Урок по окружающему миру в 4 классе. УМК "Школа России". Тема: "Природные зоны. Жаркая пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Александра Александровна Доброва

В это учебном матреиале предоставленно: технологическая карта урока в которой обозначены цели,задачи и планируемые результаты; конспект урока;раздаточный материал;задачи урока для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природные зоны. Жаркая пустыня»

Класс:

Цель урока: формирование представления у обучающихся о природных зонах, а именно жаркой пустыне и первичное закрепление учебного действия по умению отличать зону пустынь от других природных зон жаркой пустыни.

Задачи урока:

Дидактические:

  • актуализировать знания о понятии «природная зона»;
  • сформировать понятие «жаркая пустыня»;
  • изучить отличия жаркой пустыни, от других природных зон;
  • научить объяснять зависимость растительного и животного мира пустыни от климата.
  • исследовать жаркую пустыню, как природную. Зону.

Развивающие:

способствовать развитию:

  • самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы при изучении природной зоны пустыня;
  • умения планирования и самоконтроля при изучении природной зоны;

содействовать развитию:

  • мыслительных операций (анализ учебной литературы о природных зонах; сравнение природных зон; формулирование выводов или вопросов);
  • развитию речи в области «Окружающего мира» (оперирование терминами «природная зона», «жаркая пустыня»);
  • психических процессов (мышления, внимания, памяти при изучении темы «Природные зоны. Жаркая пустыня»);

Воспитательные: содействовать:

  • интереса к предмету «Окружающий мир» по теме «Природные зоны. Жаркая пустыня»
  • воспитанию личностных качеств (чувства ответственности, уважения) при работе в парах, группах по изучению жаркой пустыни;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

Сформированность представлений о природной зоне, а именно жаркой пустыне.

Умение характеризовать, описывать по плану природную зону, жаркую пустыню.

П:

1) базовые логические действия:

  • сравнение природных зон, установление основания для сравнения;
  • выявление недостатка информации для решения учебной задачи по теме «природные зоны. Жаркая пустыня»
  • формулировка выводов о жаркой пустыни;

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование цели урока по изучению Природной зоне. Жаркая пустыня с помощью учителя.

3) работа с информацией:

  • согласно заданному алгоритму, нахождение в предложенном источнике представленной в явном виде информации по теме «Природные зоны. Жаркая пустыня»;
  • анализ и создание текстовой информации в соответствии с учебной задачей по теме «Природные зоны. Жаркая пустыня»;

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности (самооценка, ответственность) при изучении темы Природные зоны. Жаркая пустыня.

Р:

1) самоорганизация:

  • планирование действий по решению учебной задачи (определение особенностей жаркой пустыни);
  • выстраивание последовательности выбранных действий при изучении Природной зоны. Жаркая пустыня;

2) самоконтроль:

  • определение причин успеха/неудач учебной деятельности при изучении темы Природная зона. Жаркая пустыня.;
  • корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок при выполнении заданий по теме «Природная зона. Жаркая пустыня»

К:

1) общение:

  • формулировка суждений по теме «Природная зона. Жаркая пустыня»;
  • проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение правил ведения диалога при работе в паре, группе в процессе изучения Природных зон. Жаркая пустыня;
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей по теме «Природные зоны. Жаркая пустыня»;

2) совместная деятельность:

  • умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при изучении Жаркой пустыни;
  • проявление ответственности при выполнении своей части работы в паре, группе при изучении Природной зоны. Жаркая пустыня.;


Тип урока: открытия нового знания:

Характеристика этапов урока:

Этапы

урока

Ме

то

ды и прие

мы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Форма организации УД (Ф-фронталь

ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая

Дидактичес

кие средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля и взаимоконт

роля

Организационный момент

Словесный, наглядный

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Напоминает правила посадки.

Приветствие учителя. Готовят учебные принадлежности.

Ф

Мотивация к учебной деятельности

Словесный, высказывание

Настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.

