Одомашнивание диких животных
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Тимофеева Ирина Ивановна

Материал для использования в начальной школе и дополнительном образовании. В игровой форме позволяет закрепить знания о первобытном человеке и сформировать знания об одомашнивании диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_odomashnivanie.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Одомашнивание диких животных»

Педагог дополнительного образования

Тимофеева Ирина Ивановна

МБУДО «Созвездие»

Р.п. Кольцово

  1. Тема История одомашнивания диких животных.
  2. Цель: Познакомить обучающихся с тем как происходило одомашнивание животных
  3. Задачи:
  • Предметные: систематизировать знания детей о первобытном человеке; углубить знания о диких и домашних животных; формировать понятия «Одомашнивание» животных; активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор.
  • Метапредметные: развивать навыки поиска нужной информации на основе рисунка и в тексте; развивать умение работать с информацией, представленной в разной форме; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • Личностные: развивать уметь работать в группе; принимать общее решение; аргументированно отстаивать свое мнение.
  1. Условия проведения и оборудование: кабинет №10, компьютер, интерактивная доска, доска для таблиц и рисунков.
  2. Дидактический материал

Для педагога

Для обучающихся

презентация

Карточки чистые, фломастеры

Каринки с силуэтами  домашних и диких животных.

Карточки со словами по теме занятия

  1. Принципы подачи учебного материала: научность, доступность, наглядность.
  2. Методы обучения (на основе дидактических задач)

Дидактическая задача

Методы обучения

Способ организации учебно-познавательной деятельности детей

Сообщение нового материала

Объяснительно-иллюстративный метод

Рассказ- вступление

Работа в группе

Выполнение практической работы

Проблемно-поисковый

«Проблемная ситуация»

Работа с текстом, картинками

Коллективное обсуждение

Закрепление полученных практических умений

Метод «Закончи предложение»

Самостоятельная работа

  1. Перечень вводимых понятий: одомашнивание, толковый словарь, приручение
  2. План-конспект учебного занятия

Этапы учебного занятия

Время

План-конспект учебного занятия

Вводный этап

3мин

Приветствие.

-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в далекое прошлое.  И путешествовать мы будем в составе небольшой группы. Перед входом в класс вы прочитали списки по группам, в которых вы будите работать. И в соответствии с ними вы заняли свои места. Молодцы.  

-Вместе с нами сегодня будут путешествовать гости нашего занятия. Давайте познакомимся…

 А с вами они познакомятся  во время занятия, поэтому будьте активными и внимательными.

 Закрепление изученного материала

10 мин

- Сегодня мы с вами продолжим говорить о …

Что бы продолжить мое предложение вам предстоит ответить на вопросы и выбрать правильно букву ответа, которая займет свое место в кроссворде.

Внимание на доску.

Перед вами зашифрованные слова.  Вам нужно прочитать вопросы, которые будут появляться на экране, выбрать правильный ответ и записать букву правильного ответа на листочках, которые лежат у вас на столе.

Сейчас договоритесь кто будет писать буквы или может вы будите это делать по очереди. Договоритесь заранее.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Презентация (появляется первый вопрос, обучающиеся пишут на бумаге букву и показывают ее. После этого педагог записывает ее  в таблицу) ( Слайды 2-4)

3буква. Первый человек жил

А) Прилетел из космоса

Б) На Северном полюсе

Е) В Африке

*6 буква. Первый человек питался

В) Плодами и семенами

З) Хлебом

Г) Мясом

9 буква Где укрывался первый человек от непогоды?

Л) В доме

О) В пещере

Е) В пещере или на ветках

*1 буква. Почему человек стал охотником

И) Хотел узнать повадки животных

О) Чтобы добывать пищу

К) Хотел стать сильнее животных

*4буква.  Кто занимался охотой?

Л) Мужчины

М) Женщины и дети

Н) Все ходили на охоту

*7 буква. Для охоты первобытному человеку необходимо было…

Ф) Орудия труда

Я) Крепкие сапоги

Е) Оружие

5 буква. Из чего делал человек оружие и орудия труда

Т) Из металла

У) Из дерева

О) Из палок, костей и камня

*8 буква. Что помогало человеку охотиться

Р) Охота в одиночестве

К) Охота сообща

М) Страх зверей перед людьми

2 буква. Первые люди не умели говорить. Как же они общались?

К) Они молчали

Ч) Жестами и звуками

Д) Жестами

Прочитайте что у нас получилось «О человеке.»

Теоретический материал.

7 мин

- Вы верно ответили на вопросы о жизни древнего человека. И мы сегодня продолжаем разговор о древнем человеке. (педагог раздает листы с рисунками)

- Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат на ваших столах.

Подумайте и назовите одним словом, силуэты каких животных изображены на картинках.

1гр -Домашние животные

2 гр - Дикие животные.

(Слайд на презентации Животные Домашние / Дикие)

Что значит Домашние животные?  Дикие?

