Методическая разработка урока окружающий мир 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Светлана Петровна Груздева

способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Начало истории человечества»

Класс: 4 А

Учитель: Груздева Светлана Петровна

МБОУ «Магистральнинская СОШ № 22»

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в паре и группе

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карта полушарий, тексты № 1, 2, 3.

Основные понятия

Первобытные люди, археология, Геродот

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. . Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Окружающий мир».

– Какие темы мы будем изучать в этой книге?              

- Откройте содержание и прочитайте их названия

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

II. Актуализация  опорных знаний

– Что такое история?

- Вспомним исторические термины, изученные ранее, и решим кроссворд .

-Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)

- Чтобы точнее ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под № 1 и прочитайте его (Приложение 2)

- Что вы узнали из прочитанного текста?

– История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История – это наука о прошлом, дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

- Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

Отвечают на вопрос учителя.

Решают кроссворд

Читают в паре.

Высказывают своё мнение

Внимательно слушают.

III. Введение в тему урока

– Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Прочитайте тему урока.

- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие учёные занимаются изучением древности.

- Возьмите приготовленные вами дневники

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Заполните первый столбик. Что вы знаете по этой теме?

- Заполните второй столбик.

- Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы, и мы их запишем на доске.

IV. Изучение нового материала

- Отправляемся искать ответы на ваши вопросы.

1. Кто такие первобытные люди?

А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. (Слайд 2, 3)

На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались рисунки первобытного человека. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад.

По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображён?

- Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.

- Чем отличается человек от животного?

Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

2. Жизнь и занятия первобытных людей.

- А как первобытный человек жил? Чем занимался?

- Чтобы ответить на эти вопросы сейчас вы поработаете с текстом № 2 в группах и заполните таблицу, после чтения текста № 2.

Время

Орудия труда

Другие изделия

Занятия

Первобытные люди и их коллективы

С древнейших времён до 200 тыс. лет назад

Заострённый камень,

палка-копалка, дубинка

Охота, собирательство

Человеческое стадо

13-7 тыс. лет назад

Топор, лук, копьё, ткацкий станок, плуг, мотыга

Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения

Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремёсла

Род

Племя

Родовая  община

- Выступления от групп.

- Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды.

3. Жизнь людей к концу первобытной истории.

- Какой же стала жизнь к концу первобытной истории? Работа с текстом № 3.

- Какой вывод вы можете сделать после заполнения таблицы?

Рассматривают иллюстрации в учебнике, делаю свои выводы. Дополнение учащимися

Сообщение 1 ученика

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю.

Сообщение 2 ученика

Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Работают с текстом, заполняют таблицу

Читают текст № 3. Заполняют таблицу

Выступления от групп

Высказывают свои мнения, читают вывод в учебнике

V.Включение
в систему знаний
и повторение

изученного

– Почему первобытные люди жили группами?

Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

Для чего строили жилища первобытные люди?

Для чего они изготавливали орудия труда?

Чем занимались мужчины?

Чем занимались женщины?

Почему первобытные люди рисовали животных?

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

Отвечают на вопросы.

Читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».

Выполняют задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернёмся к нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали?

- Вернёмся ко второй колонке.

- Какие вопросы остались без ответов? Где можно найти ответы на эти вопросы?

- Оцените в группах работу членов вашей группы, выдав определённые жетончики.

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике на с. 7.

Отвечают на вопросы

VII.Домашнее задание

Составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника, ПТ стр. 4 задание 3,4 и найти ответы на вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...