Технологическая карта по окружающему миру "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Брагина Ксения Артемовна

Тема урока: «Россия на карте»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с расположением России на карте;
  2. Учить находить Россию на карте.

 

Предметные:

1. знать карту России;

 2. уметь читать карту, уметь показывать объекты на карте.

 

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о расположении России;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о расположении России на карте.

Личностные:

1. развивать интерес к изучению данной темы;

2. развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. 2.Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 24.04.23

Школа: ОЦ № 1

Класс: 2

Кабинет: 215

Студентка: Брагина Ксения Артемовна

Группа: 41

Учитель: Сапожникова Наталья Викторовна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Россия на карте»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с расположением России на карте;
  2. Учить находить Россию на карте.

Предметные:

1. знать карту России;

 2. уметь читать карту, уметь показывать объекты на карте.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о расположении России;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о расположении России на карте.

Личностные:

1. развивать интерес к изучению данной темы;

2. развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. 2.Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки.

ХОД УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:

Слово учителя

Организует работу, настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира, проверьте, все ли у вас готово. Присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

- Здравствуйте.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный:

Беседа

Практический:

Загадка

Актуализирует предыдущие знания

- Сегодня у нас будет интересный урок, вы узнаете много нового, интересного и познавательного.

- Попробуйте отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
 

- Верно, что у нас на доске?

Отвечают на вопросы учителя

- Анализируют.

- Карта.

- Тоже карта, России.

П:  преобразование учебного материала, действия;

П: осознавать познавательную задачу.

Карта

Постановка учебной задачи
(4-5 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Тема, цель

Постановка темы и целей урока

-Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, какая сегодня тема говорить на уроке?

-Какие цели мы поставим на данный урок? Используйте слова опоры со слайда.

Предлагают свои варианты

- «Карта России».

- Узнать, что такое карта

- Научиться читать карту

- Научиться, правильно,

показывать объекты на карте.

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Слайд 2

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный:

Слово учителя

Рассказ

Беседа

Практический:

Работа с картой

Работа по учебнику и рабочей тетради

Работа у доски

Работа в парах

Наглядный:

Иллюстрации в учебнике и на экране 

Открытие нового знания

- - Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

-Кто сможет назвать численность населения? 144 554 993 чел.

-Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, в чём же отличие?

- В учебнике стр. 91 найдите определение «Карта», кто прочитает?

История возникновения карты: в древности. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». 

- Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. На стр. 95 прочитаем правила, как нужно показывать объекты на настенной карте.

- Посмотрите внимательно, как это нужно делать (показ учителя).

- Кто попробует так же поработать с картой? (2 ученика)

- Теперь, давайте научимся определять стороны горизонта на карте:

север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа.

Работа в парах.

- Откройте рабочие тетради на стр. 59 № 3 (30секунд)

- Проверяем задание, смотрим на слайд.

- Откройте учебники на стр.94 второй пункт, прочитайте,  что же обозначают цвета на карте.

- Почему же равнины обозначены разными цветами?

- Каким цветом на карте обозначают низменности?

- Возвышенности?

-Итак, мы с вами узнали, что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

Физ. минутка

Изучают новую тему

- На карте можно увидеть больше объектов, на глобусе точное изображение.

- Карта – это уменьшенное…

Анализируют.

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

-Выполняют задание в парах.

- Проверяют по эталону.

Голуб. – вода; зелен, желт.- равнины и корич. - суша.

- Это низменности и возвышенности.

- Жёлтым.

- Зелёным.

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Р:саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Слайд 3

Учебник

Рабочая тетрадь, карта, слайд 4

Первичное закрепление
(4-5 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный:

Беседа

Чтение правила

Наглядный:

Карта

Практический:

Работа по учебнику и рабочей тетради

Проверка полученных знаний

- Откройте  рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать?

- Отлично. Приступайте к выполнению задания.

-Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте работу на слайде.

- Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради.

 

- Сегодня учимся показывать объекты на карте, давайте выполним данное задание на карте, не забывая правила работы с картой.

(Несколько учеников)

-Отлично. Молодцы, ребята.

- Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

 -Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками.

Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ.

Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё

Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ.

-Отлично, молодцы!

Закрепляют материал

- Раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины

Работать с рабочей тетрадью

- Показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы.

- Существуют условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте.

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

Рабочая тетрадь, учебник, слайд 5

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:

Работа в тетради

Работа у доски

Самостоятельная работа

- Откройте рабочие тетради на стр.61, 1 вариант и задание 2.

- Готовы, проверяем. 1 человек выходит и показывает на нашей карте задание 1, потом 2 человек, 2 задание. Остальные проверяют.

- Самостоятельная работа в парах.

- Проверка у доски по карте.

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный:

Беседа

Итог урока

Домашнее задание

Повторение ранее изученного

 - А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Покажите значками, кто достиг целей.

Домашняя работа:

Учебник: стр. 91-95

Рабочая тетрадь: доделать

Вспоминают прошлый материал урока

-  «Карта России»

- Узнать, что такое карта, научиться читать карту, показывать объекты.

- Записывают домашнее задание.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Слайд 6

Дневник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:  формулирование выводов, обобщений. Фронтальная  Практический:

Карточки

Рефлексия деятельности

- У вас на партах лежат листочки в виде мишеней.

Закрасьте самый большой круг, если материал урока понятен и вы активно работали.

Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения.

Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен.

- Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали.

- Урок закончен!

- Анализируют работу на уроке.

- Анализиуют.

Р: анализ собственной работы.

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...