Конспект урока окружающего мира
план-конспект по окружающему миру

Григорец Даниела Дмитриевна

3 класс

Тема: "Игрушечных дел мастера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.66 КБ
Файл gruppy.docx22.03 КБ
Файл delenie_na_gruppy.docx13.59 КБ
PDF icon igrushki1.pdf2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет, УМК

окружающий мир, «Начальная школа 21 века»

Класс

3 «а»

Тема

Игрушечных дел мастера

Цель

отличают русские народные игрушки по внешнему виду

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические

- Давать характеристику русским народным игрушкам

- Рассказывать об особенностях быта людей

Предметные:

Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек

Пр2: рассказывает о быте людей на Руси исходя из сюжетов народных игрушек

Развивающие

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

- Извлекать информацию, представленную в разных формах

- Предъявлять результаты работы

- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

- Участвовать в работе группы

- Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Р1: ставит познавательные цели на урок

Р2: доказывает достижение поставленных целей

Познавательные УУД:

П1: извлекает информацию из текста учебника и раздаточного материала, из иллюстраций

П2: представляет результат группового изучения определенной русской игрушки

Коммуникативные УУД:

К1: формулирует свои мысли в устной речи

К2:  распределяет роли, договаривается, учитывая конечную цель при работе в группе

К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе

Воспитательные 

- Иметь  представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

Личностные:

Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира

Тип урока

ОНЗ

Методы, приемы  обучения

Словестные (объяснение, беседа, рассказ)

Наглядный (демонстрация)

Практический (практическое задание)

Приёмы: просмотри видео, групповая работа, презентация, «смайлики».

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая.

Оборудование

Раздаточный материал, проектор, колонки, учебники.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

- Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших столах. Хорошее настроение при вас?

- Отлично, тогда приступим к работе.

- Да.

К1: формулирует свои мысли в устной речи

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать куда, посмотрите видео-ролик.

- Куда отправимся?

- Что такое ярмарка?

- Кто был самым внимательным и увидел или услышал, что продавали на ярмарке?

- Что рассматривала девочка?

- Как вы думаете, о каком ремесле мы сегодня поговорим?

- Верно, тема урока: Игрушечных дел мастера (слайд).

- Какие цели вы перед собой поставите в рамках изучения данной темы?

(смотрят)

- На ярмарку.

- Место, где на Руси продавали и покупали товары.

- Семечки, блинчики, квас, игрушки, грибы, платки и т.д.

- Куклы.

- Об изготовлении игрушек, кукол.

- Узнать какие игрушки изготавливали, продавали, рассмотреть их и т.п.

Р1: ставит познавательные цели на урок

К1: формулирует свои мысли в устной речи

Первичное усвоение новых знаний

- Мы не просто посетим ярмарку сегодня, но и поучаствуем в ней. Но прежде, давайте изучим историю русской игрушки.

(рассказ информации из учебника со стр. 109-110+слайды)

- Сейчас мы с вами разделимся на 5 групп. Каждая группа получит информацию о какой-то русской народной игрушке, изучит ее. Затем вам по очереди нужно будет прорекламировать свою игрушку на ярмарке.  Необходимо будет сказать: где изготавливается ваша игрушка, из чего и как она выглядит. Задайте вопросы.

(раздает карточки)

- Объединитесь в группы. Распределите материал.

- Во время представления игрушки на слайде она будет показана. У вас есть 7 минут, чтобы подготовиться к ярмарке. Можете приступать.

физ-минутка

(слушают)

(задают вопросы)

(объединяются)

(изучают информацию)

Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира

Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек

П1: извлекает информацию из текста учебника и раздаточного материала, из иллюстраций

К1: формулирует свои мысли в устной речи

К2:  распределяет роли, договаривается, учитывая конечную цель при работе в группе

К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе

Первичная проверка понимания

- Начнём ярмарку. Расскажите о своих игрушках (слайды, видео).

- Спасибо. Садитесь.

