Методическая разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Урок открытия новых знаний. Он включает в себя изучение нового материала и совершенствование учебного материала с применением игровых технологий и технологии развивающего обучения, элементы контроля и самооценки. На этапе актуализации знаний использованы различные способы мотивации к изучению нового материала, соответствующие задачам урока, психолого-возрастным особенностям обучающихся, виду урока, условиям проведения. Это постановка проблемы. Работа с текстом и литературой, практико-ориентированные задания, наблюдения и исследования на этапе открытия новых знаний формируют функциональную грамотность обучающихся, устойчивый интерес к наукам естественно-географического цикла. Цель:развитие у обучающихся ключевых образовательных компетенций.
Цели и задачи урока соответствуют требованиям обновленных ФГОС и программы НОО. На этапе рефлексии учащиеся совершенствуют навыки чтения, свободной речи, усваивают основы безопасности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по окружающему миру 3 класс
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 3 |
Дата проведения: | 22.03.2022 |
УМК: | «Школа России» |
Тема урока | Экологическая безопасность |
Цель урока | Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека. |
Задачи урока | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Виды деятельности учащихся на уроке и его подготовке - учебное сотрудничество посредством организации диалога «Докладчик» - «Слушатели» в рамках темы урока; - индивидуальная исследовательская деятельность (в процессе самостоятельной подготовки проектов); - игровая Результативность проведенной урока для ее участников • Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности. • Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы. • Умение видеть противоречия и проблемы. • Умение работать с текстом с помощью его маркировки, различными приемами фиксации прочитанного (услышанного). • Способность к самоанализу и рефлексии. • Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других. |
Основные термины, понятия | Экология, экологическая безопасность |
Планируемые результаты
Предметные | Обеспечить усвоение понятий «экология», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения». |
Метапредметные | 1. Регулятивные УУД: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. 2. Познавательные УУД: • строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. 3. Коммуникативные УУД: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Личностные | Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; |
Ресурсы | Учебник «Мир вокруг нас» автор: А. А. Плешаков. // «Школа России». В 2 ч. Ч. 2.- 5-е изд. - М. : Просвещение, 2019г.), презентация, тест. |
Технологии: | Проблемная |
Этап урока | Вид деятельности на уроке | УУД | |
1.Организационномотива-ционный | Дети входят в класс под спокойную музыку, берут из красивой коробочки листочек. Становятся каждый около парты, которая соответствует значку на листочке. (Звучит А. Вивальди «Февраль»)1 слайд Уч. Здравствуйте, маленькие знатоки природы! Зовут меня Мария Валерьевна, и этот урок окружающего мира проведу у вас я! Ну а с вами я познакомлюсь в ходе занятия. Уч. Вот мы руки развели, В пояс поклонились! Одним глазом подмигнули, Улыбнулись и присели. Желаю вам хорошего настроения, на уроке нас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда начинаем. | ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
2.Актуа-лизацияимеющих-ся знаний. | - Как называется раздел, который мы изучаем на уроках окружающего мира? Беседа по пройденной теме. -Для начала повторим, что вы уже знаете по разделу «Наша безопасность». - Расскажите, в каких случаях человеку грозит опасность? ( Высказывания учащихся.) (Мы говорили о молниях, змеях, собаках и прочем.О том, какие правила безопасности нужно соблюдать.) -Какие правила безопасности мы должны соблюдать во время молнии? ( - Во время грозы, молнии мы не должны купать в реке, вода проводит то ток, нельзя находится в открытом поле, нельзя прятаться под одиночным деревом , а необходимо найти яму и лечь в нее). - Какие правила при сборе грибов мы с вами знаем? ( Нельзя рвать грибы , которые мы не знаем, собираем только съедобные грибы, грибы собираем в корзину, не в полиэтиленовый пакет, грибы срезаем ножиком. Не собираем грибы на проезжей части). - Молодцы, всё верно рассказали. Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях. | К УУД: умение выражать свои мысли. П УУД: овладение логическими операциями анализа и сопоставле-ния. | |
3.Создание проблем-ной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы ученика-ми. Определе-ние темы урока. | - - А мы сегодня, должны открыть новые знания, – узнать – от какой ещё опасности надо защищать себя всем жителям нашей планеты. - Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.) - А как называется наука о нашем общем для всех людей доме – планете «Земля»? (Экология) Уч. Экос-дом, логос-учение. + То есть, наука о нашем общем доме. А как называют человека, который занимается экологией? Д. ЭКОЛОГ Уч. Вспомним, что же конкретно изучает экология? Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает. Эти взаимодействия и изучает экология. Наша планета дарит нам радость. Она даёт нам всё для жизни. Как мы называем всё то, что нас окружает? Д. Окружающая среда. А что нам нужно для существования на Земле? Д. Самое необходимое Уч. Необходимы воздух, вода, свет, тепло, пища…- Обратите внимание на экран, посмотрите небольшой видеоролик. (Просмотр видеоролика). Слайд 2 Уч. О чем данное видео? Д. Видео о загрязнении окружающей среды. Уч. Какую проблему затрагивает видео? Д. Экологическую проблему. Уч. Как вы думаете, а на самом ли деле эта проблема существует? Д. Да! Уч. Подумайте и скажите, а можно ли решить эту проблему? Д. Да! Уч. