Грибы как отдельное царство
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

В методической разработке рассматривается уникальность грибов, как отдельное царство. Разнообразие грибов, об их связи в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Предмет «Окружающий мир» 3 класс

Учитель Зиновьева А.В.

Тема: В царстве грибов

Основные цели:

Предметные:

1) сформировать представление о «царстве» грибов;

2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес».

Метапредметные:

Личностные:

умение соотносить свои поступки с этическими чувствами ; желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные:

обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные:

 - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок. 

(Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса.)

- Ребята, кто догадался, куда я хочу пригласить вас сегодня?

(В лес.)

- Молодцы! Вы совершенно правы. Мы отправимся в лес. А ведь лес – хранитель многих тайн. И я предлагаю вам открыть некоторые из них.

− Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, а что такое для вас лес? Кого и что там можно встретить? Посмотрите внимательно на экран.

- Молодцы! Каждый из вас по-своему прав. Всё перечисленное можно разделить на группы. Назовите эти группы.

(РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ)

- А я ещё хочу добавить самых маленьких обитателей леса – БАКТЕРИИ.

- Каким словом учёные-биологи называют эти группы? (ЦАРСТВА)

- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.

- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.

- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?

(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)

- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?

(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)

- Какой орган у растений связывает корень и листья?

(Корень и листья связывает стебель.)

- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.

- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?

(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)

- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?

(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)

- Какой орган у растений связывает корень и листья?

(Корень и листья связывает стебель.)

- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.

5. Реализация построенного проекта.

Строение гриба.

- А вы любите собирать грибы?

- Когда вы были в лесу, то наверно заметили, что маслята можно встретить в еловом лесу, а подберёзовики в берёзовом. И это не случайно.

- Рассмотрите СТРОЕНИЕ гриба.

- Откройте учебник на стр. 112. Посмотрите на рисунок № 1. Как называется этот гриб? (Мухомор.)

- Что вы о нём знаете?

- Биологи выделяют подземную и надземную части гриба.

- Назовите подземную часть гриба.

(Грибница.)

- Назовите надземные части гриба.

(Ножка, шляпка.)

- На рисунке № 1 изображён мухомор, а у меня обитатель хвойных лесов – белый гриб.

Определите строение этого гриба.

 

- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?

(Шляпка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?

(Ножка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?

(Грибница.)

- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.

- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?

(Шляпка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?

(Ножка.)

- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?

(Грибница.)

- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.

Питание гриба.

- Ребята, на что похожа грибница?

(На нити.)

- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.

- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?

(В учебнике.)

- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.

- Что всасывает грибница из почвы?

(Воду и растворённые вещества.)

- Грибы производят сами питательные вещества?

(Нет.)

- А где грибы берут питательные вещества?

(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)

- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.

Питание гриба.

- Ребята, на что похожа грибница?

(На нити.)

- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.

- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?

(В учебнике.)

- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.

- Что всасывает грибница из почвы?

(Воду и растворённые вещества.)

- Грибы производят сами питательные вещества?

(Нет.)

- А где грибы берут питательные вещества?

(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)

- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.

- Правильно, ребята.

1. Грибами питаются лесные жители.

2. Грибами лечатся лесные животные.

3. Грибы – санитары леса. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, ветки) и превращают их в перегной.

- Что такое перегной?

(Перегной – это верхний плодородный слой земли.)

4. Деревья и грибы – друзья. Корни деревьев в лесу оплетены грибницей.

Деревья и грибы помогают друг другу питаться. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли. А растения образуют питательные вещества и делятся с грибами. Вот такая дружба.

Съедобные и несъедобные грибы.

- Если вы любите ходить в лес и собирать грибы, то тогда вы знаете, что есть съедобные и несъедобные грибы. А я проверю ваши знания.

- Давайте поиграем.

ФИЗМИНУТКА

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли…

(Учитель показывает детям картинки съедобных и несъедобных грибов, а дети выполняют движения. Если гриб съедобный, то нужно сесть, срезать и положить в корзинку, а если несъедобный – поднять руки вверх и помахать)

- Молодцы!!!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вы сегодня многое узнали о грибах. Давайте вернёмся к нашему вопросу.

- Почему же грибы выделили в отдельное царство?

- Назовите части гриба.

- Такие ли части у растения?

- Может ли гриб сам вырабатывать питательные вещества как растения?

- Можно ли отнести гриб к царству растений?

- А животные могут сами вырабатывать питательные вещества как растения?

(Животные не могут сами вырабатывать питательные вещества.)

- Может быть грибы – это животные? Почему?

(Не животные, т.к. не умеют двигаться.)

- Именно по особенностям строения и питания грибы выделили в отдельное царство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Презентация "Грибы-особое царство".Интегрированный урок (окружающий мир и технология)на тему "Грибы"

Материал для уроков окружающего мира о правилах сбора грибов,о первой помощи при отравлениях....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...