Конспект урока окружающего мира, 2 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рогачева Инна Александровна

Тип урока-виртуальная экскурси

Цель - познакомить учащихся с историей Тамбова, формировать познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут

 

Ни рудников, ни шахт, ни домен…

Не шумен город, не огромен.

Кольцом лугов, кольцом садов

С землею обручен Тамбов.

С. Милосердов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rogacheva_i.a._my_zhivem_v_gorode.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в городе

Ни рудников, ни шахт, ни домен…

Не шумен город, не огромен.

Кольцом лугов, кольцом садов

С землею обручен Тамбов.

С. Милосердов

Тип урока-виртуальная экскурсия

Цель - познакомить учащихся с историей Тамбова, формировать познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут

Задачи:

  • дать элементарное представление о том, как начиналось создание г. Тамбова;
  • познакомить детей с достопримечательностями родного края и его символикой 
  • воспитывать в детях чувство любви и преданности к Родине на конкретном примере истории родного края, на восприятии уже знакомых и полюбившихся детям мест, памятников, домов, людей, связанных с их собственной жизнью.

Оборудование карта Тамбова, герб, флаг Тамбова, выставка книг о Тамбове, детские рисунки на тему «Любимый уголок родного города», запись марша В.Агапкина, таблички с основными понятиями

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять  и  формулировать  то,  что  усвоено  и  что  нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов,  их  особенностях,  характеризовать  удобства,  которые  есть в квартире.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формирование УУД

Личностные УУД.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией или текстом
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: 
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Ход урока

  1. Орг момент. Создание настроения

Добрый день Сегодня мы проведем урок немного в необычной форме. Я знаю, что многое из вас любят путешествовать. И у нас сегодня урок путешествие, урок экскурсия.

  1. Введение в тему урока

Куда мы с вам отправимся, вы узнаете из стихотворения

Очень много на планете

Разных стран и городов.

Мне ж милее всех на свете

Славный город – наш Тамбов.

Есть цветы красивей где-то,

Чем за Цною на лугу,

Только я представить лета

Без ромашек не могу.

Очень много на планете

Разных стран и городов.

Мне ж милее всех на свете

Славный город – наш Тамбов.

  1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

-С какой целью люди путешествуют?

-Мы живем в этом городе. Все ли мы о нем знаем?

-Какова цель нашей экскурсии? – узнать что-то новое

  1. Введение нового материала

Наши этапы пути

  • Исторический
  • Героический
  • Культурный

-А что вы уже знаете о городе, в котором живете?

Перед вами таблица. Ответьте на вопросы( 1,2,3), отметьте нужные для вас колонки

Все знаю

Знаю мало, хочу узнать

Не хочу  знать

  1. Когда и почему возник город

  1. Кто руководил стройкой города

  1. Какие символы есть у нашего  города

  1. Как исторические события отразились на жизни города

  1. Какие памятники  нашим землякам есть в Тамбове

  • Жизнь и творчество каких писателей, поэтов связана с нашим городом

  • Творчество каких музыкантов оставило след в истории города Тамбова

Работа с текстом   Перед вами текс. Прочитайте его.

Несколько веков назад в месте слияния двух рек Цны и Студенец был основан город-крепость. Указ о возведении крепости был подписан рукой царя Михаила Романова. Это оборонительное укрепление должно было защитить южные границы  Руси от набегов  иноземных захватчиков. Основателем и первым воеводой был Роман Боборыкин.

Крепость получила первоначальное название «Тонбов» (иначе, «омут»)..  Новое укрепление получило  свое название из местного языка  и со временем превратилось в Тамбов.  Было это в 1636 году

Какую информацию вы узнали. Ответим на вопросы

  • по приказу какого царя Тамбов был построен?
  • С какой целью он был основан?
  • Кто руководил строительством города?
  • На берегу каких рек он был построен?
  • В виде чего построили город?

-Посмотрите на экран. Перед вами схема нашего города. Он был окружен высокой стеной из дубовых бревен. Стены соединяли высокие сторожевые башни.

В краеведческом музее есть макет- копия такой крепости.

Прочитаем 2 текст.

 Вал насыпался вручную крестьянами и служилыми людьми. В профиле имел вид трапеции с шестиметровым основанием и вершиной двухметровой ширины; высота достигала 3—4 метров; крутизна склонов — 25—30 градусов. С внешней, южной стороны вала, располагался ров шириной и глубиной около 2 метров; на небольшом удалении — ещё один ров глубиной 1 метр. Через каждые 10 верст вал был укреплен сторожевыми башнями.

Что нового вы еще узнали из этого текста.

  • Какое укрепление возвели люди для защиты города.
  • Какова его высота.
  • Верста – это около 1067м

Послушаем стихотворение о том городе

Валентина Дорожкина Наша крепость и наша держава

Там, где дикое поле лежало,

Люди крепость Тамбов возвели,

И орда перед ней задрожала,

Побежала с Тамбовской земли.

Обозначен на карте заметно

 Город -труженик, город -творец.

Ты любовью вошѐл беззаветной

 В глубину благодарных сердец.


Как у любого города в древности наш город имел свой отличительный знак.

 - Кто знает, что это за знак

Это герб

- Посмотрите, как он выглядит. Что вы уже знаете о нем.

- Послушайте стихотворение о нашем гербе

Герб Тамбова   Семен Милосердов

Три хлопотуньи-пчёлки,
улей – Наш герб.
В нём – лето, зной, трава…
Пропахли воском дни июля,
И пахнет мёдом синева…

К спине рубахи прилипали,
С лица не отирая пот,
По капле люди добывали
Скупого счастья трудный мёд.

