Конспект урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока разработан в соблюдением требований ФГОС и содержит в себе материалы, позволяющие организовать деятельность обучающихся для изучения особенностей закаливания как способа предупреждения болезней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора | Абанина Ксения Руслановна |
Предмет, УМК | Окружающий мир, УМК «Школа России» |
Класс | 3 |
Тема | Умей предупреждать болезни |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | Организация деятельности обучающихся для изучения особенностей закаливания как способа предупреждения болезней |
Задачи:
Дидактические | Создать условия для актуализации знаний о закаливании, а также включения новых в систему знаний; ознакомить с правилами закаливания организма; сформировать представления об инфекционных заболеваниях и аллергии |
Развивающие | Развивать внимание и способность анализировать информацию; интерес к здоровому образу жизни |
Воспитательные | Воспитывать осознанность в подходе к своему здоровью; Формировать здоровьесберегающие привычки |
Планируемые результаты
Предметные:
Знать | Что такое закаливание; какие виды закаливания существуют; особенности закаливания; что такое инфекционные заболевания и аллергия |
Понимать | Правила закаливания; как вести себя при наличии инфекционных заболеваний и аллергии |
Применять | Создавать памятку с правилами закаливания; отличать верные поведенческие привычки от неправильных себя при наличии инфекционных заболеваний и аллергии |
Анализировать | Выделять из текста правила закаливания; выделять из видеоматериала главную информацию |
Синтезировать | Составлять из букв слово; составлять из слов предложение (тему урока) |
Оценивать | Пользу знаний о закаливании для жизни человека |
Метапредметные:
Регулятивные | Формулировать цель урока; составлять план учебных задач; анализировать и оценивать собственную деятельность; сверять выполненное задание с образцом |
Познавательные | Осуществлять поиск информации в тексте; Опираться на жизненный опыт при ответах на вопросы; Извлекать важную информацию при просмотре видеоматериала; Предлагать способы решения задачи |
Коммуникативные | Вступать в учебный диалог, сотрудничать при работе в группе; формулировать собственные мысли |
Личностные: формирование представлений о закаливании как о способе предупреждения болезней в своей жизни
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Основные понятия | Закаливание; живая и неживая природа; инфекционные болезни; аллергия |
Методы, технологии | Урок – путешествие; использование задачи; |
Ресурсы для учителя | Мультфильм «Закаливание» https://yandex.ru/video/preview/13055960948503269372; Видеоматериал «Закаливание» (воздухом с 1:40) https://yandex.ru/video/preview/10982055946268948309; презентация; компьютер; проектор; доска; раздаточный материал |
Ресурсы для учащихся | Учебник, рабочая тетрадь, бланк викторины |
План урока с распределением времени
1. Мотивационный этап (приветствие обучающихся, настрой на дальнейшую деятельность) 3 м.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 1 м.
3. Выявление затруднения (проблемы) 1 м.
4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения 2 м.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (ОНЗ) 25 м.
6. Первичное закрепление нового знания. 3 м.
7. Включение в систему знаний и умений. 2 м.
8. Рефлексия 3 м.
Ход урока:
Структура урока (этапы) | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности |
1. Мотивационный этап (приветствие обучающихся, настрой на дальнейшую деятельность) 2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 3. Выявление затруднения (проблемы) 4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения 5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (ОНЗ) 6. Первичное закрепление нового знания. 7. Включение в систему знаний и умений. 8. Рефлексия | Приветствие. Проверка рабочего места. Сегодня у нас будет необычный урок. Для начала, я попрошу каждый ряд должен составить из букв слово. Перед вами на доске – буквы. Составьте из них слово. (для каждого ряда свое слово, работают индивидуально) 1 ряд – Умей 2 ряд – предупредить 3 ряд – болезни Сначала хором произносит слово первый ряд, потом второй и третий. Это и будет тема нашего урока. Что значит «предупредить»? А зачем нужно предупреждать болезни? Важно ли получить знания по этой теме? Они пригодятся вам в жизни? Тогда как будем работать на уроке? Хорошо. Вы знаете, сегодня мы с вами будем участвовать в викторине. Наша отправная точка – задание. Давайте попробуем его выполнить. Посмотрите на доску. «Виды закаливания» Подумайте, что можно записать на пустые места? Можем ли мы сразу