Технологическая карта урока окружающего мира "Как построить дом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Чубарь Наталья Сергеевна

При изучении материала учащиеся узнают, какие машины работают на стройке, люди каких профессий работают на стройке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Тема урока: «Как построить дом».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Личностные:

формирование  ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений,   повышение культуры речевого общения.

Оборудование: Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012; мультимедийное оборудование.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

результат

1. Организационный

момент.

Цель – формировать у учащихся правильного отношения к учёбе.

1 мин.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте готовность к уроку. На столах должны быть учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, дневник и пенал.

- Присаживайтесь, пожалуйста. Продолжаем наше путешествие в мир знаний.

Слайд 1

-слушают;

-понимать на слух речь учителя;

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность  рабочего места под руководством учителя, нацеливаются  на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель – повторить основные вопросы из пройденного; проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал.

5 мин.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что объединяет предметы?

Слайд 2

Вокруг так много вещей, которые нам служат, которыми мы пользуемся каждый день. Что мы узнали на прошлом уроке о созданных  людьми предметах?

- Верно, мы узнали секреты изготовления некоторых вещей. Из каких же материалов могут быть сделаны предметы?

- Молодцы. Ответим на вопросы.

Слайд 3

- На картинке изображены предметы, созданные человеком.

- Познакомились с темой «Из чего что сделано».

- Из глины (чайник, ваза), из шерсти (шарф, свитер), из металла (ложка, кастрюля), из древесины(линейка, шкаф, тетрадь, книга).

- Строят речевые высказывания; аргументируют свою току зрения.

Коммуникативные УУД: - формирование  умения слушать и слышать, отвечать.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности

3. Постановка цели и задач урока

Цель – учить учащихся определять тему и цели урока.

5 мин

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Три поросенка» Видео (20 с. – 2.20 с.)

- Ребята, вы узнали, по мотивам какого произведения создан мультфильм? Скажите, в каком доме вам бы хотелось жить?

- Почему поросята остались без крыши над головой? Почему волку удалось сломать дома поросят Ниф-Нифа (из соломы) и Нуф-Нуфа (из веток)?

На слайде записана пословица Слайд 4

«Мой дом – моя крепость».

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы построить прочный дом?

-  Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О строительстве.) Слайд 5

- Кто строит дома? Люди какой профессии занимаются постройкой домов? (строители) Из чего строят дома?

-  Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

Слайд 6

- Да, потому что поросята поленились, некачественно выполняли работу.

Только лишь Наф-Наф построил надежный дом, который волк не смог разрушить.  

- Человек должен чувствовать себя в своем доме в полной безопасности. Дом должен быть прочным, крепким.

-Нужно  знать, как строить дома, какие материалы и какую технику использовать.

-Узнаем о работе строителей, строительных машинах, материалах.  

Познавательные УУД:  

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Усвоение новых знаний

Цель - дать представление о технологии строительства городского и сельского домов; познакомить с видами строительной техники и материалов. 

10 мин

- Во все времена людям были необходимы дома для сохранения тепла, припасов, для защиты от хищников. Люди устраивали жилище в пещерах, землянках, шалашах, из шкур зверей делали дома-палатки, из костей животных, на севере, где много снега и льда, строили жилища из уплотненных ветром снежных и ледяных блоков. Вид жилища зависел от климата и доступности строительных материалов.

Слайд 7

- И сейчас, ребята, дома бывают разными. Посмотрите на экран. Чем отличаются представленные дома?

Слайд 8

- На строительство каждого дома идут определенные строительные материалы.

Деревянные дома строят из бревен, бруса. Чаще всего такие дома строят в небольших населенных пунктах (поселках, селах). Кирпичные из кирпича – они более безопасные и долговечные, но процесс их строительства сложнее и занимает больше времени. Но они считаются самыми надежными, потому что их стены толще и сохраняют тепло.

Панельные дома собирают по частям из огромных железобетонных плит, как конструктор. С завода на стройку приезжают блоки - цельные стены, полы и потолки будущего дома, остается только их совместить. Строить их быстрее и проще, удобнее использовать такие панели для строительства многоэтажных домов  в городах.

- Из чего построен дом, в котором вы живете?

