 класс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2018 г.

Инновационное оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Ноутбук

     Формы работы:

  • фронтальная (Ф)
  • групповая (Г)
  • индивидуальная (И)
  • в парах

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы.

Какое настроение возьмём с собой?

Тогда вперёд за знаниями.

  2. Вводная беседа.

- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

- А вы хотите в лето?

- А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 1)

Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 2) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).

Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 3) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)

А вот около речки, увидели камни. (Слайд 4) Расскажите, какие они? (Круглые, холодные).

- Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).

3. Формулирование темы и цели урока.

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Вместе с детьми формулируется тема урока  Слайд 5«Наши помощники – органы чувств» и цели. 

-Итак, о каких органах чувств мы будем говорить?

-Сколько их?

-Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки? Приведите примеры.

- Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте поближе с ними познакомимся.

4.  Постановка учебной проблемы

-Учитель: Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?( Дети: Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам)

- Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Правильно: глаза, нос, уши, кожа, язык.

5.Открытие детьми новых знаний

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит свой опыт и готовит краткое выступление про органы чувств . Перед началом работы вспоминаются правила работы в группе  Слайд 6

Алгоритм работы в группе

1.Какой опыт проводили?

2.К каким выводам пришли?

3.Что еще узнали об этом органе чувств?

4. Как уберечь и сохранить здоровье?

5. Оцени работу группы

Работа в группах .

1 группа-орган вкуса – язык

1.Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык

Группа 1 определяет вкус воды, сахара, лимона, солёного огурца.

Цель: Определить какие вкусы может различать наш язык.

 (На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная, горькая). Дети наливают в свой стаканчик воду из какой-либо баночки и определяют вкус воды).

Группа  определяет вкус разных продуктов.

Цель. Установить, как человек определяет вкус.

На столах у детей разные продукты и специи: горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор, соль, сахар.

Задание. С закрытыми глазами определить вкус разных продуктов.

После проведения опытов  дети подводят итог и отвечают на вопрос: С помощью какого органа чувств человек определяет вкус?

Учитель:  - Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки. Слайд 7. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.

Нужно помнить, что нельзя человеку кушать слишком горячую еду и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки.

2 группа-орган осязания - кожа

1. Опыт. Цель: выяснить, что мы чувствуем при помощи кожи

2. Ход опыта

Проводится игра « Угадай, что лежит в корзинке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд.  Опиши какой предмет по качеству, по размеру, определи материал и тд

 

Вывод группы:

При помощи кожи мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий. Слайд 8.

Учитель: – А сейчас я хочу рассказать вам одну печальную историю, вы  подумайте, зачем я вам ее рассказываю?

Однажды, во время одного праздника решили сделать живую статую «Золотой мальчик» Слайд 9. Для этого мальчик с головы до ног был выкрашен золотой краской и поставлен на пьедестал. К концу праздника мальчик почувствовал себя плохо. Врач приказал смыть краску с кожи мальчика, но она долго не смывалась. Ребенку становилось все хуже, и вскоре он умер. Почему? (ответы детей, кожа мальчика не могла дышать, выделять пот через краску).

Слайд 10. О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте (комментарии детей по содержанию слайда).

3 группа-орган обоняния-нос

Опыт. Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

2.Ход работы

Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

Запах №1-чеснок   Запах №4-лук

Запах №2-кофе     Запах №5-апельсин

Запах №3-духи     Запах №6-зубная паста

Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.

Учитель.: Когда вы ощущали запах?

Дети.:  Когда делали вдох.

Учитель.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать? Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния? ( Парфюмерам)

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи.   Слайд 11. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку.

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?    (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

- Руки за спину положим

И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей…

Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4 группа-орган слуха - уши

1.Опыт. Цель: узнать, что мы слышим при помощи ушей.

2 Ход опыта

Детям предлагается сыграть в игру « Чей голос?» (голоса животных) и « Отгадай музыкальный инструмент»,  «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром).

Вывод: С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, звуки, шумы и шорохи

Слайд 12 

Учитель -Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).

Обсуждаем правила охраны слуха (экран с картинками: в холод носи шапку, чисти уши, громким звукам - нет).Слайд 13.

5 группа-орган зрения-глаза

1 Опыт. Цель: узнать, что мы видим при помощи глаз

2 Ход опыта

Детям выданы геометрические фигуры. Задание -разбей их на группы.

Учитель:- По какому признаку вы разбили фигуры? ( По форме, цветы, размеру)

- Какой орган чувств помог выполнить это задание?

 Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Учитель:- Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

Дети:- Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? ( Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.)

Учитель:-. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

Слайд 14 

-  Глаза  считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали  глаза на пирамидах.

. Учитель:-.  А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

Учитель:-.   Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

Учитель:-. Какое значение в жизни человека играет зрение?

Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».

Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, - встаем, если вредно – садимся.                  

- есть морковку;

- читать лежа;

-следим за освещением при выполнении заданий;

-сильно наклоняемся при письме;

- трем глаза руками;

- смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз. 

Гимнастика для глаз. 

Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Частое моргание глазами.

6. Обобщение. Первичное закрепление.

– Итак, мы познакомились с 5 органами чувств человека. Почему же органы чувств мы называем нашими помощниками?

Нужно соединить орган чувства с предметом окружающего мира, который он может воспринять.

Слайд 15  Проверь себя

Уши             Орган осязания

Глаза            Орган обоняния

Кожа            Орган зрения

Язык             Орган слуха

 Нос               Орган вкуса

Учитель обобщает ответы детей.

7. Рефлексия. Итог урока.

-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

-Чему научились?

Учащиеся отвечают по схеме: Слайд 16

-Я узнал(а)…

-Мне было трудно…

-Я научилась…

- А теперь каждый оцените свою работу.

Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите  синий кружочек. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока,  поднимите  жёлтый кружочек.

8. Домашнее задание. Подготовить сообщение : Какое значение для человека имеют органы чувств?

- Дети, спасибо за урок. Я вами очень довольна.  Вы хорошо поработали. Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...