Урок окружающего мира, УМК "Школа России", 1 класс "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Палыга Дарья Васильевна

Тема урока: "Где живут слоны?"

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о жарких районах планеты и их обитателях, знакомство с новыми понятиями "Саванна" и "Тропические леса".

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 01.03.2024

Школа: Академический Лицей № 95

Класс: 1-8

Урок: 2

Время: 8:55- 9:35

Кабинет: д/о 2

Учитель: Палыга Дарья Васильевна

Тема урока: «Где живут слоны?»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование знаний о жарких районах планеты и их обитателях, знакомство с новыми понятиями “Саванна”, Тропические леса”.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать  о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли и о разнообразии жизни в этих районах.
  2. Уметь находить данные районы на глобусе;
  3. Уметь называть отличительные признаки животных.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к миру животных;
  2. Воспитывать заботу и бережное отношение к окружающему нас миру;
  3. Воспитывать интерес к материалу урока.

Оборудование: УМК «Школа России»:  учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс, 2 часть,  учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Психологический настрой

1. Психологически настраивает учащихся класса на урок.  Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Васильевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. У вас на парте должны быть пенал, учебник, рабочая тетрадь. Проверьте, кто готов поднимите, пожалуйста, руку.

2. Создание эмоционального настроя. 

– Улыбнитесь друг другу, желая хорошего настроения.

Улыбаясь, обещаем:

Будем мы внимательны,

Отзывчивы, старательны.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активней в работу включайся дружок.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками;

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа, учебный диалог

Наглядный метод

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, прослушав песню. (Звучит песня «Чунга- чанга»).

- Где может находиться этот удивительный остров?

 - А какие жаркие страны вы знаете?

-  Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в жаркие страны.

2. Выдвигает проблему.

- Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

•Любят очень есть бананы, это точно…

•Птица большая, большая трусиха

Голову прячет в песок …

•На носу зверь носит рог и зовётся…

•Какая миленькая киска!

Подходят дети к клетке близко.

К ней тянут руки осмелев,

Но осторожно – это …

- Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть,  вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось?

Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном. Ребята, а вы у нас в городе встречали слона? А где же тогда живёт слон? Кто-то может сказать конкретное место, страну?

- в жарких странах.

-Индия, Египет, Таиланд

- обезьяны

- страус

- носорог

-лев

На экране буквы: ОСНЛ

-Слон

Метапредметные:

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р: выработать учебную мотивацию;
К:
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Презентация

Музыкальное сопровождение «Чунга- чанга»

Слайд №2

Слайд №3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа, рассказ

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

-Ребята, с каким затруднением мы столкнулись?
-Предположите, какая будет тема нашего урока?

-Верно! А какую цель мы можем с вами поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленной цели нам нужно составить план. В этом нам поможет Муравьишка. Откройте учебники на стр. 14 и прочтите, что он говорит в учебнике сразу под темой урока.  Продолжите фразы на экране:

  1. Мы узнаем…
  2. Мы научимся …
  3. Мы сможем…

- Молодцы! Мы готовы к путешествию .

- мы не знаем, где живут слоны

-Где живут слоны?

- узнать, где живут слоны.

 

-Мы узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы;
-Мы научимся находить жаркие районы на карте;

- Мы сможем приводить примеры животных жарких районов.

Метапредметные:

П: формулирование

познавательной цели планирование;

К: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

Л: самоопределение, смыслообразование.

Презентация

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: беседа, учебный диалог

Наглядный метод

Ф

Словесный: учебный диалог

Г

Практический: выполнение задания

Ф

Словесный: учебный диалог

Наглядный метод

1. Организует работу по обсуждению нового материала.

-Ребята, с чего мы начнём? Какой первый пункт плана? Посмотрите на экран и ответьте на вопрос, что из этого является моделью Земли?

- А что такое глобус?

-Верно! Ребята, вы уже путешествовали, а что вам помогло в этом? Если разрезать глобус на две части, раскрыть их, приклеить на лист, то получится карта.

-А в каких районах вы побывали? А каким цветом они обозначены на карте? Покажите мне эти районы на карте.

-Молодец! Ребята, а в этих районах могут жить слоны? Почему? Тогда, в каких районах могут жить слоны? Верно!

- Посмотрите внимательно на карту и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины. Как называется эта воображаемая линия?

- Эта линия называется экватор. Кто выйдет и покажет экватор?

