Программа по Внеурочной деятельности - "Практическая экология" 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnd_po_praktich_ekologii_1_klass_programma.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Практическая экология для младших школьников»

для  1 «В»  класса

начального общего образования

на  2022 – 2023  учебный  год

                                                   

  Разработала:  Кельзина В.В.,

учитель начальных классов  

Рабочая программа

Курса ВНД  «Практическая экология  для младших школьников»

                                                Содержание курса

На реализацию  курса  «Практическая экология  для младших школьников» в каждом классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели), 2-4 классы – по 34 ч.  Занятия проводятся во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут.

1.Что такое экология? – 2 ч.

Изучение  природы.  Знакомство с наукой «Экология». Зачем изучать изменения в природе родного края (экскурсия в природу).  Экологический календарь, для чего он нужен?

2. «Осенние события в  мире природы» - 12 ч. 

Всемирный день туризма.  Международные дни наблюдения птиц.  Какие бывают облака и дожди осенью. Всемирный день защиты животных.  Почему осенью листья разноцветные.  Зачем берёзы листья сбрасывают.  Международный день без бумаги.  Что сирень в почках заготовила.  Учимся разделять мусор.  Что божьи коровки осенью делают.  Синичкин день.  Почему утки улетели.

3. «Зимние события в мире природы» - 10 ч. Про снежинки и снежную крупу.  Почему сосна хвоинки не сбрасывает.  Что берёза на снег разбросала.  Можно ли зимой «разбудить» дерево.  Где зимуют лягушки.  Почему карасю холод не страшен.  Как сороки зимуют.  Чьи следы на снегу. Почему зимой ежа не встретишь. Как синичка зиму провожает.

4. «Весенние события в мире природы» - 9 ч. Международный день рек.  Как узнать о приходе весны.  День Земли.  Чья жизнь была под снегом.  Какие превращения ждут бабочку.  Откуда прилетели листочки. Международный день птиц.  Из чего птицы гнёзда строят.  Всероссийский день посадки леса.

Направления внеурочной  деятельности, в рамках которых осуществляется реализация курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников»:

1.Общеинтеллектуальное

2.Общекультурное

Виды внеурочной деятельности, используемые в процессе реализации курса: игровая, научно-исследовательская, познавательная, художественное творчество, туристско-краеведческая.

Формы организации занятий курса: экскурсии, творческие мастерские, практикумы, презентации творческих работ.

Планируемые результаты

Личностные:

- оценивание обучающимися жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил поведения;

- участие в решении экологических проблем родного края;

- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;

- принятие правил здорового образа жизни;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- создание творческих альбомов, авторских книг.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

- подготовка и презентация выставок, сообщений;

- подготовка и проведение викторин, конкурсов;

- планирование и выполнение мини-проектов; - планирование и проведение мини-исследований;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- получение знаний экологического содержания;

- работа с историческими источниками;

- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

- проведение простейших наблюдений и опытов;

- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, выявление закономерностей.

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог; - обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах;

- обучение владению диалогической и монологической речью;

- ролевые игры;

- обсуждение проблем в группах;

- интервью с родителями, интересными людьми;

- обсуждение различных экологических проблем;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

- овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

ЭОР

Форма проведения

1.Что такое экология?

2

1.

Зачем изучать изменения в природе родного края (Экскурсия в природу)

1

1. Практическая экология для младших школьников, Григорьева Е.В., Титаренко Н.Н., 2021, URL: https://obuchalka.org/20220104140029/prakticheskaya-ekologiya-dlya-mladshih-shkolnikov-grigoreva-e-v-titarenko-n-n-2021.html

Экскурсия

2.

Экологический календарь, для чего он нужен?

1

2. https://centreinstein.ru/konkurs/victorina/school/s01/

Практикум

2. «Осенние события в  мире  природы» - 12ч.

3.

27  Сентября - Всемирный день туризма.

1

https://bibusha.ru/priroda-vokrug-nas-onlajn-trenazher-po-okruzhayushchemu-miru-1-klass

https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_1/mindex.html

Наблюдение,  сравнение, проблемное  обсуждение

4.

1  Октября - Международные дни наблюдения птиц

1

https://bibusha.ru/priroda-vokrug-nas-onlajn-trenazher-po-okruzhayushchemu-miru-1-klass

https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_1/mindex.html

Наблюдение,  сравнение                                                                                                                                                                                                                                                                    

5.

Какие бывают облака и дожди осенью

1

Игровая

6.

4 Октября - Всемирный день защиты животных

1

https://videouroki.net/blog/ekologiya/2-free_video/

Игровая

7.

Почему осенью листья разноцветные

1

https://rutube.ru/search/?query=почему%20осенью%20листья%20разноцветные

Работа в парах

8.

Зачем берёзы листья сбрасывают

1

https://youtu.be/92Nl7zQjPY8

Классификация

9.

