Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Друзья природы»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody_2022g.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности
«Друзья природы»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Друзья природы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Друзья природы», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой, должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цели и задачи курса
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии
- и взаимозависимости природы, общества и человека.
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к природе, жизни.
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Место курса в учебном плане
Курс включает в 1 классе 33 занятия: 1 занятие в неделю.
Содержание курса
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)
Знакомство с программой работы курса, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.
Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4. Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан», Конкурс «Кто? Где? Когда?
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
«ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 24. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь. Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 25. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения. «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 26. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 27. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – «Трещётка»
Тема 28. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 29. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 30. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок».
Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 31. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 32. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- обучение приемам организации учебной деятельности;
- обучение приемам самостоятельной учебной деятельности, развитие контрольно – оценочных действий;
Познавательные УУД:
- развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий;
- развитие способности к анализу и обобщению информации;
- обучение первичным приемам классификации объектов.
Коммуникативные УУД:
- обучение построению суждения, развитие логической связной речи;
- развитие функции обобщения;
- обучение правилам поведения и общения со взрослыми.
Предметные результаты
К концу 1 класса учащиеся получат возможность узнать:
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
К концу 1 класса учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры).
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
теория | практика | |||||
Введение | 1 | |||||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | ||||
Дикие животные | 9 | 10 | ||||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Серый хищник - волк | 0,5 | 0,5 | |||
5 | Хозяин леса - медведь | 0,5 | 0,5 | |||
6 | Любознательный зверёк -белка | 0,5 | 0,5 | |||
7 | Куница - охотник на белок | 0,5 | 0,5 | |||
8 | Лесной красавец - лось | 0,5 | 0,5 | |||
9 | Сердитый недотрога- ёж | 0,5 | 0,5 | |||
10 | Подземный житель - крот | 0,5 | 0,5 | |||
11 | Всеядное животное — барсук | 0,5 | 0,5 | |||
12 | Бобр-строитель | 0,5 | 0,5 | |||
13 | Запасливый бурундук | 0,5 | 0,5 | |||
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 0,5 | 0,5 | |||
15 | Мышка-норушка | 0,5 | 0,5 | |||
16 | Рысь - родственник кошки | 0,5 | 0,5 | |||
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 0,5 | 0,5 | |||
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 0,5 | 0,5 | |||
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 0,5 | 0,5 | |||
20 | Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края» | 1 | ||||
Пернатые жители | 6 | 7 | ||||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 0,5 | 0,5 | |||
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 0,5 | 0,5 | |||
23 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 0,5 | 0,5 | |||
24 | «Лесной доктор» - дятел | 0,5 | 0,5 | |||
25 | Соловей - «великий маэстро» | 0,5 | 0,5 | |||
26 | Галка - городская птица | 1 | ||||
27 | Загадочная птица - кукушка | 0,5 | 0,5 | |||
28 | «Пернатая кошка» - сова | 0,5 | 0,5 | |||
29 | Любимая птица - снегирь | 0,5 | 0,5 | |||
30 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 0,5 | 0,5 | |||
31 | Наш добрый сосед - скворец | 0,5 | 0,5 | |||
32 | «Золотая птица» — иволга | 0,5 | 0,5 | |||
33 | Обобщающее занятие о птицах | 0,5 | 0,5 | |||
Итого: | 33 |
Учебно-методические средства обучения
- Зотов В.Б. Лесная азбука. CD диск . –Изд – во «Два жирафа», 2007
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Текст /А. А. Плешаков.
– М.: Просвещение, 2008.
- Раскраски для детей. Интернет ресурс http://tvoiraskraski.ru/
Интернет – ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
- Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
- Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
- Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы». Для учащихся 2 класса
СОДЕРЖАНИЕ:ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСОДЕРЖАНИЕ КУРСАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» (общеинтеллектуальное направление)
РаРеализацРабочая программа внеурочной деятельности « Чудеса науки и природы» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального г...