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Вы ответите на этот вопрос выполнив, одно небольшое задание. Мы говорим с вами о безопасности, от слова «экология», образуйте прилагательное и добавьте слово безопасность, прочитайте, что у вас получилось? Нам необходимо изучить тему… Д. Экологическая безопасность. Уч. Молодцы, совершенно верно, экологическая безопасность, это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Уч. Хорошо! Каких результатов мы должны добиться к концу урока? Дополните предложения. Уч. ПОЗНАКОМИМСЯ: с новым…понятием «экологическая безопасность»(слайд 3) УЗНАЕМ: … причины загрязнения окружающей среды ВЫЯСНИМ: как….Защитить себя от загрязнений окружающей среды ПОЛУЧИМ ЗНАНИЯ…о путях решения экологических проблем Д. Выяснить, что такое экология, экологическая безопасность, найти пути решения экологических проблем, составить цепи загрязнения окружающей среды. Уч. Предлагаю вывести правила личной экологической безопасности. Только вот вопрос: «Зачем?» Зачем нужны правила для личной безопасности? Д. Чтобы знать. Как себя вести в разных ситуациях. Уч. Для решения этой проблемы вы сидите по группам и будете работать в группах, но прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила работы в группе.(Дети зачитывают по две строчки). Д. Правила работы в группах. Работать в группах очень просто, Умей пять правил соблюдать: Во – первых: не перебивать, когда рассказывает друг, Быть тишина должна вокруг. Второе: громко не кричи, а аргументы приводи. Третье правило реши: что очень важно – расскажи. В – четвертых: мало устно знать, необходимо записать. И в – пятых: подведи итог, подумай, что ты сделать смог. Уч. Итак, правила повторили, приступаем к работе. У каждой группы свой значок. Как вы думаете, что обозначают ваши значки, кто догадался? Отгадав загадки, вы узнаете, что обозначает каждый значок. И как человек и природа взаимосвязаны между собой. Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. Разжечь не сможешь ты огня… Мы его не замечаем, Просто мы его вдыхаем – Я и туча, и туман, Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Ответ: Почва. Уч. Догадались, что это за знаки? Д. Знаки воды, воздуха и земли. Уч. Совершенно верно, все вместе вы Экологическая служба. Одна группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль». - Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля». - Третья группа будет «Защитники земли», и работать над правилами защиты от загрязнений земли. - Скажите, а как называется страна, в, которой мы живем? Д. Россия. Уч. А край, в котором мы живем? Д. Камчатский край. Уч. Назовите город, который является центром Камчатского края. Д. Город Петропавловск – Камчатский. Уч. А как вы предполагаете в городе Петропавловск – Камчатский есть проблемы с загрязнением окружающей среды? Есть ли в этом городе проблема загрязнения? Д. Да. Уч. Для того, чтобы найти ответ на наш вопрос, предлагаю посмотреть небольшое видео. (Просмотр видео фрагмента из выпуска новостей).Слайд 4 - Какая проблема в городе? Как вы думаете, можно ее решить? - Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Правильно будет сказать:«Хорошая или плохая экологическая обстановка».) Уч.Для начала давайте определимся, что такое «экологическая безопасность», если нам необходимо узнать значение слова, что мы должны сделать? Д. Посмотреть в словаре, в интернете, спросить у взрослых. Уч. Правильно, я побеспокоилась об этом заранее, и нашла значение этого словосочетания в разных источниках, в словарях у разных авторов и в интернете. У вас на столах листочки, прочитайте поочереди, что же такое «экологическая безопасность» Уч. Что такое безопасность? Прочитайте на зеленой карточке 1 группа. 1 гр. Безопасность – это состояние человека, при котором ему никто и ничто не угрожает. Уч. Вторая группа прочитайте, что такое экологическая безопасность. Д. Экологическая безопасность это» - …..(когда растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду. Уч. Третья группа прочитайте еще одно понятие, что такое экологическая безопасность. Э. Б. – это защита от вредного воздействия загрязнения окружающей среды. – В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого. Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографию Земли). А знаете ли вы? (показывает фотографии):
– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (Нет.) – Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, я придумала для вас игру – Вы в игру сыграть готовы? Все встали. | РУУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств для её осуществле-ния; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. . К УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. | |
Физминут-ка | Игра «Правила поведения в природе».(Под музыку) – Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами. Если я приду в лесок – Молодцы, ребята! | ЛУУД: укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей. | |
4. Работа в группах. Работа по учебнику. | Уч. Продолжаем работу по теме урока. Узнали, что такое экологическая безопасность, теперь необходимо выяснить, как загрязняющие вещества попадают в окружающую среду. Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 31. Прочитайте, кто загрязняет и как называется загрязнение окружающей среды. Д. люди, загрязняют окружающую среду, а загрязняющие вещества движутся по цепочке и называется ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Уч. Вы юные экологи и перед вами стоит задача, проследить цепь загрязнения воздуха, воды и почвы. Ваш помощник розовый конверт. Даю вам время для составления цепи загрязнения. 1. группа Цепь загрязнения воздуха. 1. Загрязнение атмосферы. 2. Кислотные дожди. 3. Заражение почвы. 4. Загрязнение растений. 5. Болезни человека
Составление цепи загрязнения.
