Урок по окружающему миру 3 класс " Школа России" тема "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гаращук Оксана Николаевна

Вашему вниманию представлен конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Золотое кольцо России" 3 класс, «Школа России»

Цель: познакомить с древними городами нашей Родины, которые образуют Золотое кольцо России, их достопримечательностями;

- развивать познавательный интерес к истории российских городов;

- воспитывать любовь к Родине, её богатству, её прошлой и настоящей славе. 

УУД:

Личностные:

1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)

3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

5. Критично относиться к своему мнению

6. Понимать точку зрения другого

Тип урока: урок-путешествие, изучение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: работа в парах, групповая, фронтальная.

Оборудование: карта России с городами Золотого кольца, компьютер, проектор, презентация к уроку, материалы МЭШ и РЭШ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнулись друг другу. Поздоровались с гостями.

II. Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Он называется Путешествие по городам и странам.

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему? Каким видом транспорта любите путешествовать?

На уроках окружающего мира мы уже путешествовали по городам России. Давайте вспомним названия некоторых городов.

1. Название этого города состоит из двух частей. (Санкт – Петербург)

2. Этот город назван также, как птица. (Орел)

3. Название этого города произошло от слова «серп» (Серпухов)

4. По народному преданию, из этого города родом был русский богатырь Илья Муромец? (Муром)

5. Столица нашей Родины (Москва)

Золотое кольцо России

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной .

-Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)
- Какие вопросы у вас появились после того, как вы прочитали тему урока?

-Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое, почему  кольцо? Какие богатства скрываются за этим названием?)

-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей.) 

- Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (предположения на доске зафиксировать):

1. Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

2. Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными.

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока.)

III. Изучение нового.

- Свое путешествие мы начинаем из главного города нашего государства. Как он называется? Москва. Учебник стр.86, карта на экране.

- Итак, мы отправляемся на северо - восток от Москвы в город Сергиев Посад. Этот город является первым городом Золотого кольца и единственным городом, который находится в Московской области.

Был ли кто-то из вас в этом городе? Что запомнилось? Найдите город на карте.

- А теперь прочитайте, что об этом городе говорится в учебнике. Стр.87

Отвечают ребята 1 ряда.

Вывод: основал Троице - Сергиеву лавру - Сергий Радонежский - монах. Поэтому город назван его именем. Дата основания 1337 год. Первые поселения вокруг монастыря появились в конце 14 века. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный князь Дмитрий Донской на битву с врагом. Преподобный Сергий помогал князю Дмитрию не только молитвой, но и советом. Когда князь, отправляясь на Куликовскую битву, заехал за благословением к Сергию, тот предрек Дмитрию Донскому победу, а также отправил с ним двух монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырем Челубеем и началась Куликовская битва русского воинства с войском хана Мамая (монголо-татарской ордой). Один из поселков под Сергиевом-Посадом носит название Пересвет.

Также в этом городе находится знаменитый музей Игрушки. Здесь собраны уникальные куклы и игрушки, многим из которых 100 лет. Например, коллекция матрешек. Всего игрушек более 30000 экземпляров не только из России, но и из других стран мира.

Я люблю этот город, часто там бываю. Он самобытный, старинный. Всем, кто не был там, советую его посетить.

-У вас на столе лежат рабочие листы с картой Золотого кольца, куда вы будете вписывать название города и его достопримечательности.

-Отметьте на карте название первого города-Сергиев Посад.

Что мы запишем в таблицу достопримечательностей? (Троице-Сергиева лавра, Музей Игрушки.)

- Отправляемся в путешествие дальше. Какой город ждет нас дальше? Переславль -Залесский. Города строились на Руси на расстоянии дневного переезда. Всего в 60-70 км от Сергиева Посада находится Переславль – Залесский.

Найдите город на карте.

- Прочитайте, что об этом городе говорится в учебнике.

- Какие достопримечательности есть в этом городе, что узнали вы нового?

В учебнике мало материала, поэтому обратимся к видеосюжету.

Отвечают ученики 2 ряда.

Вывод: Дата основания 1152 год, так же как и Москва был основан Юрием Долгоруким. Кстати, главная площадь, как и в Москве, называется Красной. Этот город назван в честь южного города Киевской Руси Переславля, а Залесский – потому что находился за непроходимыми лесами. Этот город считается местом рождения Александра Невского князя и полководца Руси. Достопримечательностью города считается Горицкий монастырь, построенный в 12 веке, на Плещеевом озере проходили военные учения под руководством молодого Петра I. Там находится музей «Ботик Петра 1», где сохранился единственный кораблик потешной флотилии молодого Петра 1. Само Плещеево озеро уникально – его возраст 30000 лет. Имеет ледниковое происхождение – когда ледники таяли и отступали на север и образовалось озеро.

Отметьте на карте название города – Переславль-Залесский, а также напишите достопримечательности Горицкий монастырь и Плещеево озеро, а также музей «Ботик Петра 1»

-Еще день пути и мы в Ростове.

Найдите город на карте

- Ребята, послушайте, что я вам скажу: СЫСОЙ, ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ, ЛЕБЕДЬ, ГОЛОДАЙ

- Названия чего я перечислила?

- Не догадались? А теперь? (аудиозапись колокола)

- Конечно, это колокольный звон. Понравился он вам?

- У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Самый большой - его вес - 32 тонны носит имя Сысой. Другой колокол - Полиелейный - весом 16 тонн, а Лебедь - 8 тонн. Был еще колокол Голодай, его отлили во время страшного голода 1578 года.

- Найдите еще информацию о городе Ростове.

- Что узнали? Так чем же славен Ростов?

Отвечают ученики 3 ряда.