назвать виды закаливания и рассказать о правилах закаливания? Тогда нас ждет много нового и интересного впереди. Посмотрите на слайд, на нем представлены утверждения. Под номером утверждения в таблице напишите +, если согласны и -, если не согласны. В конце урока мы вернемся к ним, чтобы узнать, верно ли вы предположили. Давайте подумаем, какая же цель нашего урока? Хорошо. Сверим ее с целью на доске. Цель – изучить виды закаливания и их особенности, узнать, как с помощью закаливания можно предупредить болезни Посмотрим, какие задачи нам предстоит выполнить. Давайте дополним их своими словами. (Дано только начало задачи на слайде) Сегодня у нас необычный урок, а урок-викторина. На протяжении всего урока вы будете в парах, а также самостоятельно отвечать на вопросы викторины, а в конце урока мы подведем ее итоги. Разгадаем ребусы. (На слайде) Как вы думаете, почему эти силы природы можно назвать нашими лучшими друзьями? Откроем учебник на странице 147. Прочитайте первый абзац вслух. (1 ученик) Какого человека можно назвать закаленным? С помощью чего проводится закаливание? Итак, сейчас будет первый раунд нашей викторины. На выданных мной бланках вы будете записывать ответы. На каждый вопрос у вас будет по 20 секунд Первый раунд викторины. Вы работаете в паре, поэтому важно совещаться и приходить к единому мнению. Вопрос 1. (Общий) Проверка ответа. Обсуждение. Откроем рабочую тетрадь на стр. __ Посмотрите, мы должны написать памятку. Краткие правила закаливания воздухом, водой и солнцем. Чтобы их написать, нужно найти информацию в учебнике. Прочитаем текст под цифрой 1. Какие два правила мы можем сформулировать, опираясь на текст? Отлично, запишем их в тетрадь. Послушаем внимательно дополнительную информацию из видеоматериала. И нас ждет уже второй раунд викторины. (Работают индивидуально) Вопрос 2. (Воздух) Проверка ответа. Обсуждение. Отлично! А теперь посмотрим мультфильм. Смотрите внимательно! После просмотра вы должны сформулировать правило закаливания. Что Лунтик и Кузя делали неправильно? Почему они заболели? Какие правила вы сформулировали? Прочитаем информацию из учебника, что можно добавить к нашим правилам? Запишите правила себе в рабочую тетрадь! И нас ждет уже третий раунд викторины. Вопрос 3. (Вода) Проверка ответа. Обсуждение. Давайте немного отдохнем и выполним физминутку. Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. Мы уже знаем, как закаливаться воздухом и водой. Что же нам осталось узнать? Прочитаем информацию из учебника. Какие правила сформулируем? Запишите. И нас ждет уже четвертый раунд викторины. Вопрос 4. (Солнце) Проверка ответа. Обсуждение. Отлично! Послушайте стихотворение. Подумайте, что в нем необычного? Грипп Запретили Ире Бегать по квартире. Объяснили Ире: Ходит грипп в квартире! Ира слушает: “Скрип, скрип”. Там, наверно, ходит Грипп? Чей-то кашель, чей-то хрип, Чем-то болен страшный Грипп? Папа маме говорил: «Дядю Митю грипп свалил». Он, наверно, великан? Он, наверно, хулиган? Дружит он с температурой И невкусною микстурой, На обед в его кастрюле Только белые пилюли. Приходила к нам с утра Медицинская сестра, Гриппу сделала укол, Чтобы Грипп скорей ушёл. А. Стройло А на самом деле, грипп это…? (инфекционное заболевание) Что вы знаете об инфекционных заболеваниях? Чем они отличаются от простудных заболеваний? Прочитаем вслух текст из учебника под заголовком «Инфекционные болезни и аллергия» Какие бывают инфекционные болезни? Как передаются инфекционные болезни? Какие правила нужно соблюдать при инфекционных болезнях? Относится ли аллергия к инфекционным болезням? Можно ли заразиться аллергией? От чего возникает аллергия? И нас ждет уже пятый раунд викторины. Вопрос 5. (Болезни) Проверка ответа. Обсуждение. Отлично! На доске представлена памятка. Давайте выберем, что относится к правилам закаливания, а что относится к правилам предупреждения инфекционных заболеваний. Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено? Для чего нужно соблюдать режим дня? Что мы можем добавить к памятке «Если хочешь быть здоровым» после того, что мы изучили на уроке? Отлично! Если осталось время. Финальный раунд викторины (6). Сейчас я предлагаю вам ответить на общие вопросы по теме «Здоровье человека». Они очень простые, их должен помнить каждый человек, уверена, что вы справитесь! Вопросы. Проверка. Обсуждение. Теперь мы можем решить задание, которое вызвало у нас затруднение? Какие виды закаливания вы знаете? Давайте вернемся к нашей таблице «Верите ли вы, что». Еще раз ответим на вопросы. Поднимите руку, у кого результаты совпали с началом урока? Наш урок подходит к концу, как вы считаете, достигли ли мы цели? Теперь вы узнали больше о