3.Группа Третий фактор воздействия на человека, загрязнение почвы.
Составление цепи загрязнения:
Уч. К чему приводит цепь загрязнения? Д. К болезни человека. | КУУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. | |
Правила посадки | ПОВТОРИТЬ | ||
5.Решение проблемы – открытие нового знания. | - Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?». – А как влияет природа на жизнь человека? - Работаем следующим образом: на столах лежат условные ответы в желтых конвертах. Ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме. Если какого-то ответа не хватает, можете дописать его самостоятельно. Подойдите ко мне первая группа, что вы выбрали. (Собираю картину из ответов детей. Воздух – облака и лучи солнца. Вода – пазлы озеро. Земля стволы деревьев, кроны деревьев и стебли растений. 1 группа.
-Мы считаем, что для того, чтобы защититься от грязного воздуха, нужно… 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. - У остальных групп есть дополнения? Что вы можете сказать о воздухе вашего поселка? Аналогично проводится работа со 2 и 3 группой. Ответы группы «Чистая капля» 1. Не пить воду из загрязнённых водоёмов. 2. Не купаться в загрязнённых водоёмах 3. Очищать воду с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках. 4. Не пить воду из-под крана. Ответы группы «Защитники земли» (от загрязняющих веществ и продуктов питания) 1. Не собирать грибы и ягоды недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. 2. Тщательно мыть овощи и фрукты. 3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки. 4. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки. 5. Ешь экологически чистые продукты. 6. Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. | Р УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. П УУД: умение чётко структурировать полученные знания. | |
6. Самостояте-льнаяработа по применению новых знаний с самопровер-кой. | ТЕСТИРОВАНИЕ. Уч. Вот мы с вами выяснили. Как защитить себя от загрязняющих веществ окружающей среды и цепи загрязнения воздуха, воды и почвы. Теперь предлагаю проверить полученные знания, выполнив небольшой тест. ФИ ______________________________________ Тест по теме «» Экологическая безопасность
Я) промышленные предприятия Э) растения Ю) транспорт 2. На что влияют продукты, содержащие загрязняющие вещества? И) на настроение человека К) на здоровье человека Л) на аппетит человека 3. Отметь вещество, которое добавляют в воду на станциях очистки. М) бром Н) азот О) хлор 4. Какой продукт не опасен для здоровья? К) рыба, выловленная в грязной реке Л)съедобные грибы, собранные в лесу далеко от дорог З) немытые овощи, собранные в огороде 5. Назови водный транспорт, который не загрязняет воздух. А) теплоход Б) пароход О) лодка 6. Где можно собирать грибы? А) около автомобильных дорог Г) в лесу В) около промышленных предприятий 7. Представь, что ты директор небольшого промышленного предприятия. Тебя предупредили, что деятельность предприятия наносит вред природе. Какие действия как директор ты должен предпринять? И) поставишь очистительные сооружения К) регулярно платить штраф Л) закрыть предприятие 8. Отвечая на вопросы проверочной работы, ученик должен был дописать определение: «Экологическая безопасность – это …». Какой вариант ответа ты предложишь выбрать ученику? Э) Первый вариант: Это защита человека от ядовитых растений. Ю) второй вариант: Это защита человека от опасных животных. Я) Третий вариант: Это защита человека от вредного действия загрязненной окружающей среды. Уч. Какое слово у вас получилось? Д. ЭКОЛОГИЯ. Уч. Совершенно верно. Укого слово экология, получают за работу на уроке оценку - пять, у кого одна ошибка – четыре. У кого две – оценка три. | ПУУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи | |
7. Итог. Рефлексия. Планируемые результаты. | -Ребята, каким для вас был данный урок? Узнали ли вы что-то новое? -Кто принял решение для себя выполнять правила экологической безопасности, выполнять правила защиты организма от вредного воздействия окружающей среды, прикрепите красный цветочек на нашу полянку, а кто не уверен, что будет выполнять эти правила – желтый кружок. Сегодня на уроке я узнал... Я понял ….. Я открыл для себя … Теперь я смогу сам … Я легко справился … Мне было трудно …. Самое интересное для меня было… Желаю вам, ребята Я хочу вас наградить медалями «Юные знатоки природы»! Спасибо, за урок! | ПУУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. КУУД: умение выражать свои мысли. РУУД:волеваясаморегуляция, выделение и осознание | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.
Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....
методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония
Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.
Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164 г. Санкт - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.
Познакомить учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....