Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Андреева Екатерина Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 "Д" классе на тему "Поезда", УМК "Школа России.

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 1 «Д»(вариант программы 7.2, второй год обучения в 1 классе)

Дата: 15.03.2021 г.

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Поезда»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Используемые технологии, методы и приемы: информационно-коммуникационные технологии, ключевые термины, дискуссия, здоровьесберегающие технологии (личностно-ориентированные: дифференциация и индивидуализация).

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по теме.

Содержательная цель: формирование представлений об устройстве и назначении поездов и железных дорог.

Задачи урока:

 Личностные:

- развивать монологическую речь и фантазию                                                                                                                                                     

- формировать умение выражать собственное мнение                                                                                                                                      

- воспитывать уважение к профессиям

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели и план действия;                                                                                                                        

- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Предметные:

- познакомить с видами, назначением и устройством поездов;                                                                                                                     

- формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессиях людей работающих в этой сфере;                                  

- познакомить с историей развития железной дороги, развивать интерес к технике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poezda-_karta.doc103.5 КБ
Файл prezentatsiya_poezda.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(учитель Андреева Екатерина Владимировна)

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 1 «Д»(вариант программы 7.2, второй год обучения в 1 классе)

Дата: 15.03.2021 г.

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Поезда»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Используемые технологии, методы и приемы: информационно-коммуникационные технологии, ключевые термины, дискуссия, здоровьесберегающие технологии (личностно-ориентированные: дифференциация и индивидуализация).

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по теме.

Содержательная цель: формирование представлений об устройстве и назначении поездов и железных дорог.

Задачи урока: 

 Личностные:

- развивать монологическую речь и фантазию                                                                                                                                                     - формировать умение выражать собственное мнение                                                                                                                                       - воспитывать уважение к профессиям

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели и план действия;                                                                                                                         - уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Предметные:

- познакомить с видами, назначением и устройством поездов;                                                                                                                     - формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессиях людей работающих в этой сфере;                                   - познакомить с историей развития железной дороги, развивать интерес к технике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Формирование УУД:

Личностные УУД

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД

- классификация  поездов в зависимости от их назначения;

- сравнивать старинные и современные поезда;                                                                                                                                                                                            

- использовать информацию учебника для выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, правилах безопасности, осуществлять самоконтроль.

Регулятивные УУД

- волевая саморегуляция;

- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;  

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Форма проведения урока: урок-экскурсия

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», проектор, компьютер, мультимедиа.    

                                                 

                                                                                                                 Ход урока

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные    (УУД)

1.Организационный.

1 минута

Приветствие. Организация внимания, настрой обучающихся на продуктивную деятельность.

Приветствие учащихся, добрые пожелания на урок.

У. – У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу - подарите хорошее настроение. Прозвенел звонок, начинается урок. Садимся. Придвинули себя к столам, ножки вместе подружили. Спинка ровна, прямая. Руки…

Приветствие учителя и одноклассников, эмоциональный настрой на работу.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

2.Актуализация опорных знаний.

2 минуты

Обеспечение мотивации, актуализация знаний, постановка проблемы.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Мотивация к учебной деятельности.                                          - Начинаем урок окружающего мира.    Звучит музыка «Голубой вагон» (мультимедиа)

- Ребята, для того, чтобы можно было быстро передвигаться, перевозить пассажиров и грузы, люди придумали и создали… транспорт. Какой? (автомобили, поезда, самолёты)

- Автомобиль – это какой вид транспорта? (наземный). Самолёты? (воздушный), а поезда? (наземный и подземный)

Называют виды транспорта

Коммуникативные УУД:                   - умение выражать свои мысли  полно и точно;

Познавательные  УУД:                   - умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

3. Постановка цели и задач урока.

7 минут

Осознание темы и задач урока. Фиксация учебной задачи.

Организует эвристическую беседу

Проектор: слайд 1.                                   - Сегодня к нам на урок приехали Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (почему черепаху называют мудрой - много знает) и принесли нам загадку:

МУРАВЕЙ:

 - Что за чудо? Вот машина!

Сто колёс! А где же шины?

По стальной дороге мчится.

Приглашает прокатиться. (Поезд)

– Кто из вас видел поезда? Где? (В Самаре, на Ж/Д вокзале)

В  главном городе нашей области, который называется….(ответы детей) Самара, находится крупная узловая железнодорожная станция. Оттуда идут поезда в разных направлениях.

Поектор: слайд 2(фотографии, картинки железнодорожного Самарского вокзала)

– Поднимите руку, кто путешествовал на поезде?

- Ребята, как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока (Поезда)

– Ребята, Муравьишка- Вопросик просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу.

На каком поезде ему нужно ехать?

Проектор: слайд3- поезд дальнего следования (номер1), электричка(2), грузовойпоезд (3) и метро(4) (ответ: на электричке) Электричка перевозит пассажиров на близкие расстояния.

- У нас получились разные мнения. Что нам делать? (Разобраться)

- Какие задачи мы перед собой поставим?

Продолжите предложения: (проектор: слайд 4 )            Научиться объяснять …(зачем нужны поезда)                                                   Научиться различать… (виды поездов)

- Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи - пальчик все, читает …

Высказывают свои мнения, предположения

Дети поднимают веер с нужной цифрой (2)

Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте.

Познавательные  УУД:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли  полно и точно.

Личностные УУД:

- проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету.

4.Физкультминутка

2 минуты

Снятие напряжения.

