Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Аксенова Светлана Владимировна

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zimuyut_ptitsy.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Окружающий мир в 1-в классе.

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

 Звучат голоса птиц.

      Заставка «Стая птиц в воздухе»

      -Как часто вижу я сон, этот удивительный сон: вдруг я поднимаюсь над облаками и парю в воздухе… Какое удивительное ощущение полета, полной свободы… Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, я просыпаюсь…

      -О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе вех нам по духу, поэтому столько легенд, историй и сказок посвятили птицам люди и может быть, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах!

      - Сегодня на уроке мы с вами попробуем хоть краешком глаза заглянуть в это чудесное и загадочное царство птиц, посмотрим: всё ли нам известно об их жизни, на все ли вопросы найдены ответы?

      2. Актуализация знаний.

      - Но прежде, чем раскрывать тайны, давайте вспомним:

      1. Кто же такие птицы?

      Заставка «Голубь»

      2. Вы узнали эту птицу? Кто это?

      3. По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц?

      4. Все ли птицы выглядят одинаково?

      5. Какие различия есть у птиц?

      - А теперь давайте поиграем в игру, в которой мы увидим, на сколько же хорошо вы знаете наших пернатых друзей. Я буду вам задавать вопросы, а вы по поднятой руке будете отвечать на них.

      1) Назовите птицу, которая не летает, но зато очень быстро бегает? (Страус.)

      2) Назовите птицу, которая не летает, а свои крылья использует не в воздухе, а в воде? (Пингвин.)

      3) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

      4) Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим? (Кукушка)

      5) Назовите самую маленькую птицу. (Колибри)

      6) Кто из птичек по зиме не прочь полакомиться салом? (Синица)

      7) Назовите птицу, которая является символом мудрости.(Сова)

      8) Какие птицы, по народной примете, летают низко над водой перед дождём? (Ласточки, стрижи.)

      - Молодцы! Многое вы уже знаете о птицах! Значит, теперь мы можем смело отправиться к ним в гости.

3. Работа по теме урока.

      - Вот сколько разных птиц нас встретили. Ребята, а все эти птицы нашего края? (нет)

       - Какие птицы не живут в наших краях?

      - Сегодня именно о птицах нашего края и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. А собрались они все вместе для того, чтобы помочь нам ответить на главный вопрос нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на экран. Звучит вопрос так: «Где зимуют птицы?»

      Заставка « Где зимуют птицы?»

      - А теперь, ребята, подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору? (Нет.)

      -Верно. А почему? (Потому что некоторые птицы улетают зимовать в теплые края.)

      -Вот сегодня на уроке мы и поговорим с вами о том, где же зимуют птицы, и почему они улетают в теплые края?

      -Ребята, подумайте, каких же птиц мы можем встретить в зимнее время в нашей местности?

Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

ПТИЦЫ            ЗИМУЮЩИЕ

У. – Назовите зимующих птиц?

У. – Чем они питаются?

У – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

У. – Легко ли им зимой?

У. – А как мы можем им помочь?

У. – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

У. – А как можно назвать птиц, которых мы не встретим в наших краях зимой?

У. –Почему? (улетают)

Птицы, которые улетают от нас зимой, называются -  перелётными

                             ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ            

                            ПЕРЕЛЁТНЫЕ

У. – Объясните слово - перелётные (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).     

  - Так, где же зимуют перелётные птицы? (В тёплых странах.)

      -Ребята, как вы думаете, почему эти птицы улетают в теплые края?

      Ответы детей.

      -Действительно, эти птицы боятся морозов, и не смогут найти еду зимой, так как питаются мошками, комариками, личинками, в общем всем тем, чего не найти зимой, поэтому –то птицы и улетают туда, где смогут пропитаться, то есть в тёплые края.

      -Ребята, а ведь раньше люди этого не знали, и, конечно же, они постоянно об этом задумывались: куда же птицы исчезают?

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку. Ласточки вообще никуда не улетают – зимуют под водой, зарывшись в ил.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

У. –  А как они это сделали? Подумайте.

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке  и подумаем, как же они могли помочь ученым. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

      -И куда только птицы не летят.

      -Посмотрите, на экране на карте изображён перелёт ласточек и журавлей. Обратите внимание на стрелки, показывающие нам направление перелёта. А теперь ответьте, в каком направлении летят эти птицы? (На юг.)

      -Ну, а если там, на юге, так хорошо: тепло и сытно, то зачем же птицы возвращаются опять назад? Ведь некоторые из них не выдержат перелет и погибнут в дороге, так и не долетев обратно.

      - Послушайте стихотворение:

      Птицы весной пролетали над пальмами.

      Пальма в раздумье качала главой.

      Чем привлекает их север печальный?

      Чем им не нравится юг золотой?

      Вечно цветущий, ликующий юг, Южное солнце не прячется в тучи. Нет ни морозов, ни гибельных вьюг! Что же влечет их? А в небе высоком путниц отважных звучат голоса: В крае далеком, в крае ненастном Родина наша, родные леса!

      -Так вот что влечет птиц назад? (Родина, место, где они выведут свое потомство.)

      4. Итог урока.

      -Ребята, давайте подведём итог нашему уроку.

      - Так на какой же главный вопрос нашего сегодняшнего урока мы искали ответ? (Где зимуют птицы)

      -Ребята, на какие же 2 группы мы разделили сегодня птиц?

      Заставка «Зимующие и перелётные»

      -Где же зимуют зимующие птицы? ( «В нашей местности»)

      -Где же зимуют перелётные птицы?   («В тёплых краях»)

      -Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

      -Что их влечёт обратно к нам?

      -Да, ребята, какая красота, эти птицы, какое чудо живая природа!

      -Конечно, природу и все живое вокруг нужно беречь, тогда лишь жизнь на Земле будет продолжаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема:  Осень- природа готовится к зиме....