 

5.Физпауза

Пчёлки в домиках сидят. (встают из-за парт, приседают)

И в окошечки глядят. (сжимают кулачки в «бинокль» и вертят головой в разные стороны)
Полетели, зажужжали.
(поднимаются, машут руками, кружатся)

И опять на место сели. (сели за парты)

6. Закрепление нового

  1. Работа в тетради.с.4 № 2
  2. Продолжение работы над новым материалом

- История нашего города насчитывает 380 лет. Много интересного происходило в его жизни. Много славных моментов есть у него. Но история города- это его жители, которые оставили свой след в его истории.

Следующий этап экскурсии –Героический

Продолжим заполнять нашу таблицу. Части А И В

Посмотрите на экран. Кто это.   Г.Р.Державин

- В истории нашей страны много трагических моментов. Одним их таких моментов является Великая Отечественная война. Какие это годы 1941-1945

- Познакомимся с текстом и причитаем, как наш город встретил это трагическое известие.

На территории Тамбовской области боевых действий в годы войны не велось.  В июле 1941 г. в Тамбовской области началось формирование отрядов народного ополчения, партизан  и групп самообороны. Во многих школьных зданиях Тамбова разместились солдатские госпитали. На заводах и фабриках  города производились: боевая техника, военное и медицинское оборудование, хлеб.

Что мы узнали из этого отрывка

  • Чем занимались жители нашего города
  • Проводились ли боевые действия на территории города и области

Продолжим знакомство с новым отрывком истории города. Послушайте его.

Мощным проявлением любви к Родине явилось патриотичексое движение в помощь фронту. 7 ноября 1942 года крестьяне колхоза «Красный доброволец  начали сбор денег на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Их поддержали все колхозники области. За две недели они собрали 40 млн рублей на постройку танковой колонны. Этот танковый корпус  громил немцев прошел всю страну и закончил войн у недалеко от Берлина.

- Как вы думаете, есть ли сейчас в нашем городе упоминание о там великом почине людей

Да это памятник Танк –Т-34

Какие  еще вы знаете памятники Вов

Стих-е окомплексе «Вечный огонь»

7. Закрепление материала

- Много интересного мы узнали сегодня. Много вы знаете о том городе, где живете. Но есть еще   люди, которые прославляли наш город в мирной жизни. Это поэты, музыканты, художники.

Новый этап нашего путешествия  Культурный

Ответим на вопросы нашей таблицы

Одним из символов города и области является ее гимн. Есть гимн и у города Тамбова.

В.Агапкин

С.В.Рахманинов

8.Итог урока. Рефлексия

-  Назовите, что обозначают слова и даты

1636 г

воевода Боборыкин

Город-крепость

Символ трудолюбия

Г.Р.Державин

В.Агапкин

Танк Т-34

- А можем ли мы на одном уроке рассказать всю историю города

- Где еще можно узнать ее –музеи, библиотеки, выставки

Представление выставки книг

- В нашей школе много книг об истории развития города и знаменитых людях выставка книг

– Что было самым главным на уроке?

– Что вы узнали нового?

– Что показалось самым интересным и познавательным?

– О чём бы хотели ещё узнать?

Оцените свою работу на уроке Заполните таблицу

Нового не узнал

Узнал новое, но хочу ещё узнать

Много узнал, мне хватит

Оцените свое настроение и работу на уроке.

  + посади  пчелу на улье

-  оставить на листочке

Итоговое стихотворение

Приложение                             Стихи о Тамбове

Тамбов   автор: Ната Ивахненко

 

Есть город на свете среди городов,

Зовётся он тихо и мягко - Тамбов,

Где долгие годы память храня,

Живёт беззаботная юность моя.

Есть город на свете, зовётся - Тамбов,

Он самый прекрасный из всех городов,

Там так же беспечно, как трель соловья,

Прошла быстротечная юность моя. 

…………………..

На 380-летие Tамбова     автор: Денис Камнев

 

Тебя построили как крепость,

Чтоб защищала от врагов .

Слова: отвага, честь и верность

О тебе, родной Тамбов.

 

Нога врага здесь не ступала,

Не ведали мы их оков.

Но били по тебе снаряды,

И это выдержал Тамбов.

 

Ты славных дал сынов Отчизны,

От милых Цнинских берегов…

Дела их были всем полезны,

Спасибо, дорогой Тамбов!

 

На нашем свете очень много,

Красивых разных городов.

Но не сыскать всем вам второго,

Такого, как родной Тамбов.

 

На юбилей твой я не буду

Искать народу много слов.

Скажу одно - живи на свете

И процветай, ты мой Тамбов! 


Семен Милосердов    
Герб Тамбова

Три хлопотуньи-пчёлки,
улей –
Наш герб.
В нём – лето, зной, трава…
Пропахли воском дни июля,
И пахнет мёдом синева…

К спине рубахи прилипали,
С лица не отирая пот,
По капле люди добывали
Скупого счастья
трудный мёд.

Татарский вал

Среди былинного простора,
Да, всё могла семья славян:
Горстями вычерпать озёра,
Насыпать шапками курган…
Границу русского упорства
Под медный колокольный гуд –
Вал земляной двадцативёрстный –
Возвёл простой -простой народ.

Приложение                          Легенда о гербе

Собрались однажды мужики из поселения «Тонбов» навестить луга около рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мѐд здесь был терпким, ароматным. Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка. Приехали на поле и пошли борти(ульи) проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идѐт по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Вдруг  … Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчѐлы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их. Скинул он рубаху и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство. Думалось Ванятке, как похожи пчѐлы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их мѐдом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде. Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери.  Старец и сказал: "На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги свои набеги совершать, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий".

Так же внезапно, как появился, исчез старец, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его.

После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках. Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Бобарыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С неѐ начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...