Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Громова Елена Евгеньевна

В методической разработке представлен материал к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Цель: формирование у учащихся представления о разнообразии животного мира.

Задачи:

  • учить видеть и понимать богатство и разнообразие живой природы Земли;
  • способствовать развитию памяти, мышления, воображения;
  • способствовать формированию у учащихся чувства любви ко всему живому; потребности заботы об окружающем мире с целью его сохранения.

УУД:

Личностные: Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы, исходя из коллективного обсуждения.

Познавательные: анализировать рисунки, рассказывать о полученной информации;  приводить примеры животных определенной группы;  устанавливать связь между строением, образом жизни животных.

Коммуникативные: работать в паре; участвовать в диалоге; отвечать на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

• выяснить существенные признаки группы животных, выполнить классификацию животных.

Метапредметные:

• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

• извлекать информацию из иллюстраций и схем;

• устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных);

• определять план действий совместно с учителем, работать в паре.

Личностные:

• проявлять целостное восприятие окружающего мира.

Обучающиеся научатся:

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;

- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты;

- выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- организовывать взаимопроверку выполненной работы;

- высказывать свое мнение при выполнении задания.

- формулировать своё мнение,

- воспринимать различные точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная.

Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир 1 класс» (2 часть) УМК «Планета знаний», учебная презентация, сигналы для рефлексии.

Оборудование: учебник, средства ИКТ, печатный материал для доски, раздаточный материал для работы в парах, смайлики, картинки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности.

1.Эмоциональный настрой (прослушивание фрагмента «Голоса леса»).

-С каждым днем все сильнее ощущается наступление весны. Все чаще светит солнце, день становится длиннее, постепенно тает снег. Так хочется подольше погулять на улице, подышать свежим весенним воздухом. Я приглашаю вас совершить небольшую прогулку в лес прямо сейчас. (Включить аудиозапись «Голоса леса»).

-Что вы почувствовали?

-Что услышали?

-Поднимите руку, кому из вас раньше приходилось бывать в лесу.

-Какие животных можно встретить в наших лесах?

-Почему мы начали урок с разговора о животных?

-Отгадаем кроссворд и проверим, верны ли наши предположения.

2.Решение кроссворда

1.Маленький лесной зверёк,

На спине листок несёт,

Нос смешной, сам весь в иголках,

Будто родственник он ёлки. (Ёж)

2. Людей почти он не боится,

На крыше дома вьёт гнездо,

И где решит он поселиться —

Навеки в дом войдёт добро… (Аист)

3. Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравей)

4. Большущая такая рыба

Лежит на дне, как будто глыба.

Лежит, усами шевелит,

Зевать рыбёшкам не велит.

В глубоком омуте есть дом,

Хозяин в доме этом — … (Сом)

5. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

6. Прячусь я на дне речном,

Я – усатый, но не сом.

Друг на друга мы похожи,

Но меня не путай с ним.

Видишь пятнышки на коже?

Значит, это я…(Налим)

7. Бродит хищный кот в лесах

С кисточками на ушах.

Дальше от него держись –

Быстро нападает… (Рысь)

8. От цветка к цветку летает
И нектар он собирает.
А гудит, как будто дрель
Полосатый добрый…(Шмель)

-Как одним словом можно назвать слова-отгадки? (Животные)

-Какое ключевое слово есть в кроссворде? (Животные)

-Кого мы называем животными? (Животные – это живые   существа, которые дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство и умирают.)

-Подтвердилось наше предположение, что сегодня будем говорить о животных?

3.Определение учебных задач.

-Ученые, исследуя животных, объединили их в группы.

-Давайте представим, что мы с вами тоже ученые. Каким образом можно распределить этих животных по группам? (Прикрепить опорные слова на магнитную доску).

-Почему у нас возникли сомнения, к какой группе животных отнести летучую мышь? (Не хватает знаний)

-Какую цель поставим перед собой на уроке?  (Изучить существенные особенности каждой группы животных).

-Где мы можем найти необходимую информацию? (В учебнике).

4.Работа со схемами учебника.

а)Насекомые (работа в парах).

-Рассмотрите строение тела пчелы (с.80).  Назовите части тела.

-Рассмотрите на рисунке справа стрекозу. Найдите голову, грудь, брюшко, передние, средние, задние ноги, крылья. (Дети по вариантам показывают части тела животного и смайликом оценивают работу соседа по парте).

-Сравните пчелу и стрекозу. В чем их сходство? Как одним словом назвать пчелу и стрекозу? (Прикрепить на магнитную схему «Насекомые»).

