Конспект окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Казгунова Татьяна Владимировна

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Человек - часть природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира39.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва имени П.А.Столыпина» 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока  окружающего мира

 во 2 классе

  Образовательная система «Начальная школы XXI века»

Тема урокаЧеловек – часть природы 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель  начальных  классов

 высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 14 города Пугачёва имени П.А.Столыпина»

Казгунова Татьяна Владимировна 

 

2023 год

 

Предмет: Окружающий мир

Образовательная система «Начальная школа XXI века»  

   Класс: 2 класс   

Тема урока: Человек – часть природы

Тип урока:  урок открытия нового   знания

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

         Предметные:

1Познакомить учеников с человеком как частью природы .

2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .

3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.

2 Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию: осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

Предметные:

         Смогут рассуждать о том, что человек- часть природы;

         делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;

         выполняют задания , работают с  карточками в группах.

Метапредметные:

         познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать

         коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

         регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

         личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

По характеру  учебно-познавательной  деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные,  практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя:  методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Оборудование:

         Учебник , Красная книга, флажки, цветок, картинка для модели экогорода, магниты, папки для создания Красной книги,

          Рабочая тетрадь, иллюстрации животных, толковые словари, компьютерная презентация, мультимедийная установка, лупа, три конверта с заданями.

 

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

УУД

 

Вхождение в урок

Мотивационный момент

Слайд №1

Интересные вопросы ожидают вас, друзья.

Пожелаю всем удачи, терять время нам нельзя!

 Настраиваются на работу.

 

 

 К-1

Актуализация знаний. Постановка учебных задач

1.      Повторение 

- Я вместе с И.Буниным приглашаю вас в лес

Тропинкой тёмною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью лёгкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

 

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

 

Садится солнце, даль синеет,

Кукушка стонет, а река

Уже от запада алеет

И отражает облака.

- На какую тему это стихотворение? 

Вспомни изученное раннее и восстанови схему.

Природа бывает…

живая        неживая

- Куда отнесёте выделенные слова?

колокольчики кустарники кукушка                           река   солнце облака

    - К данной схеме уместна ли карточка со словом «человек»?

- Человек  относится к природе?

- Куда её поместим?

- Послушайте, какую роль отводит  ваш сверстник человеку в природе.

- А что вы думаете о том, может ли человек жить без природы?

- Попробуйте сформулировать тему урока…

-   На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?

    

       -Ответы на эти вопросы вы найдёте, работая в группах.

  1. исследователи, 2- архитекторы, 3- экологи (устанавливаю флажки с символами)

- Первое задание для каждой группы, найти в толковом словаре, что означает название вашей группы.

- Второе- находится в конверте вместе с алгоритмом работы.

1 группа: -Докажите, что человек – часть природы.

  Что необходимо человеку для жизни?

 -Чем человек отличается от животных?

- Как человек облегчил себе труд и воплотил свои мечты?

Пользуясь учебником, научной литературой,  вставь пропущенные слова в текст Подготовьтесь представить полученный текст.

2 группа: - Кто согласен, что автомобили улучшают, облегчают нашу жизнь? Почему?

- Кто думает, что транспорт вредит здоровью человека? Почему?

-Благодаря чему в городе воздух чище?

Ваша задача создать экологический город, в котором будет дышать легко, уютно жить, удобно работать. Пользуйся иллюстрациями. Подготовь текст для представления макета города.

3. группа: Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся , а поскольку человек — часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Осознав это, люди создали  Красную книгу , цвет которой сигнализирует об опасности.

Наши экологи соберут книгу в необычном виде. Обложка у неё будет — красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное.

- Создай свою Красную книгу с разноцветными страницами. Подготовься представить её ребятам.

-Вспомним правила работы в группе: каждый может высказать своё мнение, уважай мнение своего товарища, коллективную работу представит один ученик.

3.      

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по пройденному материалу

 

 

 

 

О природе

Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных.

Человек- часть природы 

 Верно ли, что человек- часть природы?

Чем человек отличается от животного?

 Какое влияние оказывает человек на природу?

 

 

 

 

 (Воздух, вода, пища).

Имеет разум, речь

 Создал машины, самолёты, ракеты

К-2

 

 

П-8

 

П-5

К-3

 

Работа по теме урока

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1 группа- исследователей Человек- часть природы.

       Человек- часть …, так же как все живые существа: насекомые, …, …. Для жизни ему, как и всем живым организмам необходимы-  …, …, … .

3.      Главное отличие человека от животного–       в …, ….

