Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Эмоции"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бугрова Карина Валерьевна

Урок изучения нового материла, по рабочей программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру
УМК «Начальная школа 21 века»,4 класс,

(Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С«Окружающий мир», 1 часть, стр.46-52)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:08:15-08:55

Место: МАОУ СОШ №1 г. Черняховск

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Эмоции. От простых эмоций к чувствам.»

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с понятиями «эмоции» и «чувства»; учить различать отрицательные и положительные эмоции; учить наблюдать, делать выводы; воспитывать доброту к окружающим людям.

Задачи:
Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с чувствами и эмоциями человека; формирование представлений о чувствах и эмоциях.

Развивающие:способствовать развитию кругозора обучающихся, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений; развитие связной речи детей, обогащение словарного запаса, умение анализировать выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически; развитие умения работать в парах; развитие памяти, мышления воображения, внимания, восприятия.

Воспитательные: способствовать развитию воспитания чувства ответственности и доброту к окружающим людям, умение анализировать, выделять главное, мыслить логически.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз.

Планируемые УУД:

Личностные:воспитывать учебно-познавательные интерес к новому учебному материалу, к объектам окружающего мира, культуру поведения, проявлять навыки сотрудничеств с одноклассниками и с взрослыми.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; сопоставлять иллюстрацию с описание; развитие умения применять свои знания.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:умение ставить перед собой задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умение учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и находить необходимую информацию, умение осуществлять саморегуляцию.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умения слушать других, задавать вопросы; сотрудничать с взрослыми, находить дополнительную информацию, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои достижения на уроке.

Предметные:развитие образного и логического мышления; понимать различия эмоций и чувств; иметь представления о влияние настроения на эмоции.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная работа.


Содержательный компонент урока:

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Валерьевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2. Проверка готовности к уроку:

У: Посмотрите все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник и пенал.

3. Мотивация к учебной деятельности:
Прозвенел звонок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
пенал, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5». А теперь начнем урок!

II. Актуализация умений и знаний.

#1060;ронтальная работа

У.: Какую тему вы изучали на прошлом занятии?

О.: На прошлом занятии мы изучали обоняние, вкус и осязание.

У.: Верно! Сейчас я проверю, как хорошо вы поняли прошлую тему. Как называется орган, с помощью которого мы чувствуем запах?

О.: Орган, с помощью которого мы чувствуем запах называется нос.

У.: Правильно! Что необходимо делать, чтобы не потерять обоняние?

О.: Чтобы не потерять обоняние необходимо закаляться.

У.: Верно! Сколько и какие вкусы различает человек?

О.: Человек различает 4 вкуса: соленный, кислый, сладкий, горький.

У.: Молодцы! Из-за чего могут ослабевать вкусовые ощущения?

О.: Вкусовые ощущения могут ослабевать из-за насморка, а также при курении.

У.: Молодцы! Вы хорошо подготовили домашнее задание.

III. Лекция учителя с элементами беседы.

  1. Введение в тему.

У.: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте его внимательно, потому что с его помощью вы сможете определить тему нашего урока.

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение

То удивление, то огорчение.

Попробуем сегодня понять,

Как может эмоции человек проявлять?

У.: Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?

О.: Тема нашего урока «Эмоции и чувства»

У.: Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить об эмоциях и чувствах. Как вы считаете, можно посмотрев на человека определить, что он чувствует и какую эмоцию испытывает? Отвечаем по поднятой руке.

О.: Да, посмотрев на человека мы можем понять, что он чувствует и какую эмоцию он переживает.

У.: Верно! А что нам помогает это сделать?

О.: В этом нам помогает выражение лица и действия человека.

У.: Правильно! По-другому мы можем это назвать мимикой и пантомимикой. Как вы думаете, что такое мимика?

О.: Мимика – это выразительное движение мышц лица, форма проявление чувств.

У.: Верно! Мимика – это выразительное движение мышц лица, форма проявление чувств. Как вы думаете, что такое пантомимика?

О.: Пантомимика – это выразительное движение человека.

У.: Правильно! Пантомимика – это выразительное движение человека. Она может проявляться в осанке, походке.

  1. Открытие новых умений, знаний.

У.: Очень часто в нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены или опечалены, тогда мы плачем или жалуемся, так мы проявляем свои эмоции. При некоторых эмоциях человек может очень сильно покраснеть или побледнеть, и даже потерять сознание. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями. Эмоции могут отражаться в мимике человека, а также в пантомимике, при сильных эмоциях может измениться работа органов тела. К примеру, при волнении сердце взрослого человека может делать более 100 ударов в минуту, когда обычно оно делает всего лишь 70 ударов в минуту.

У.: Что же такое эмоции?

О.: Эмоции- это реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира.

У.: Молодцы! Отражением наших эмоций являются чувства. Самым главным, длительными глубоким человеческим чувством является любовь. Но есть и такие чувства, которые могут быть менее глубокими и длительными. К примеру мальчик мечтал о книге, когда её подарили он был очень счастлив, но со временем интерес к книге стал пропадать, а вместе с ним и счастье, и через несколько недель его совсем не осталось.