Вывод : Этот город самый древний в Золотом кольце. Дата образования 862 год. Еще в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. Над озером Неро - плывет колокольный перезвон. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, люди со всех сторон страны приезжают сюда. А еще,  знаменит этот город ростовской финифтью – народный промысел, изображения на эмали огнеупорными красками, работы миниатюрные.

- Отметьте на карте название города – Ростов и запишите достопримечательности – Ростовский кремль и Музей финифти

IV. Физминутка.

Мы немного устали путешествовать, нам необходимо размяться.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

V. Продолжение работы по теме урока

- Следующая остановка - город Углич.

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо - терема.

Покажите на карте город.

- Прочитайте, что об этом городе говорится в учебнике.

Отвечают ученики 1 ряда.

Вывод: дата основания 937 год, название города произошло, возможно, от слова угол, так как река Волга, в этом месте изгибается, течет под углом. В Угличе находится одна из первых, старинных, построенных на Волге гидроэлектростанций, работает большой часовой завод "Чайка", выпускают красивые и точные часы.

- Отметьте на карте название города и запишите достопримечательности – Угличская гидроэлектростанция и Часовой завод.

- От Ростова Великого недалеко до Ярославля.

- Что об этом городе говорится в учебнике?

Отвечают ребята 2 ряда

Вывод: самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит город. Дата основания 1010 год. В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову - основателю первого в России общедоступного театра. Ярославль - родина русского театра. Достопримечательностью города является церковь Ильи Пророка.

- отметьте на карте название города и запишите достопримечательности – Ярославский театр и Церковь Ильи Пророка

- Какой следующий волжский город входит в "Золотое кольцо"?

- От Ярославля по реке рукой подать до Костромы.

Покажите город на карте

- Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Кострому основал все тот же неутомимый Юрий Долгорукий. Назвал по имени реки, впадающей в Волгу. Дата основания 1152 год. Название может происходить от слова кострум – крепость, перевод с финского языка или кострома – праздник, напоминающий масленицу у языческих племен.

- Посмотрите на план города. Он необычный.

- Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Также в этом городе есть памятник Ивану Сусанину, который был обычным крестьянином, но на памятнике выбито – патриоту земли русской. В Костроме есть Ипатьевский монастырь. Это вотчина русских царей, когда на Русь напало польское войско, а юный царь Михаил Федорович укрылся в Ипатьевском монастыре, именно Иван Сусанин спас царя, увел польский отряд в непроходимые болота и леса.

- Чем запомнилась вам Кострома?

Отвечают ученики 3 ряда

Вывод: на плане можно заметить, что улицы в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся, находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится знаменитый Ипатьевский монастырь.

- Запишите в таблицу.

- Заканчивается урок, мы успели проехать половину Золотого кольца. На следующем уроке путешествие будет продолжено, а сейчас переверните рабочий лист и выполните задание для самостоятельной работы. Взаимопроверка по образцу в парах. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца?

VI. Закрепление.

На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с рабочим листом.

Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять под названием города фото соответствующей городу достопримечательности

        VII. Итог урока.

- А сейчас подведем итоги. Вспомните свое предположение о названии маршрута "Золотое кольцо". Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

- А что можете сказать относительно второго предположения? Почему это кольцо Золотое?

- Кто сможет сказать, что же мы с вами выяснили в конце нашего путешествия?    

И еще один вопрос, который можно было сегодня задать? Кто придумал туристический маршрут и когда, Ваши предположения?                                                                                                                  

 Вывод: На северо-востоке Центральной России от Москвы расположено несколько древнерусских городов, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России. Старинные русские города образуют на карте как бы окружность. Сегодня мы познакомились с городами - Сергиев Посад, Ярославль, Переславль - Залесский, Кострома, Ростов Великий. Углич.

- Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, чудесной природой)

- Почему эти города вошли в "Золотое кольцо" России? (это слава и гордость нашей страны, достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с драгоценным металлом)

Древние города России имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь от самого рождения до сегодняшних дней. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Равнодушие и небрежность приводят к частичному или полному уничтожению уникальных зданий и сооружений.

- Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину)

- Вам понравилось наше путешествие?

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - на доске

- Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и продолжим знакомство с историей городов Золотого кольца России.

VIII.Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или

классом? 

-Напишите под картой на листе, в каком городе вам захотелось побывать?

                                                                                                                                                             

IX. Домашнее задание  

- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

- Поднимите руку, кто нарисует рисунок?

- Кто  найдет дополнительную информацию о понравившемся городе?

- А кто  расскажет родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

ЗАДАНИЕ:

Какой город назван в честь Сергия Радонежского?______________________________

В каком городе улицы расположены в виде веера? ______________________________

В каком городе изготавливают часы «Чайка»? __________________________________

Какой город считается родиной русского театра? _______________________________

В каком городе колокола славятся мелодичным звоном? __________________________

Зачеркни города, которые не входят в Золотое кольцо России.

Углич

Иркутск

Ростов

Ярославль

Нижний Новгород

Переславль - Залесский

 Игра «Четвёртый лишний». Зачерни лишнюю строку.

Финифть

Юрий Долгорукий

Точные часы

Мелодичный звон

Троице-Сергиева лавра

Серьги и браслеты

Ярославский театр

Церковь Ильи Пророка

Золотое кольцо России!

Как прекрасны твои города!

Старина их, история, слава

Не смолкают пускай никогда!

Сохранить это важно и нужно

Для других поколений Земли.

Города эти – гордость России!

Золотое кольцо – чудо русской души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе....

3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

Класс: 3Тема урока: «Золотое кольцо России»Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.Планируемые результаты:- предметные: учащиеся ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России. Фактологический диктант (3-ий час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо Росси...