- По обе стороны экватора располагаются жаркие районы планеты.  Итак, мы выполнили первый пункт плана? Какой следующий пункт?

- Ребята, где располагаются жаркие районы? Сегодня мы с вами отправимся на африканский континент, в Индию и Таиланд. Кто хочет показать мне Африку? Индию? Таиланд?

-Молодцы! Ребята, зоны, на которых расположены эти страны, называются Саванны и Тропические леса.

-А что же такое саванна? Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и ответим на вопрос: «Каких животных вы увидели?»
-
Саванна – это открытое пространство, где много  травянистых растений , очень мало кустарников и деревьев. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди бывают очень редко.

- Послушайте звук и скажите, что это за место?

-Верно! Это тропический лес. В Тропических лесах всегда жарко, дожди идут круглый год. Много деревьев : и высоких и низких. Здесь много зверей и птиц. Зацепившись за ветки, раскачиваются обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.

- Какой пункт плана мы выполнили?

-Что будет делать дальше?

-Верно! Ребята, послушайте задание: представьте, что вы учёные и решили провести исследование и отправиться в Саванну и Тропические леса. Вам нужно ответить на вопросы:

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

-Работать вы будете в группах. Напомните, пожалуйста, правила работы в группах.

- Чтобы узнать, куда именно вы отправитесь, я предлагаю первой группе отгадать загадку:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.

-Верно! Первая группа отправится в Африку. Чтобы узнать, куда отправится вторая группа, предлагаю Вам разгадать ребус:

-Верно! А вот куда отправится третья группа? Посмотрите на карту, что это за место?

Верно! У каждой группы есть конверт, карта и изображение местности, в которую вы попали. Скажите, что находится в конверте? Приклейте те растения и животные, которые соответствуют вашему району. На работу я вам даю 3 минуты. Приступайте к выполнению.

2.Организует и проводит динамическую паузу.

-Давайте немного отдохнём. Истинные путешественники много ходят, повторяйте движения за мной.

По дорожке ты шагай,                                  

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи,                                        

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.                                        

Дальше веселей шагай,                                    

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке                                    

Быстрые ребяток ножки. 

- узнать, что на Земле есть очень жаркие районы.

- глобус

Высказывают свои предположения.

-карта

-в холодных, белым цветом

1 ученик показывает Арктику и Антарктиду.

-Нет, потому что там холодно

- в теплых

Высказывают свои предположения.

( выходит 1 ребенок и показывает)

-Да

-Научиться находить жаркие районы на карте.

- по обе стороны от экватора

Выходят трое учеников , показывают Африку, Индию, Таиланд.

- это лес

-второй, мы научились находить жаркие районы на карте

- мы сможем приводить примеры животных жарких районов.

- изображения животных и растений

-Африка

-Индия

-Таиланд

- Изображения животных и растений

Предметные: уметь находить на глобусе и карте жаркие районы;

различать животных жарких районов.

Метапредметные:

К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

П: построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму.


слайд №7

Карта, слайд №8


слайд №9

Карта, слайд №10

Видеофрагмент

(11)

Звук тропического леса(12)

Слайд №13

Слайд №14

Карточки с заданием для групповой работы(карты, изображения животных и растений)

Слайд№ 15

Слайд№16

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Наглядный: рабочая тетрадь

(Разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите её под лупой.

Определите цвет почв1.  Организует практическую работу

1. Организует работу по обсуждению нового материала.

-Ребята, мы с вами отдохнули, а теперь поделитесь результатами своего исследования.

-Первая группа, в каком районе вы побывали? Какая у вас была погода? Какие растения у вас? А каких животных вы встретили?

- Давайте послушаем ваших одноклассников, они приготовили информацию о животных, которые вам встретились: жираф, носорог, африканский слон.

Вторая группа и третья рассказывают о своём исследовании по аналогии с первой группой

2 группа:

- Давайте послушаем ваших одноклассников, они приготовили информацию о животных, которые вам встретились: павлин, крокодил, индийский слон.

3 группа:

- Давайте послушаем ваших одноклассников, они приготовили информацию о животных, которые вам встретились: леопард, бегемот, тайский слон.

-Ребята, а что вы заметили?

-Верно! В настоящее время существует два вида слонов – африканский и индийский(тайский слон относится к индийскому виду). Они имеют ряд отличий.

– Давайте сравним этих слонов.

-– Чем они похожи?

– Чем они отличаются?

2. Подводит учащихся к выводу.