26   Октября - Международный день без бумаги

1

https://videouroki.net/blog/ekologiya/2-free_video/

Творческая

10.

Что сирень в почках заготовила

1

https://youtu.be/DH52QgAaTSM

Наблюдение,  сравнение    

                                                                                                                                                                                                                                                               

11.

Учимся разделять мусор

1

https://multoigri.ru/game/igra-sortirovka-musora

Практикум

12.

Что божьи коровки осенью делают

1

https://youtu.be/y9wLY1pkDhs

Работа в парах

13.

12 ноября - Синичкин день

1

https://rutube.ru/search/?query=синичкин%20день%20

Фронтальная

14.

Почему утки улетели

1

https://youtu.be/x4sAJ6WAEKc

Творческая

3. «Зимние события в мире

природы»- 10 ч.

15.

Про снежинки и снежную крупу

1

https://rutube.ru/search/?query=про%20снежинки%20и%20снежную%20крупу

https://fenolog.rgo.ru/

Индивидуальная

16.

Почему сосна хвоинки не сбрасывает

1

https://rutube.ru/search/?query=почему%20сосна%20хвоинки%20сбросила

https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_1/mindex.html

Групповая

Практическая работа

17.

Что берёза на снег разбросала

1

https://rutube.ru/search/?query=что%20береза%20на%20снег%20разбросала

Работа в парах

18.

Можно ли зимой «разбудить» дерево

1

https://centreinstein.ru/konkurs/victorina/school/s01/

ttps://fenolog.rgo.ru/

Фронтальная

19.

Где зимуют лягушки

1

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/85313-interaktivnaya-igra-ekologicheskiy-kaleydoskop-1-klass.html

Наблюдение

20.

Почему карасю холод не страшен

1

https://rutube.ru/search/?query=почему%20карасю%20холод%20не%20страшен

Работа в парах

21.

Как сороки зимуют

1

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/85313-interaktivnaya-igra-ekologicheskiy-kaleydoskop-1-klass.html

Экскурсия

22.

Чьи следы на снегу

1

https://centreinstein.ru/konkurs/victorina/school/s01/

Практикум

23.

Почему зимой ежа не

Встретишь

1

https://rutube.ru/search/?query=почему%20зимой%20ежа%20не%20встретишь

Фронтальная

24.

Как синичка зиму провожает

1

https://rutube.ru/video/24f63d4bb6435cb9d14bbd4b5ba6d1c2/

Работа в парах

4. «Весенние события в мире

природы»- 9 ч.

25.

14 марта - Международный день рек

1

https://rutube.ru/search/?query=международный%20день%20рек

https://fenolog.rgo.ru/

Фронтальная

26.

Как узнать о приходе весны

1

https://rutube.ru/search/?query=как%20узнать%20о%20приходе%20весны

Творческая

27.

День Земли

1

Групповая

28.

Чья жизнь была под снегом

1

https://centreinstein.ru/konkurs/victorina/school/s01/

Классификация

29.

Какие превращения ждут бабочку

1

https://rutube.ru/search/?query=какие%20превращения%20ждут%20бабочку

https://fenolog.rgo.ru/

Наблюдение

30.

Откуда прилетели ласточки

1

https://rutube.ru/search/?query=откуда%20прилетели%20ласточки

Творческая

31.

Международный день птиц

1

Викторина

32.

Из чего птицы гнёзда строят

1

https://rutube.ru/search/?query=из%20чего%20птицы%20гнезда%20строят

Наблюдение , экскурсия

33.

13  мая - Всероссийский день посадки леса

1

https://rutube.ru/search/?query=всемирный%20день%20посадки%20леса

Итоговый контроль

Количество часов: 33 ч.

Система  оценивания

  • Устный опрос
  • Письменный опрос
  • Тестовые задания
  • Творческие задания
  • Практические работы по содержанию изучаемого материала
  • Итоговый контроль

Контроль за деятельностью учащихся осуществляется посредством опросов в

игровой форме, тестов  (в начале года) и (в конце года) и итоговых творческих заданий в конце каждой темы. Текущая проверка знаний проводится педагогом в процессе игровой деятельности во время каждого занятия. Система оценивания направлена на развитие у обучающихся навыков мышления,  навыков самооценки,  обучение самоопределению в самостоятельной работе и работе в группах.

Список литературы

  1. Бианки В.В. Лесная газета/В.В.Бианки.-Москва: Аванта, 2018.-80 с.
  2. Белоусова Н.А. Птицы Южного Урала и Зауралья.
  3. Григорьева Е.В. природа Южного Урала. Книга для чтения по краеведению.
  4. Григорьева Е.В. Дневник наблюдений за Уральской природой: учебное пособие для начальной школы.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  6. Плешаков А.А. Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.
  7. https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_1/mindex.html
  8. https://fenolog.rgo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса

Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...