Ф

Фронтальный, устный

Актуализация и пробное действие

Словесный

Учитель задает вопросы, по прошлому занятию и побуждает к высказыванию своего мнения

Скажите, ребята, а какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Предлагает ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» по учебнику стр. 93

Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свое мнение

П

Фронтальный, устный

Выявление места и причин затруднения

Метод: Словесный

Прием: подводящий диалог

Учитель задает наводящие вопросы, спрашивает какие бывают Природные зоны.

Учитель задает наводящие вопросы.

Создает проблемную ситуацию.

Раздает работу в парах

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Предлагает разрешить проблемную ситуацию

Формулируют тему урока

Ф

Фронтальный, устный

Построение проекта и решение проблемы

Методы:

Приемы:

Вместе с учащимися формулируют тему урока и цели при помощи ребуса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слушают стихотворение и определяют какими могут быть пустыни.

ПРИЛОЖЕНИЕ3

Определяют цели и задачи урока.

Цели:

1. Изучить одну из природных зон «Жаркая пустыня»

#1053;аучиться отличать жаркую пустыню от других природных зон.

Задачи:

#1042;спомнить, что такое «Природные зоны».

#1059;нать отличия жаркой пустыни от других природных зон.

#1055;ознакомиться с климатом, растительным и животным миром пустыни.

Жаркой пустынью.

Учащиеся формулирует тему, цели и задачи урока

Ф

Презентация, доска

Фронтальный, устный

Реализация сформированной модели

Словесный, наглядный

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Природной зоной, а именно с Жаркой пустынью

Предлагает ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на стр.94 в учебнике.

Контролирует выполнение 1-й задачи.

Работа по учебнику

По иллюстрации в учебнике на стр.94 рассказывает о климате пустыни.

Контролирует выполнение 2-й задачи.

Предлагает работу в группах по 4 человека на определение приспособлений животных и растений к жизни в пустыне.

Контролирует выполнение 3-й задачи.

Слушают учителя, работают по учебнику

Определяют роли в группе: аналитики (2), секретарь и докладчик.

Заполняют таблицу.

Представляю выполненное задание.

Ф

Г

Учебник, слайды презентации, иллюстрации в учебнике

Фронтальный, устный

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Практический, упражнение

А теперь учитель предлагает выполнить задания на закрепление в рабочих тетрадях индивидуально.

ПРИЛОЖЖЕНИЕ 4

В рабочей тетради стр. 54 упр.2

Контролирует выполнение задания.

Задает Наводящие вопросы «Как вы думаете, пусто ли в пустыне?»

Смотрят видео, читают и выполняют задание в рабочих тетрадях

Наверное там есть растительность и водятся животные.

Ф

И

рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты, карточки)

Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический, упражнение

Откроем учебник и прочитаем вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Выполняют задание.

И

рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты, карточки)

Индивидуальный, письменный

Включение в систему знаний и повторений

Практический, упражнение

Откройте рабочие тетради, выполнение задание, прочитайте, что нужно выполнить?

Работа в паре

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

В рабочей тетради стр. 55 упр.5

Выполняют задание, с проверкой

рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты, карточки)

Рефлексия учебной деятельности

Словесный

Организует беседу, делают вывод урока, возвращаются к целям урока. Возвращаемся к проблемным вопросам.

Урок подходит к концу, учитель предлагает закончить предложения на доске

Делают вывод урока

Ф

И

Приложение 1

Проведём игру «Кто где живёт?»

Сейчас вы получите карточки с записанными животными.

- Как вы думаете, что с ними нужно сделать?

карточки со словами:

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень

#1089;услик,фазан,варан

Арктика: белый медведь ,морж, тюлень.

Тундра: лемминг, полярная сова, северный олень

Зона лесов: медведь, тетерев, тигр

Степь: сайгак., дрофа, журавль — красавка

Остались: суслики, фазан, варан

В какой природной зоне они живут.

Пустыня. Это они не знают. Вот это мы и узнаем сегодня на уроке, где живут: суслики, фазан, варан

Приложение 2

Приложение 3

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток.

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

И плотном, как мёд.

Жёлтая птица

Неслышно плывёт.

Приложение 4

Прочитай текст учебника на с. 94—95.

Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.

Песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, лето очень жаркое, почва бедна перегноем, очень мало осадков.