(рассказывают)

Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира

Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек

Пр2: рассказывает о быте людей на Руси исходя из сюжетов народных игрушек

П2: представляет результат группового изучения определенной русской игрушки

К1: формулирует свои мысли в устной речи

К3: помогает и контролирует товарищей при групповой работе

Первичное закрепление

- Давайте проверим, насколько хорошо вы теперь разбираетесь в русских народных игрушках. Попробуем определить игрушку по внешнему виду (слайды).

(называют)

Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек

Л1: оценивает роль русских народных игрушек в культурном наследии мира

К1: формулирует свои мысли в устной речи

Информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению)

- Рассмотрите еще раз все игрушки на стр.111. Определите, каким цветами они раскраивались, чем украшались, из чего изготавливались.

(записывают)

Пр1: описывает особенности (внешний вид, материал, цвет) русских народных игрушек

Рефлексия. Подведение итогов урока

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Путешествие куда совершили?

- Что продавали?

- Какие русские народные игрушки изучили? Перечислите.

- Достигли целей?

- У каждого на столе лежит карточка с матрёшкой. Дорисуйте улыбку в соответствии с удовлетворенностью уроком. Покажите.

- Спасибо, молодцы!

- Игрушечных дел мастера.

- На русскую ярмарку.

- Игрушки.

- Богородская, Федосеевская и т.д.

- Да.

(рисуют, показывают)

Р2: доказывает достижение поставленных целей

К1: формулирует свои мысли в устной речи




Предварительный просмотр:

Богородская игрушка (стр.11 рисунок №1)

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие деталей и резных форм. Благодаря этому игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Богородская игрушка получила свое название от села Богородское, в котором проживали мастера, делающие их. Село располагалось близ Сергиева Посада. Богородские деревянные игрушки вывозили даже за границу.

Богородские деревянные игрушки были двух видов: скульптурная и подвижная.

Скульптурные отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась. Подвижные игрушки: курочки, клюющие зерна; пляшущий мужичок; кузнецы.

Вначале игрушки изображали быт простого народа, позже,  темы сказок. Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, лесорубы рубили дрова, барышни изображались с цветками в руке.

+ видео

Федосеевская игрушка (стр.11 рисунок №2)

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.  За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка).

Игрушки делали с помощью ножа и топора. Деревянные щепочки, дощечки да чурочки сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками. Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана парохода.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Самые излюбленные игрушки - это кони, их делалось больше всего. Также изготавливали кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики. Очень интересны пароходы, они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы. Трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки.

Игрушки Сергиева Посада (стр.11 рисунок №3)

стр. 110 текст «Жил на свете человек»

Одна из игрушек - Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички.

В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы. Самых дорогих искусные мастерицы одевали в кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Изготавливали куклы из глины, дерева.

Дымковская игрушка (стр.11 рисунок №4)

стр. 110 последний абзац

Целые семьи были вовлечены в процесс изготовления игрушки: одни добывали глину и делали смеси из мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Традиционные образы дымковских игрушек.  Индюк — красочный, словно павлин, с бородкой. Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах. Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко». Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве. Каждый цвет имеет значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо. Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы.

Каргопольская игрушка (стр.11 рисунок №5)

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области.

Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на ярмарки. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы. Но было место и праздничной тематике: танцующие пары, веселящиеся музыканты с гармошками.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Фигурка обычной женщины была символом Земли, кормилицей-матушкой. Медведь считался хозяином леса.

Филимоновская игрушка (стр.11 рисунок №6)

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново.

 Большинство изделий - “свистульки”. Изображают животных, людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Игрушки никогда не славились наличием мелких деталей. Животные имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Медведь считался символом могущества, женщина - символ великой “Природы” и Матерь-кормилица.



Предварительный просмотр:

Богородская

игрушка

Богородская

игрушка

Богородская

игрушка

Федосеевская игрушка

Федосеевская игрушка

Федосеевская игрушка

Игрушки Сергиева Посада

Игрушки Сергиева Посада

Игрушки Сергиева Посада

Дымковская

игрушка

Дымковская

игрушка

Дымковская

игрушка

Каргопольская, Филимоновская игрушки

Каргопольская, Филимоновская игрушки

Каргопольская, Филимоновская игрушки

Каргопольская, Филимоновская игрушки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...