-Проговорим вывод хором «У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног».

-Какой самый существенный признак насекомых? (Шесть ног).

б)Рыбы (работа в парах).

-Рассмотрите строение тела леща (с.80).  Назовите части тела.

-Рассмотрите на рисунке справа щуку. Найдите голову, туловище, хвост, плавники. Сравните леща и щуку. В чем их сходство? Как одним словом назвать леща и щуку? (Прикрепить на магнитную доску схему «Рыбы»).

-Проговорим вывод хором «У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуей».

-Какой самый существенный признак рыб? (Чешуя).

в)Птицы (работа в парах).

-Рассмотрите строение тела грача (с.81).  Назовите части тела.

-Рассмотрите на рисунке справа воробья. Найдите голову, шею, туловище, крыло, хвост, ноги. Сравните грача и воробья. В чем их сходство? Как одним словом назвать грача и воробья? (Прикрепить на магнитную доску схему «Птицы»).

-Проговорим вывод хором «У птиц два крыла и две ноги. Тело птиц покрыто перьями».

-Какой самый существенный признак птиц? (Перья).

г)Звери (работа в парах).

-Рассмотрите строение тела волка (с.80).  Назовите части тела.

-Рассмотрите на рисунке справа куницу. Найдите голову, шею, туловище, хвост, передние ноги, задние ноги. Сравните волка и куницу. В чем их сходство? Как одним словом назвать волка и куницу? (Прикрепить на магнитную доску схему «Звери»).

-Проговорим вывод хором «У зверей четыре ноги. Тело зверей покрыто шерстью».

-Какой самый существенный признак зверей? (Шерсть).

-По каким самым существенным признакам вы будете различать группы животных?

Физкультминутка.

-Давайте поиграем. Если услышите название зверя – бег на месте, птица – взмахи руками, рыбы – сложить ладошки, «плыть», насекомые – присесть.

(Волк, синица, карась, лисица, муравей, воробей, шмель, соловей, тигр, коза, налим, стрекоза).

-Какие знания помогли вам отличать животных разных групп?

6.Работа в парах «Найди лишнего».

-Возьмите в конвертах карточки с изображением животных.

(Дети получают карточки с изображением животных, где один представить другой группы, обводят лишнего в кружок. Четыре варианта по нумерации парт. Проверка на доске по номерам карточек.)

-Почему это животное лишнее?

-Почему вам было легко определить лишнее животное? (По существенным признакам).

7. Возвращение к проблемной ситуации.

-Каких знаний нам не хватило в начале урока? (Не знали, к какой группе отнести летучую мышь.)

-А теперь мы можем определить, к какой группе животных относится летучая мышь? На что надо обратить внимание?

*Резервный материал

а) «Удивительные факты про летучую мышь»

-Чем летучая мышь отличается от других зверей?

-Летучая мышь – это зверь отряда рукокрылых. Это очень удивительное животное. Давайте прочитаем информацию на слайде. (Чтение хором). 

-Что узнали про летучих мышей.

б) «Сундучок удивительных фактов» (карточки для чтения)

*На теле насекомых есть полосочки, насечки. Поэтому их и назвали насекомыми. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее своего веса.

*Самый высокий зверь на Земле – жираф. Самый тяжёлый зверь на суше – белый медведь. Летучая мышь – единственный в мире зверь, который летает.

* Чешуя у рыбы растёт всю жизнь. Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько зим и сколько лет рыбе.

* Пингвины – это хищные птицы. Пингвины не умеют летать, но отлично плавают и ныряют.

-Много интересных фактов о животных можно узнать из книг и познавательных передач.

8.Рефлексия.

-В начале урока мы поставили перед собой задачу, изучить особенности животных каждой группы.

-Справились с этой задачей?

-По каким признакам будете различать животных каждой группы?

Повторение определений хором.

9.Итог урока.

-Если вам было интересно на уроке, возьмите в конверте картинку с изображением животного и прикрепите на доску в соответствующую группу.

-Посмотрите, какой прекрасный уголок природы остался нам на память. Как разнообразен и чудесен животный мир. Чтобы он оставался таким, мы должны помнить…

Рыбы, птицы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,

Ведь море без рыб – не море,

А земля без зверей не земля.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"

Цели и задачи урока:расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;сформиро...

Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"

Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс....

Урок окружающего мира 1 класс "Как помочь птицам зимой"

Материал содержит презентацию и разработку урока.УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...