Кто из вас наблюдал, как строят дом? Поделитесь своими наблюдениями. Слайд 9, 10

- Начинают строительство дома с фундамента (основа и опора всей конструкции дома, которая должна выдержать вес всей постройки). Роют яму, закладывают фундамент, кладут стены из кирпичей или панелей, для скрепления материалов используют цемент и песок. Затем крышу кроют черепицей и шифером. Сельские (деревянные дома) строить тоже начинают с фундамента, потом скрепляют бревна с помощью пазов (специальные крепления), кроют крышу шифером.

Строительные материалы Слайд 11

- Дома бывают кирпичные, деревянные, панельные.  

- Слушают учителя.

-  Ответы детей.

 Предметные:

Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями .

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Физкультминутка

1 мин

Мы на стройку все пойдём (Шагаем на месте)

Дружно мы построим дом.(Руки вверх)

Двери все широкие, (Руки в сторону)

Потолки высокие, (Руки вверх)

На полу ламинат, (Наклон вперед вниз)

Каждый житель будет рад. (Руки на пояс и повороты в сторону)

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления

5. Продолжение работы по теме урока

Цель: продолжить работу по изучению нового материала.

10 мин

Слайд 12

- Что нужно для строительства дома, кроме строительных материалов?

Работа по учебнику. Слайд 13

1. Прочитайте текст в учебнике на стр.114-115.

2. О каких машинах вы прочитали?

3. Какую работу выполняют разные машины?

 (Строительные машины)

- Современный дом не построить без помощников – строительных машин.

Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки – все они работают на стройке.

Профессии людей, которые работают на стройке.Слайд 14

Расчищает строительную площадку бульдозером — бульдозерист;                      бетонирует фундамент — бетонщик;        

кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;                                              поднимает грузы подъемным краном — крановщик;                                                      кроет крышу — кровельщик;                      

белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;                                                   делает рамы, двери — плотник;                                

подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;                                        подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;                                 сваривает металлические конструкции — электросварщик;                                              роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик .

Слайд 15

- Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что шофёр должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.

- Рабочие- строители, техника.

- Смотрят презентации, слушают, работают по учебнику, читают тексты, выполняют задания в тетрадях; вступают в диалог с учителем

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

6. Закрепление

Цель: закрепить навыки

7 мин

Слайд 16

Распределите слова на 3 группы:

  1. Строительные материалы.
  2. Строительная техника.
  3. Строительные профессии

кирпич        самосвал        кровельщик

песок                        

цемент        экскаватор          плотник

брёвна                      

шифер         бетономешалка  

доски                                         каменщик

1 – кирпич, песок, цемент, бревна, шифер, доски.

2 – самосвал, экскаватор, бетономешалка.

3 – кровельщик, плотник, каменщик.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 3 (с. 73). (Самостоятельное выполнение.)

Строительство – одна из частей экономики.

- Смотрят презентации, слушают, работают по учебнику, читают тексты, выполняют задания в тетрадях; вступают в диалог с учителем

 Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в группе.

7.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

1 мин

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: с. 112-115, р.т. с. 72 з. 1, 2.

Слайд 17

 - Записывают задания.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

8. Подведение итогов урока

Цель: контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

5 мин

- О чем говорили на уроке? Слайд 18

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

- Какие материалы нужны для строительства дома на селе? города?

- Приведите примеры строительных машин.

- Почему на современной стройке нельзя обойтись без строительных машин?

- Кто работает на стройке?

- Оцените свою работу на уроке (зеленый карандаш – тема усвоена, желтый – есть затруднения, нужно еще работать, красный – осталось много вопросов)

- О строительстве домов.

- Да, узнали о строительных материалах, технике, профессиях.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.


Распределите:

1.        Строительные материалы.

2.        Строительная техника.

3.        Строительные профессии

кирпич        самосвал        кровельщик

песок                        

цемент        экскаватор          плотник

брёвна                      

шифер         бетономешалка  

доски                                         каменщик

Распределите:

1.        Строительные материалы.

2.        Строительная техника.

3.        Строительные профессии

кирпич        самосвал        кровельщик

песок                        

цемент        экскаватор          плотник

брёвна                      

шифер         бетономешалка  

доски                                         каменщик

Распределите:

1.        Строительные материалы.

2.        Строительная техника.

3.        Строительные профессии

кирпич        самосвал        кровельщик

песок                        

цемент        экскаватор          плотник

брёвна                      

шифер         бетономешалка  

доски                                         каменщик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Как построить дом?"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Как построить дом"....