правилах закаливания, о предупреждении болезней? Будете использовать в жизни? Посмотрим, все ли задачи мы выполнили. Поднимите зеленый карандаш, кто выполнил все задания викторины верно. Желтый, у кого было 1-2 ошибки. Красный – больше 3 ошибок. Подумайте, что в уроке вам удалось на отлично, а что вызвало затруднение. Дайте себе рекомендации. Кто хочет высказаться? Запишите Д\З. | Приветствие. Организация рабочего места Выполняют задание на синтезирование Хором говорят слова Умей предупредить болезни (не допустить, снизить риск) Чтобы быть здоровыми Важно! Активно, внимательно… Мыть руки, не общаться с заболевшими, закаляться, принимать витамины в сезон простуд Предполагают Выявляют затруднение Узнаем о видах закаливания и его правилах Обсуждение задач, формулировка целой задачи Решают ребус Высказывают свое мнение Читают. Такой человек может переносить дождь и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями… Воздуха, воды, солнца Выполняют первый вопрос викторины. Обсуждение. Активно проводить время на свежем воздухе; спать при открытом окне только в теплое время года Записывают Слушают Выполняют второй вопрос викторины. Обсуждение. Просмотр мультфильма. Отвечают на вопросы. Правило – закаливаться водой нужно постепенно (от теплой до ледяной); перед обливанием водой нужно сделать зарядку. После процедуры растирать кожу сухим полотенцем; летом купание в водоеме (не ниже +20) Выполняют третий вопрос викторины. Обсуждение. Выполняют ф\м Как закаливаться солнцем. Читают В солнечную погоду носить головной убор; загорать постепенно от 5 минут до 40; пользоваться защитным кремом Выполняют четвертый вопрос викторины. Обсуждение. Ира представляет, что грипп — это великан, хулиган, который свалил дядю Митю Отвечают на вопрос. Актуализируют известные знания. Отвечают на вопросы с опорой на текст. Выполняют пятый вопрос викторины. Обсуждение. Выполняют задание на закрепление. Режим дня. Чтобы хорошо себя чувствовать, беречь здоровье. Закаливаться, соблюдать правила предупреждения болезней Выполняют финальный раунд викторины. Обсуждение. Решают задание, которое вызвало затруднение. Возвращение к таблице, анализ Оценивают результаты урока. Сверяют их с поставленными задачами урока. Рефлексия собственной деятельности. Записывают Д/З. |
Приложение
Вопросы викторины
1 раунд:
1. Закаленный человек – это человек…
А) без вреда для здоровья может переносить неблагоприятные погодные условия, почти не болеет простудными заболеваниями
Б) принимающий витамины
В) профессиональный спортсмен
2. Закаливание проводится с помощью
А) Воды
Б) Солнца
В) Лекарств
Г) Воздуха
2 раунд:
1. Выберите верное утверждение
А) Чтобы закаливаться воздухом, зимой можно спать при открытой форточке
Б) Чтобы закаливаться воздухом, нужно активно проводить время на открытом воздухе
В) Закаливание воздухом лучше начинать с прохладного душа
2. Выберите подходящее место для закаливания воздухом
А) Парк, вдали от машин
Б) Площадка возле автобусной остановки
В) Игровая комната в торговом центре
Г) Спортивный зал
3 раунд:
1. С чего лучше всего начинать закаливание водой?
А) С ледяного озера
Б) С прохладного душа
В) С холодного сока
2. Что лучше делать с кожей после водных процедур?
А) Растирать кожу сухим полотенцем
Б) Мазать кремом
В) Дать ей высохнуть без полотенца
4 раунд:
1. Какое важное условие нахождения на солнце?
А) Находиться на солнце можно только с 13 до 16 часов дня
Б) Находиться на солнце можно только под зонтом
В) Находиться на солнце можно только в головном уборе
2. Сколько можно загорать в первый день?
А) Не больше 5 минут
Б) Около часа
В) Не больше трёх часов
5 раунд:
2. Как передаются возбудители гриппа, кори и ангины?
А) С капельками слюны
Б) С грязных рук
В) Через вещи больного
3. Что такое аллергия?
А) Особая чувствительность к некоторым веществам
Б) Повышенная температура и кашель
В) Врожденное заболевание
6 раунд:
1. Как называется наука о чистоте
А) гигиена
Б) чистота
В) порядок
2. Как называется распределение времени на сон, еду и активность?
А) порядок поведения
Б) режим дня
В) правила поведения
3. Состояние, в котором человек проводит 1/3 жизни
А) анабиоз
Б) сон
В) спячка
4. Частота сердечных сокращений за отрезок времени…это
А) пульс
Б) ритм
В) сердце
5. Какой самый важный газ в нашем организме?
А) углекислый
Б) кислород
В) азот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока.Окружающий мир. 4 класс.Что нужно знать о болезнях.
Предмет: окружающий мирТип урока:урок обобщения и систематизации знанийГлавная дидактическая цель урока:Обобщить единичные знания о болезнях и их симптомах, привести их в системуОбучающие цели: обеспе...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...