Отчёт по самообразованию
методическая разработка по окружающему миру

Петрова Виктория Алексеевна

Отчёт по самообразованию на тему: "Комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_samoobrazovanie.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Тема: комплексное использование средств наглядности на уроках “Окружающего мира” в начальной школе 

Цель: изучение возможности использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе 

Задачи: 

 - определить сущность понятия “наглядные средства обучения” и принципы использования средств обучения на уроках Окружающий мир;

-   изучить классификацию средств наглядности;

-  выявить значение комплексного использования наглядных средств обучения на уроках Окружающий мир

Проблема: в условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы, мультимедийное оборудование.

Теория вопроса: Наглядность на занятиях окружающего мира является одним из элементов единой системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Идея наглядности занимала ведущее место в истории педагогики. В практике она была выражена в осуществлении дидактического принципа наглядности, который начал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.        

Исследованием и использованием методов наглядности занимались Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский .  Наглядные материалы с легкостью вызывают интерес у младших школьников, но наглядность не является самоцелью. При наглядном обучении знакомство непосредственно с объектом помогает развитию мышления и играет вспомогательную роль в данном процессе . 

Наглядные пособия на уроках окружающего мира выступают одним из наиболее важных средств умственного развития, а их применение современным педагогом считается обязательным для методически точного и грамотного построения учебного процесса. Наглядные пособия могут содействовать реализации учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения либо тормозить осознание теоретических сведений и формирование умений.                

С целью того, чтобы средства наглядности содействовали реализации учебной задачи и усвоению знаний важно соблюдать правила применения принципа наглядности и верно подбирать и разрабатывать наглядные пособия. Есть ряд правил применения принципа наглядности: наличие достаточного количества наглядности; рациональное определение времени применения наглядных средств; устранение перегрузки занятия средствами наглядности; привлечение к восприятию разных органов чувств; рациональное сочетание слова и средств наглядности. 

Наглядные учебные пособия довольно многообразны по своему назначению, содержанию, методам изображения, материалам и технологии изготовления.

Возможность применения: на уроках окружающего мира следует использовать различные виды наглядности (традиционные и новейшие):

1. естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;

2. экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;

3. картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;

4. объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;

5. звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

До того, как отобрать для занятия определенный вид наглядности, продумывается место его использования, исходя из его дидактических возможностей. Учитываются цели и задачи определенного урока, отбираются такие средства наглядности, которые четко выражают самые значимые стороны исследуемого на занятии явления и позволяют школьнику определять и группировать такие значимые признаки, которые находятся в основе формируемого на определенном уроке представления либо понятия. 

Использованные источники: 

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с.

2. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29.

3. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 53-57.

4. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию...

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс

Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.

В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: "  Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию  "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...