Организует коллективную работу. Создаёт условия для возникновения у учеников внут-ренней потребности включения в физминутную деятельность.

- А сейчас мы с вами превратимся сами в поезда

Физкультминутка (мультимедиа)                                  Поезд нам кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

С этим поездом со мной

Возвращаемся домой.

Дети должны выполнить движения в соответствии с командой.

5. Открытие нового знания.

10-12 минут

Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Организует эвристическую беседу.

Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником

-  Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.

2. Отгадывание загадок (использование проектора: слайд 5)

ЧЕРЕПАХА:  – Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землёй. (Поезд метро – наглядность-метро в Самаре)

- А кто мне скажет, метро это наземный или подземный транспорт? (ПОДЗЕМНЫЙ)

Учитель – В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Так выглядят станции метро в Самаре.

– О каком поезде следующая загадка – МУРАВЕЙ:

 Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка

Кто такая? (электричка)

– Для чего нужны электрички? (Перевозить людей на небольшие расстояния от города.)

– Теперь отгадайте ещё одну загадку  

ЧЕРЕПАХА:                                              - Я зашёл в зелёный дом,

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.

(Поезд пассажирский на дальнее расстояние)

– Для чего нужны такие поезда? (Перевозить пассажиров)

– И последняя загадка МУРАВЕЙ:

Земля дрожит, силач бежит,

Тянет он за собой

Вагоны с углём и бензин дорогой. (Товарный поезд)

– Для чего нужны такие поезда? (Перевозить товар, грузы)

- А электричка, пассажирский и товарный поезда, их к чему можно отнести, к наземному или подземному транспорту? (к наземному).

Высказывают свои мнения, предположения

Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте.

Познавательные  УУД:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли  полно и точно.

Личностные УУД:

- проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету.

6. Закрепление знаний.

14 минут

Закрепить новый материал на базе ранее полученных знаний.

Организует работу в парах, работу с учебником, с рабочей тетрадью. Музыкотерапия. Организует устные задачи

- Мы с вами определил виды поездов и сможем подсказать Муравьишке на каком же поезде ему отправиться на дачу? (На электричке - наглядность)

-Летом, возможно, кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (Поезд пассажирский, дальнего следования)

– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (Ответы учащихся – в вагонах пассажирских – пассажиры, в товарных – товар, грузы.)

4. Работа в парах (проектор: слайд 6)

– А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся: рельсы, шпалы – это короткие брусья или палки деревянные или металлические на которых лежат длинные рельсы и являются опорой им - наглядность)

5. Знакомство с профессиями.                          - Ребята, а поезда сами по себе могут идти по рельсам? (НЕТ) Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге? (наглядность): проводники и машинисты:

1.Машинист

Много дел у машинистов,

Возит он из края в край

Мед душистый, мех пушистый,

Книжки, овощи и чай!

2.Проводницы

От столицы до границы

Мчат по рельсам поезда.

А в вагонах – проводницы:

Жизнь их – вечная езда!

5. Работа с учебником.

Откройте стр.91

– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум, семафор - наглядность)

Эстакада – это строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщений, для переезда через путь.

Туннель – это подземное сооружение для прокладки железнодорожных путей, длинный проход..

Шлагбаум – это устройство для быстрого преграждения и освобождения пути. Подвижная перекладина.

Семафор – это сигнальное устройство для регулирования железнодорожного движения.

Правило безопасности: работа семафора и шлагбаума (наглядность).

Физминутка (игра)              

Паровоз дудит: «Дуду!»

«Я иду, иду, иду!»

А колеса говорят:

«Так-так-так, так-так-так!»

- Развозит паровозик свои вагончики (ребята садятся за парты)

6. Работа с учебником. История железной дороги.

- Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят.  А каким же был первый паровоз в России?   Рассказ учителя (показ мультимедиа).

- В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

Сравнивая картинки, мы видим, как изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы.

- Что такое «Локомотив» и для чего он  нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)

– А чего здесь не хватает? (вагонов)

– Итак, чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны).

Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей.

Умение работать в парах, с учебником, с рабочей тетрадью, умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение устно решать задачи, находить закономерность.

Познавательные  УУД:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- строить логическую цепь рассуждений;

Регулятивные УУД:

- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий;

- вносить соответствующие коррективы.

7. Рефлексия.

2-3 минуты

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Проводит рефлексию.

 Ребята, наши друзья, Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха, для того чтобы лучше запомнить, спрашивают:                     - Так зачем люди создают поезда? (Для того, чтобы перевозить пассажиров и грузы)

- Какие бывают поезда? (наземные - электричка, пассажирский и товарный; подземный – метро)

– Как устроена железная дорога? (рельсы, шпалы, туннели, эстакады, шлагбаум, семафор…)

- С какими профессиями мы познакомились? (машинист, проводник)

– Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

Оценивают себя.

Умение адекватно оценивать свой труд.

Регулятивные УУД:

- учиться оценивать результаты своей работы.

Личностные УУД:                           - адекватно оценивать свои возможности.

Коммуникативные УУД:                   - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

8. Итог урока.

1 минута

Проверить, как закрепились знания, полученные на уроках.

Организует подведение итогов.

- Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

Встали все ровненько …поблагодарили наших гостей…урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе на тему: «Поезда» Учитель начальных классов: Андреева Е.В. МБУ «Школа №69» г.о. Тольятти Тольятти, 2021

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...