  1. Работа по учебнику.

У.: Откройте учебник на странице 46. Рассмотрите фотографии. Подумайте какие эмоции испытывают их герои.

У.: Как вы думаете, какие эмоции испытывают герои? Отвечаем только по поднятой руке.

О.: Герои на фотографии испытывают радость, обиду, страх, огорчение, отвращение, восторг.

У.: Все верно! Каждая из этих эмоций выглядит по-разному и их достаточно легко различить. Сейчас вы будете работать в парах, на ваших партах лежит конверт №1 с различными чувствами, вам необходимо распределить их на две группы и объяснить почему вы разделили именно на эти группы.

Радость, восторг, восхищение, уважение, гнев, грусть, раздражение, любовь, нежность, ярость.

У.: Какие две группы чувств у вас получились?

О.: У нас получились «Положительные» и «Отрицательные» чувства.

У.: Правильно! Положительные чувства – это позитивная ответная реакция на событие, которое вызывает радость, счастье и другие положительные эмоции. Отрицательные чувства – это негативная ответная реакция на событие, которое вызывает грусть, гнев и другие отрицательные эмоции. Прочитайте положительные чувства.

О.: Положительные чувства – радость, восторг, восхищение, уважение, любовь и нежность.

У.: Верно! Теперь зачитайте отрицательные чувства.

О.: Отрицательные чувства – гнев, грусть, раздражение, ярость.

У.: Молодцы, вы отлично справились с заданием!

У.: Сейчас я буду называть эмоции, а вам необходимо их показать с помощью мимики. Первая эмоция, которую необходимо показать-грусть.

О.: показывают эмоцию

У.: Молодцы! Следующая эмоция удивление.

О.: показывают эмоцию

У.: Отлично! Теперь покажите гнев.

О.: показывают эмоцию

У.: Замечательно! Наша следующая эмоция страх

О.: показывают эмоцию

У.: Молодцы! Сейчас вам необходимо показать восторг.

О.: показывают эмоцию

У.: Прекрасно! И последняя эмоция радость.

О.: показывают эмоцию

У.: Молодцы! Вы отлично смогли передать все эмоции с помощью мимики.

IV. Физминутка.

У: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы на месте походили,

Вправо, влево наклонились.

Головой наклон вперед, вправо, влево,

И на места свои все дружно сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

V. Лекция учителя с элементами беседы.

У.: Эмоции могут выражать не только люди, но и животные. Они выражают их с помощью поведения и гримас. Эмоции для животных единственный способ, что-то выразить, в отличие от человека, который может это сказать. Посмотрите на слайд здесь изображена одна и та же эмоция на человеке и животном. Как вы считаете в чем отличие?

О.: Отличие в том, что человек выражает свои эмоции более ярко в отличие от животного.

У.: Верно! Мимика человека развита на много лучше, чем у животного и поэтому эмоцию человека понять легче.

У.: Знаете ли вы, какую эмоцию люди испытывают чаще всего? Ученые провели социальный опрос и выяснили, что чаще всего люди испытывают грусть. Что же нам делать, когда грустно? Сейчас положите перед собой пустую памятку, которая лежит на вашей парте. Как вы считаете, что необходимо делать, когда тебе грустно? Запишем это в памятку

О.: Когда грустно необходимо: вспомнить что-то хорошее, сходить погулять, поговорить с другом, поиграть в игру, послушать музыку, прочитать книгу, съесть конфету, посмотреть любимый мультфильм.

У.: Молодцы!Теперь вы знаете, что вам необходимо делать, когда грустно. Чтобы не потерять памятку вклейте её в тетрадь.

VI. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

У.: Сейчас я буду называть вам сказочных героев, если он вызывает положительные эмоции вы поднимаете правую руку, если отрицательные эмоции тогда левую руку.

У.: Первый сказочный герой Баба Яга.

О.: поднимают левую руку.

У.: Молодцы! Следующий герой Красная шапочка.

О.: поднимают правую руку.

У.: Верно! Какие эмоции вызывает Илья Муромец?

О.: поднимают правую руку.

У.: Правильно! Следующий персонаж Кощей Бессмертный.

О.: поднимают левую руку.

У.: Отлично! Наш следующий сказочный герой Кикимора.

О.: поднимают левую руку.

У.: Замечательно! Последний сказочный персонаж Василиса Премудрая.

О.: поднимаю правую руку.

У.: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

У.: Подведем итоги урока. Что такое эмоции?

О.: Эмоции - это реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира.

У.: Правильно! Как могут проявляться эмоции?

О.: Эмоции могут проявляться с помощью мимики, движений, а также в изменение работы органов человека.

У.: Верно! Что такое чувства?

О.: Чувства- это отражение эмоций.

У.: Правильно!

У.: На ваших партах лежит конверт №2, а в нем лежат 2 лица, которые испытывают разные эмоции. Если сегодня на уроке вам было все понятно и интересно, тогда поднимите желтое радостное лицо. Если на уроке вам было не интересно и не понятно, тогда поднимите синее грустное лицо.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Ребята, вашим домашним заданием будем прочитать и пересказать страницы 47-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...