-Ребята, в каких зонах мы с вами побывали?  Давайте разместим ваши карты Африки, Индии и Таиланда на физическую карту мира.

-Молодцы, ребята! Посмотрите, как разнообразен наш мир. Какой пункт плана мы выполнили?

Интересные факты о животных:

Жираф – самое высокое животное из всех ныне живущих в мире.

Сейчас на Земле осталось 5 видов носорогов. Все виды носорогов занесены в Красную книгу.

Африканские слоны никогда не ложатся и спят только стоя.

Павлины - это одна из самых больших летающих птиц в мире.

Крокодилы почти единственные существа на планете, которые являются прямыми потомками динозавров.

В Индии слона считают священным животным.

Хищники могут развивать скорость до 57 км/ч.

Самым опасным животным Африки для человека является бегемот.

Благодаря отличному чувству ритма они легко запоминают музыку.

-В саванне живёт африканский слон, а в тропических лесах – индийский и тайский.

- Крупные, серой окраски, есть хобот

Отличаются формой. Самое заметное отличие – уши слонов. У индийского слона маленькие уши, у африканского слона большие уши.

- в саванне и тропических лесах

— Третий пункт. Мы смогли привести примеры животных жарких районов

Предметные:

Уметь приводить примеры животных жарких районов, уметь находить и знать отличительные признаки слонов .

Метапредметные:

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: принимают учебную задачу.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений.

Карта

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: выполнение задания, оценивание

1.Организует самостоятельную работу

Теперь я проверю, как вы были внимательны в нашем путешествии. Откройте рабочие тетради на странице 13, посмотрите на задание №2. Вам нужно указать стрелками, в каких районах живут животные.  Задание выполняем самостоятельно.

2.Организует взаимопроверку.

- Обменяйтесь с соседом по парте рабочими  тетрадями и проверьте друг у друга. Сверьте ответы с экраном. Если у вашего соседа всё верно, то нарисуйте улыбающийся смайлик, серьёзный – 1 ошибка, грустный – 2 ошибки. У кого всё правильно, поднимите руку. У кого одна ошибка, две …

Выполняют самостоятельную работу

Метапредметные:

Р:контроль, коррекция

П: делать выводы на основе полученных знаний.

Презентация, рабочая тетрадь

Слайд №22

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Ф

Словесный: учебный диалог

1.Организует работу в парах.

- Теперь поработаем в парах. Напомните мне, пожалуйста, правила работы в парах.

-Найдите задание №3 в рабочей тетради. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своём рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь в паре их отыскать.

- Каких животных вам удалось отыскать?

-Если вы справились с этим задание – покажите поднятый вверх большой палец. А кто не справился?

2. Обобщает материал урока.

- Какой была тема нашего урока?

-Какую цель урока мы ставили?

-Вы достигли её?

- Так, где же живут слоны? Давайте прикрепим наших слонов в ту местность, где они живут.

- Что общего между саванной и влажными тропическими лесами?

- В чём отличие?

 -Молодцы!

-Ребята, какой вывод мы можем сделать  сегодня на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему вы научились?

Озвучивают правила работы в паре.

Выполняют задание

- павлин, змея, крокодил, слон, обезьяна

- Где живут слоны?

-Узнать, где живут слоны.

-Да

- в жарких районах: саванне и тропическом лесу

- здесь жарко, есть растительность, животные встречаются одинаковые, но есть и разные.

- их отличие – растительность.

- Мы узнали, что на Земле есть очень жаркие районы: саванна и тропические леса.

-Мы научились находить жаркие районы на карте и приводить примеры животных жарких районов.

Метапредметные: 
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

Р: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Рабочая тетрадь

Слайд №23

Презентация

Слайд №24

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

И

Практический: оценивание себя

Проводит работу по самооценке.

— Что особенно заинтересовало вас во время урока? — Что было легко/трудно?

- Молодцы! Я предлагаю оценить вашу работу на уроке. У вас лежат на партах смайлики, если вы считаете, что работали на уроке хорошо и выполнили все задания – то поднимите зелёный смайлик, если работали хорошо, но выполнили не все задания – жёлтый. А если вы недовольны своей работой , то красный.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Высказывают своё мнение.

Оценивают свою деятельность.

Метапредметные:

Л:самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

конспект урока окружающего мира по теме "Где живут слоны" 1класс

Дан полный конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны" 1класс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Где живут слоны?" в 1 классе (" Школа России")

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"  ("Школа России")...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...