Ответы детей: (Домашние – разводят люди. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища,

заботятся об их потомстве.)

(Дикие – живут на воле, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, выводят потомство)

После высказываний детей, педагог обобщает. Слайд презентации № 5

Домашние животные РАЗВОДЯТ ЛЮДИ

КОРМЯТ   ЗАЩИЩАЮТ   СТРОЯТ ДЛЯ НИХ ЖИЛИЩА   ЗАБОТЯТСЯ ОБ ИХ ПОТОМСТВЕ

Дикие животные ЖИВУТ НА ВОЛЕ   САМИ ДОБЫВАЮТ ПИЩУ   САМИ УСТРАИВАЮТ СЕБЕ ЖИЛЬЕ ВЫВОДЯТ ПОТОМСТВО

Мы с вами ответили на вопрос «Чем отличаются   домашние животные от диких». Молодцы

Подготовка к практической работе

10  мин

(Проблемный вопрос) Но тогда возникает вопрос.

- Как получилось, что некоторые дикие животные стали вдруг домашними или эти животные всегда были домашними?

(Нет. Их сделал домашними человек.).

Сегодня нам с вами и нужно выяснить с какой целью древние люди приручали диких животных? (Ведь легче, когда животных не нужно догонять. Возможно, люди хотели, чтобы они приносили пользу человеку.)

- Как вы думаете, что такое одомашнивание животных? (ответы).

-Предлагаю теперь обсудить это в группе.

Перед вами несколько слов, которые я взяла из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова великого русского знатока русского языка, но одно из них лишнее.

- Ваша задача решить, какие слова подходят для определения Одомашнивание животных. Лишнее слово переверните вниз лицевой стороной.

 (Каждая группа получает карточки со словами)

ПРИРУЧЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ, УХОД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РАВНОДУШИЕ (дети выбирают, затем каждая группа прикрепляет слова на доске. Проверка совпадений. Объясняют почему эти слова подходят для определения).

Педагог зачитывает определение по Ожегову

:  «Одомашнивание это - ПРИРУЧЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ, УХОД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за животное и его потомство.» (Слайд №6)

Физпауза. Поработали отлично, минутка игры.

Ваша задача, вытянуть листочек и показать животное, а ребята должны угадать.

КОШКА, КОРОВА, МЕДВЕДЬ,  ЛОШАДЬ, ТИГР, СОВА, ПЧЕЛА,

Практической работа

5 мин

-Можете ли вы предположить, как происходило одомашнивание – приручение диких животных? Гипотезы детей.

-Перед вами небольшие тексты. Прочитайте их. И подумайте, как эти тексты связаны с темой нашего урока. (в них рассказывается как происходило одомашнивание животных)

1 текст.

 Иногда древние люди загоняли часть стада диких животных в построенный загон. В загоне у диких животных рождались детёныши. Со временем эти животные становились ручными, не боялись людей. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре появлялось стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом, кормили его, защищали от диких животных.

2. текст

Во время охоты люди убивали животных, а маленьких детёнышей забирали с собой. Они их кормили, ухаживали.  Со временем, подрастая, детёныши привыкали к человеку и оставались у него.

-Посмотрите на картинки. Какой текст подходит для описания   первой картинки (2 текст. Почему?)

Второй картинки (первый текст почему?)

Сегодня на уроке мы с вами проделали большую работу. Молодцы.

Завершающий этап

2-3 мин

Подведем итог. Прочитайте незаконченные предложения и попробуйте продолжить их (метод «Незаконченных предложений»)

1.Животные бывают …

2. Все домашние животные произошли от …

3. Домашние животные отличаются от диких тем, что …

4. Человек приручил животных для того, чтобы иметь …

5. На этом уроке я понял …

Заключительный этап

2 мин

 Педагог вывешивает цифру 25. Как вы думаете, как эта цифра связана с домашними животными?

Это мы с вами выясним в компьютерном зале с использованием интернета.

Спасибо за вашу работу, внимательность и активность.

  1. Предполагаемый результат учебного занятия:

Закрепят знания о первобытном человеке.

Углубят знания о домашних и диких животных, их отличиях

Сформируется понятие об причинах одомашнивания диких животных,

закрепится умение слушать и отвечать на заданный вопрос, желание к сотрудничеству в группе

Продолжится формирование умений: поиска необходимой информации, договариваться, приходить к общему решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Дикие животные «Ёж». Как вести себя при встрече с дикими животными.

Конспект открытого урока в 3 классе. Предмет – развитие речи  на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ОБЖ (интегрированный курс) с использованием  современных об...

«Работа с бумагой. Дикие животные. Виды диких животных.

Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами ...

Технологическая карта по технологии 1 класс на тему: "Дикие животные. Дикие животные Челябинской области"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование у обучающихся умения лепки из пластилина объемных фигур....