В России полупустыни охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинистый участок — такыр. Почвы в пустыне (там, где они есть) бедны перегноем. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70°, а температура воздуха в тени поднимается выше +40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой всё лето не бывает ни капли дождя! Зима в пустыне короткая, но довольно холодная. Средняя температура в январе около -10°. Снег выпадает не везде, а если и выпадает, то снежный покров совсем неглубокий. В пустыне не так пусто, как кажется на первый взгляд. К трудным условиям жизни приспособилось довольно много растений и животных. Здесь сложился удивительный и неповторимый живой мир.
Приложение 5

1 вопрос: найдите на карте природных зон, где располагаются пустыни.

Располагаются южнее степей, на берегу Средиземного моря.

Отмечены жёлтым цветом.

Приложение 6

Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.

Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте.

С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пустыне.

Пример цепи питания:

Скорпион — круглоголовка — варан — удав

Жук — паук — многоножка — скорпион

Жук-чернотелка, кобылка (пустынная саранча) — ушастый еж — корсак

Чернотелка — ящерица-круглоголовка — песчаный удавчик

Что должны сделать в тетради:

Верблюжья колючка — верблюд.

Растения — песчанка — песчаный удавчик.



Предварительный просмотр:

-Здравствуйте, ребята, меня и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, на столах у вас должны лежать пенал, рабочая тетрадь по окружающему миру и учебник.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

-Ребята посмотрите внимательно на слайд и расскажите мне правила, как должен сидеть ученик? (ноги под углом 90*, локти лежат на парте, между столом и грудью должен помещаться кулак, спина ровная и соприкасается со спинкой стула.) СЛАЙД 1

-Да, ребята вы абсолютно правы!

-Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? (Тема: в широкой степи)

-Откройте свои учебнике на странице 93 и давайте ответим на вопросы рубрики «Проверь себя» 1. показывают дети ; СЛАЙД 2

#1063;асто дуют суховеи-это горячие сухие ветры; пыльные бури; редкие дожди; зима короткая, но холодная; непродолжительная весна;

#1058;юльпаны и Ирисы цветут весной прока не наступила сильная жара и в почве достаточно влаги; Ковыль и типчак переносят даже сильную засуху благодаря очень узким листья, которые испаряю мало влаги;

#1056;азнообразные насекомые, Много птиц (степной жаворонок, серая куропатка, дрофа, журавль-красавка), Грызуны (хомяк, суслик), Хищные птицы и звери (степной орел, степной хорек), Ящерицы и степная гадюка.

-А какие природные зоны вы уже изучили и знаете? Степь, Лес, Тундра, Арктическая пустыня или ледяная зона

-Для того что бы решить, чем мы будем заниматься на уроке, я вам предлагаю выполнить работу в парах. Вам нужно соединить стрелочками животных с природной зоной, где они живут. Перед началом работы, нужно вспомнить правила работы в парах. Работаем тихо, уважаем мнения друг друга, слушаем друг друга. СЛАЙД 3

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

-Проверим это задания таким образом, один человек от пары по поднятой руке отвечает каких животных к какой зоне он отнес.

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

5. Пустыня

-Ребята, а куда вы отнесли животных «суслик, фазан и варан»? пустыня

-Почему вы их отнесли туда? потому что мы всех знаем, а эти остались

-Предлагаю все же на уроке разобраться правильно вы отнесли этих животных к пустыне или нет, в конце урока мы к ним вернемся.

-Сейчас мы с вами попробуем определить тему нашего урока при помощи ребуса на доске. СЛАЙД 4

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Пустыни

-Правильно! Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы меня внимательно слушаете и расскажите, какие бывают пустыни.

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток.

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

И плотном, как мёд.

Жёлтая птица

Неслышно плывёт.

-Какие все-таки пустыни? Жёлтая пустыня. Жёлтое солнце, песок, воздух, птица. Жарко, значит тема жаркие пустыни.

-А как вы думаете, почему все желтое? Потому что очень много песка.

-Сейчас я вам предлагаю, узнать цели урока, для этого вам нужно в предложение вставить первое слово х слов помощников. СЛАЙД 5

Цели:

1. Изучить одну из природных зон «Жаркая пустыня»

#1053;аучиться отличать жаркую пустыню от других природных зон.