 Природа кормит человека, …, … . Для строительства дома человек использует …, … ; для лекарства-  … ; для одежды- … . Без пресной воды рек, озёр человек не смог бы … .

Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал …, которые помогают ему в этом . Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя, забывая о природе.

З  

2 группа- архитекторы:      Экогород

Наш город называется …

В нём – как на даче- зелено, …, …..

 Жители  предпочитают одноэтажную застройку и максимальное озеленение.

Экогорожане способны обеспечить себя всем необходимым, выращивая овощи, фрукты, разводя домашних животных, давая природе больше, чем забирая.

Передвигаются жители этого города либо пешком, либо на велосипеде. При необходимости на дальние расстояния пользуются автомобилями с электрическим, газовым двигателем. Кругом деревья, кустарники, цветковые растения.

 Свой обеденный перерыв проводят в парке, у реки, тем самым заряжаясь энергией природы.

 Добро пожаловать в наш гостеприимный экогород!

          3 группа- экологи          Красная книга 2 В класса

- Итак, мы начинаем путешествие по страницам Красной книги наших экологов.

- Сначала идут чёрные страницы . На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь.

- Сейчас речь пойдет о красных страницах книги . На них записаны особо редкие, исчезающие животные .  Этих животных мало, но их еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, гепард, полосатая гиена и синий кит.

  - На жёлтые страницы  записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик и другие. Рудакова

  - На серых страницах  записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес и императорский пингвин.

 - Следующие страницы Красной книги — белые . Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос, белый медведь.

- Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу пишет К. Паустовский: «Кто дал право калечить и безобразить землю?.. Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Так почему мы должны охранять природу? (ее надо сберечь для наших потомков).

 

Выполняют задания и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ

 

 

Рассказывают о своём доме

 

К-1

 

К-2

 

К-3

 

Р-1

К-3

 

П-4

Применение освоенного в практической деятельности

 

 

Коллективная работа

- Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?

Правила поведения в природе. памятка юного друга природы «Десять нельзя»

1.  Не разорять птичьи гнезда;

2.  Не рвать и бросать цветы, не рвать большие букеты;

3.  Не ломать ветки деревьев и кустов;

4.  Не давить насекомых;

5.  Не шуметь в лесу;

6.  Не разводить костры без взрослых;

7.  Не оставлять мусор в лесу и водоемах;

8.  Не сбивать мухоморы и прочие поганки;

9.  Не убивать лягушек и ужей;

10.  Не брать лесных зверьков домой.

 

 

 

 

 

 

П-8

 

П-5

К-3

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока

 

 

Рефлексия 

 

1 группа: - Человек- часть природы.

2 группа: - Человек бережно должен относиться к природе.

3 группа: - Самим принимать участие в охране природы.

 Оценивание и взаимопроверка. – Оценки заслуживают представители групп, а они ставят оценки внутри группы.

Д\З 1 группе- на стр.144 учебника исследовать растения и создать сухие духи для комнаты, 2 группе-  Р.т. стр.44 Ты снимаешь научный фильм о природе. Из каких кадров будет состоять этот фильм?, 3 группе – вместе нарисовать плакат к стихотворным строчкам Я.Акима «Береги свою планету- ведь другой , похожей, нету!».

Определение психологического состояния учащихся

- Благодаря вашей дружной работе, сложилась благоприятная атмосфера. Распустился чудо- цветок с семью разноцветными лепестками, который дарит вам лепесток. Выберите по цвету тот, который  соответствует вашему настроению. При этом загадайте желание. Оно обязательно сбудется . Спасибо за урок!

Дети делают вывод

2.Учащиеся высказывают свое мнение

 

Оценивают работу товарища

Дают оценку своей работе

 

 

К-3

Л-4

Р-3

 

Список использованной литературы:

 

  1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Н.Ф.Виноградова/ – 5-е изд.. – Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 159 стр., 2013.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.Ф.Виноградова/ – 5-е изд.. – Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 47 стр., 2013.
  3.  Окружающий мир: для обучения детей в семье, детском саду и далее…. /И.Р.Колтунова, О.Н.Лазарева, М.Н.Данилова/- Екатеринбург «У- Фактория», 116 стр.,2010 г.
  4. Словарь русского языка, С.И.Ожегов, Москва, «Оникс», Мир и образование, 1198 стр., 2007 г.
  5. Красная книга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".

Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....

Конспект окружающего мира. Что такое деньги. 3 класс.

Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:·        Предметные: понакомятс...

конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"

Способствовать формированию  безопасного поведения детей на улицах и дорогах...

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...