- Когда нам известны цели, мы можем и определить задачи урока, но они перепутались и для этого нам нужно поставить их в правильном порядке.

Задачи:

#1042;спомнить, что такое «Природные зоны».

#1059;нать отличия жаркой пустыни от других природных зон.

#1055;ознакомиться с климатом, растительным и животным миром пустыни.

Жаркой пустынью.

-И так задачи мы определили и по этому плану урока будем с вами двигаться.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Природной зоной, а именно с Жаркой пустынью

Предлагаю ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на стр.95 в учебнике.

  1. Если вспомнить расположение природных зон от северного полюса к экватору, то первая зона будет зона арктических пустынь. Следующая зона - тундра, после тундры следует зона лесов, но между тундрой и лесом есть переходная зона - лесотундра. Следующая природная зона к югу - это зона степей. Между зоной лесов и степей идёт лесостепь. Значит, зона степей находится южнее зоны лесов.

#1056;азличие природы пустыни и степи:

  • основной покров пустыни — пески, глина или камни, а степь покрыта травянистыми растениями и цветами;
  • в пустыне животный и растительный мир очень скудный, а в степи живут многие виды растений и животных;
  • в пустынях почвы бесплодные, а в степи — очень плодородные чернозёмы.

#1056;ассказы детей.

-И так ребята, мы с вами выполнили 1 задачу? Да, при помощи ответов на вопросы

-Что бы выполнить вторую задачу, я вам предлагаю выполнить работу индивидуально, каждый из вас должен прочитать текст и внимательно посмотреть на картинки со страниц 95-96, начало текста находиться под картинками страницы 95, заканчивается до розовой точки на странице 96.

-Я вижу все готовы, прочитали, теперь смотря на картинки на доске, ответьте мне на вопрос. Какие отличия между жаркой пустынью и другими природными зонами? Лето в пустыни очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до 70+, а температура воздуха в тени поднимается выше 40+. Ночи прохладные, песок и глина быстро остывают. Выпадает очень мало осадков. Зима короткая, но холодная, температура в январе около -10. Снег выпадает, но не везде, а если и выпадает, то снежный покров совсем не глубокий. К трудным условиям жизни приспособились многие животные, поэтому мир там удивительный и неповторимый.

- И так мы выполнили 2 задачу? Да , мы узнали отличия пустыни от других природных зон.
-У нас с вами осталась последняя 3 задача урока и перед тем как ее выполнить. Я расскажу вам о некоторых животных, которые приспособились к жизни в пустыне. А вы меня внимательно слушаете, смотрите на доску на фото их животных, ведь после этого вам предстоит работа в группах, чтобы выполнить 3 задачу. СЛАЙД 6-14

НА ДРУГОМ ЛИСТЕ, РАССКАЗЫВАЮ И ПОКАЗЫВАЮ ЖИВОТНЫХ

-И так теперь вы немного узнали о животных, которые обитают в жаркой пустыни

-Теперь вам предстоит работа в группах по 4 человека, первый парты поворачиваются ко вторым ,4 парты к 5.

-Перед началом работы в группах, вам нужно вспомнить правила работы в группах работаем сообща, не перебиваем друг друга, выбрать аналитика, секретаря и докладчика. СЛАЙД 15

- В этой работе вам нужно посмотреть на животного на картинке, вспомнить, что я вам рассказывала об этих животных, вы должны написать в свободном окошке как тот или иное животное приспособилось к жизни в жаркой пустыне.

-После работы докладчик из группы рассказывает какое у вас в группе животное и как оно приспособилось к жизни. РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

-И так, мы выполнили 3 задачу? Да, выполняя задание на карточках

-Теперь предлагаю выполнить вам несколько заданий в рабочих тетрадях на закрепление темы. Первое задание, которое мы выполним на странице 55 упражнение .Вам нужно .Составь схему цепи питания, характерной для пустыни. СЛАЙД 16

Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте.

Пример цепи питания:

Скорпион — круглоголовка — варан — удав

Жук — паук — многоножка — скорпион

Жук-чернотелка, кобылка (пустынная саранча) — ушастый еж — корсак

Чернотелка — ящерица-круглоголовка — песчаный удавчик

Что должны сделать в тетради:

Верблюжья колючка — верблюд.

Растения — песчанка — песчаный удавчик.

- И так ребята урок подходит к концу, давайте вспомним какие цели урока перед нами стояли и как мы их достигли? СЛАЙД 17

Цели:

1. Изучить одну из природных зон «Жаркая пустыня»

#1053;аучиться отличать жаркую пустыню от других природных зон.

Мы выполняли задания в парах, группах, индивидуально, работали с учебником и в рабочих тетрадях.

-Ребята, а какой проблемный вопрос стоял в начале урока? Мы не знали куда отнести и где обитают суслик, фазан, варан

-А теперь вы знаете? Да

-Предлагаю, чтобы закончить урок, вам нужно закончить предложения на доске. СЛАЙД 18

-На этом наш урок окончен, спасибо, до свидания!



Предварительный просмотр:

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

#1055;устыня

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

#1055;устыня

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

#1055;устыня

Животные

Природная зона

  1. медведь. тетерев, тигр
  2. лемминг, северный олень, полярная сова
  3. сайгак. дрофа, журавль — красавка
  4. белый медведь, морж, тюлень
  5. суслик,фазан,варан

#1040;ртика

#1058;ундра

3. Зона Лесов

4. Степь

#1055;устыня



Предварительный просмотр:

1: Роющая лягушка

;n=13

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

2: Барханный кот Кейтлин Вуд

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

3: Белый орикс Нимит Вирди

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

4: Эфиопский ёж

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

5: Тушканчик

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

6: Сурикаты

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

7: Львы Калахари Джами Таррис

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.

8: Фенек

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.



Предварительный просмотр:

#1042;спомнить, что такое «Природные зоны».

#1059;нать отличия жаркой пустыни от других природных зон.

#1055;ознакомиться с климатом, растительным и животным миром пустыни.

Жаркой пустынью.



Предварительный просмотр:

1 : Роющая лягушка Oxford Scientific / Getty Images Нечасто можно встретить лягушку, которая может процветать в пустынях и даже в горах .У второй по величине лягушки на африканском континенте – роющей лягушки – есть свои способы борьбы с жарой, включая закапывание в землю до улучшения погоды. В жаркую сухую погоду роющая лягушка может зарыться в землю и лежать в состоянии спячки. Она сбрасывает кожу, образуя кокон для удержания влаги в организме и поглощения воды, хранящейся в мочевом пузыре. В таком состоянии, похожем на спячку, она может находиться долго – даже дольше года.

2 : Барханный кот Кейтлин Вуд Этот очаровательный бархатный кот – практически персонаж мультфильма: маленький, милый и наделенный сверхспособностями для жизни в пустыне. Эта единственная кошка, обитающая в песчаной пустыне.Уши бархатного кота большие и низко посажены, что помогает ему защищаться от песка, разносимого ветром, и находить добычу, прячущуюся под землей. Лапы, покрытые густым мехом, помогают ему переносить перепады температуры горячего и холодного песка. Действительно, бархатный кот может переносить температуру от -5 до 52 градусов по Цельсию. Чтобы спастись от экстремальных температур, бархатные коты селятся в норах, оставленных лисами или грызунами, расширяя их по мере необходимости своими мощными, но тупыми когтями. Зимой кошки активны днем, а летом ведут ночной образ жизни.

3: Белый орикс Нимит Вирди Это травоядное животное имеет белую шерсть, отражающую дневной солнечный свет, а его темные ноги помогают поглощать тепло в холодное утро пустыни. Он чувствует дождь на больших расстояниях и может находить свежие травы и растения, и даже будет есть корни, если нет других кормов. Он питается на рассвете и поздним вечером, а в полуденную жару отдыхает в затененных местах. Что касается воды, то белый орикс может обходиться без питья в течение нескольких дней, а иногда и недель. Он получает воду из растений, которыми питается

4: Эфиопский ёж Один из самых милых жителей любой пустыни – эфиопский ёж. Приспособленный к жизни в пустынях и засушливых кустарниковых местностях, этот вид ежей является одним из самых маленьких, достигая в длину всего от 13 до 23 сантиметров. Он выживает в жару, убегая в свою нору днем и охотясь ночью. (3) Эфиопский ёж питается всем – от насекомых и беспозвоночных до яиц птиц, змей и скорпионов. Он может долгое время обходиться без воды, так как получает ее за счет своей добычи.

5: Тушканчик Этот крошечный кенгуроподобный грызун обитает в. Тушканчики населяют пустыни по всему миру. В любой из этих крайностей можно найти представителя семейства тушканчиков, который с удовольствием зарывается под землю. (5) Эти норы помогают тушканчику спасаться от экстремальных температур. У него короткие передние и хорошо развитые задние лапы, предназначенные для рытья, а также складки кожи, которые могут закрывать его ноздри от песка. У этого маленького существа также есть специальные волоски, чтобы песок не попадал в уши. Тушканчики могут получать всю необходимую им воду из растительности и насекомых, которыми они питаются.

6: Сурикаты Будучи хорошо приспособленными к сложной среде обитания, сурикаты стали культовыми фигурами пустыни Калахари. Они получают большое количество воды из своего рациона, состоящего из насекомых, змей, скорпионов, корней и клубней. Сурикаты используют системы норок, спасаясь от хищников и суровой погоды. Они могут закрывать уши, чтобы внутрь не попадал песок, и имеют третье веко для защиты глаз.

7: Львы Калахари Джами Таррис– это подвид африканского льва, специально приспособленный к условиям пустыни. Физически у него более длинные ноги и худощавое тело, а у самцов гораздо более темные гривы. Львы Калахари обладают большей выносливостью, и она им необходима. Живя в небольших группах, эти львы претендуют на большие территории и питаются более мелкой добычей – от антилоп до дикобразов и птиц. (9) Львы Калахари могут две недели обходиться без воды, удовлетворяя свои потребности во влаге только за счет добычи. Они охлаждают кровь, пыхтя и потея подушечками лап.

8: Фенек обитает в пустынях Северной Африки. У этого ночного всеядного животного огромные уши, которые могут достигать четверти длины всего тела. Они помогают животному охлаждаться, отводя тепло от циркулирующей в них крови. Кроме того, у лисицы густая шерсть, которая согревает ее в холодные ночи, а мех, покрывающий лапы, защищает ее от горячего песка и помогает ей не утонуть в мягком песке. Фенек питается растениями, яйцами, насекомыми и практически всем, что найдет. Эта лисица может выжить без доступа к свободной воде, отчасти благодаря почкам, приспособленным к минимизации потери воды.

Каковы наиболее распространенные характеристики пустынных животных? Животные могут сильно различаться в зависимости от места их обитания. В пустыне дикие животные чаще всего имеют особые потребности в воде и шерсть, которая служит изоляцией от холода и защитой от жары. Об этом, а также о других приспособлениях, характерных для пустыни, ниже.

  • Длинные ресницы, густые брови и волосатые уши помогают предотвратить попадание песка и солнца в глаза и уши животных.
  • Ночной образ жизни означает, что животные могут быть наиболее активны, когда на улице прохладно, а не в самую жаркую часть дня.
  • У пустынных животных много шерсти; она нужна им для того, чтобы согреваться холодными ночами и защищать кожу от обжигающего солнца.
  • Их ноги предназначены для того, чтобы рыть норы и сидеть на песке, а не погружаться в него. Это может означать широко расставленные и/или волосатые ноги.
  • Животным пустыни не нужно так много воды, потому что они могут получать ее из собственных органов или из растений и животных, которыми питаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1й класс Школа России. Тема: Как получают мёд

Урок-открытие практикум. После беседы о том как получают мёд дети проводят практическую работу. С помощью инструментов отжимают мёд из сот....

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...

Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая....

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Перспектива", тема: "Ледяная зона"

Целью данного урока является формирование представлений о природной зоне арктической пустыни....

Окружающий мир 3 класс Школа России Тема. Природные богатства и труд людей. Основа экономики

Создать условия для раскрытия роли природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,  необходимость соблюдения бережного ...