Конспект урока Тема "Времена года и их признаки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Разработка для урока "Времена года и их признаки" для детей ОВЗ (вариант2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Купинского района

«Специальная (коррекционная) школа- интернат №2»

 Методическая разработка на муниципальный конкурс «Я  иду на урок»

по  окружающему природному миру

«Времена года и их признаки»

для обучающихся 3 в класса (вариант 2)

  Разработала: Шабалдина Евгения Викторовна

учитель начальных классов

г.Купино

2025г

Тип урока:  систематизации знаний

Тема: Времена года  и их признаки. Обобщение.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о временах года и их признаках.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания о временах года;

-систематизировать знания обучающихся о признаках времен года;

-расширить словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

-развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

-развивать зрительное внимание, память, наблюдательность;

-развивать речь детей;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-создать эмоционально-положительную обстановку на уроке;

-развивать коммуникативные навыки - желание  выполнять задания;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа:

-побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Оборудование: смайлики с разным настроением, иллюстрация  поезда с вагончиками «Времена года», конверты с заданиями, карточки «Явления природы», иллюстрации разных времен года, раздаточный и демонстрационный материал, карандаши, аудио звуков времен года, солнышко, лучики, клей карандаш.

                                                Ход урока

1. Организационный момент

(Готовность к уроку, проверка рабочего места)

Учитель: «Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели

На меня все посмотрели!

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно!

На урок торопит нас!

«Окружающий природный мир « у нас сейчас!»

Психологический настрой:(1мин)  

Учитель: Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям по парте. А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок? Перед вами на парте лежат смайлики. Выберите себе смайлик, у какого какое сейчас настроение. (Дети выбирают смайлик и показывают, с каким настроением они пришли на урок).

Учитель: Давайте вспомним правило урока:

Каждый день - всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в удивительное путешествие. Повторим изученное, и обязательно узнаем много нового. Но на чём  мы отправимся в путешествие вы узнаете, если отгадаете загадку.

Приложение №1

Загадка:

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)

 Да, мы отправляемся в путешествие на поезде. А кто управлять будет поездом, мы узнаем, если выполним  задание.

Приложение №2

Задание: «Выложи картинку»

Учитель: Ребята,  у вас в конверте лежат детали, соберите их.

Учитель: Кто у вас получился? (Снеговик)

Учитель: Теперь снеговик наш гость, он будет за нами наблюдать, как вы будете выполнять задания.(Иллюстрация поезда с 4 вагончиками) 2. Актуализация и проверка знаний.

А теперь проверю какие вы были внимательные:

Приложение №3

Упражнение 1. «Собери картинку» 

Учитель: Перед вами лежат конверты, и посмотрите, что в них спрятано.

Вам нужно собрать картинку и посмотреть что получилось.

Посмотрите внимательно, что получилось? Как можно назвать? (времена года) Назовите все времена года (зима, весна, лето, осень). Сколько всего времен года (4).

3. Целеполагание.

Учитель: Правильно! Мы сегодня будем говорить и выполнять задания по временам года.

4.Повторение и обобщение изученного

Учитель: Итак, сядьте по удобнее, мы отправляемся в путешествие. (Аудио,  звуки стук колёс)

Начнем с времени года, которое у нас сейчас?

Путешествие к  –  Зиме. (закрепить иллюстрацию к первому  вагончику)

(Аудио звуки зимы)

Учитель: Сколько всего зимних месяцев? (4)

Учитель: Назовите зимние месяца? (декабрь, январь, февраль)

 Учитель: А кто может назвать какое сегодня число? если вчера было 9 .  То сегодня?(10)

Дыхательная гимнастика:  "Дуем на снежинку".

Дидактическая игра «Найди и назови зимние явления природы»

Приложение №4

Учитель: Ребята у вас на столе лежат  карточки с признаками природы. Вам нужно выбрать только те, которые относятся к времени года Зима.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. ("Подбрасывают" руками).

Два — поймаем. ( "Ловят"руками).

Три — уроним. ("Роняют" разводят руки).

И... сломаем. (Кулачками стучат по парте).

Учитель: Вы все молодцы! Справились со всеми заданиями, снеговик очень доволен.

Продолжаем наше петешествие к Весне

Отгадайте загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной)

(Аудио, звуки весны)

Учитель: Следующий вагончик – это Весна. (открываем иллюстрацию второго  вагончика).

Учитель: Какие весенние месяца вы знаете? Назовите? (март, апрель, май)

Учитель: Назовите признаки весны? Молодцы!

Приложение №5

Упражнение на развитие слухового внимания «Что лишнее?»

Учитель: Ваша задача назвать лишнее слово и объяснить почему.

Физкультминутка  «Про весну»

Солнце засветило, (Руки через середину поднять)

Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)

Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону)

Грачи к нам прилетают, (Взмахи руками)

И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться, (Подтянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Отправляемся к Лету

Вам нужно  отгадать загадку.

 Если солнышко смеётся,

Тёплый дождик с неба льётся,

Всё вокруг зелёным цветом,

Значит наступило… (Лето)

Правильно- это  Лето (Аудио звуки лето)

Учитель: Какие летние  месяца вы знаете?  (июнь, июль, август)

Учитель: Ребята, обратите внимание на солнышко, оно без лучиков. Давайте солнышку вернём лучики. Чтоб солнышко ещё ярче светило. Но для этого нам нужно выполнить задания. Справитесь?

 Приложение №6

Учитель: Назовите признаки лета. Вам за каждый признак будет даваться лучик.

Вот мы и вернули все лучики солнышку.

Учитель: Ребята, летом солнышко светит ярко своими лучами. И на поляне поспевают ягоды. Что можно с ягодами делать? (варить варенье,  компот). Хорошо. Молодцы! А сейчас я вам буду показывать  ягоды, а вы мне будете называть какое это варенье. Вам понятно?

Приложение №7

Словесная игра «Какое это варенье?»

Отправляемся к Осени

Учитель: Отгадайте загадку и вы узнаете  о каком времени года будем разговаривать.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Продолжаем наше путешествие к Осени

(Аудио звуки осени)

Учитель: Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Учитель: По каким мы признакам определяем, что наступила осень? Найди карточки и назови признаки осени.

  Физкультминутка  - «Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Дидактическая игра «Найди ошибку»

 Учитель: С приходом осени, люди собирают урожай. Ребята у вас на столе  лежат   картинке с овощами и фруктами. Вам нужно подумать, что на карточки лишнее и назвать. Задание вам понятно?

 Зрительную гимнастику «Стенка, стенка, потолок»- наблюдаем глазками за фигуркой.

Итог занятия.

Учитель:

-Вот и закончилось наше путешествие по временам года.

-Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны дать мне ответ.

-Сколько времен года?(4)

-Какое сейчас время года? (зима)

-Какое время года будет следовать за летом? (осень)

-Сколько месяцев в одном времени года? (3)

Учитель: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы на  отлично  показали  свои знания о временах года. Скажите, что вам больше всего понравилось? С какими трудностями вы столкнулись?

Приложение №8

Домашнее задание:

Учитель: Вот цветок времена года. Но у цветка лепесточки бесцветные. Вам нужно каждый лепесток раскрасить в соответствии временем года: синем -зима, зеленым -весна,  желтым -лето, красным -осень.

  А сейчас возьмите  себе смайлик тот, который вам больше понравился, он и покажет с каким настроением вы уходите с урока.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Признаки весны"

Конспект урока к презентации по развитию речи в 1 классе о первых признаках весны....

Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока математики на тему "Признаки делимости чисел на 2, 3, 9."

Цель урока: Знакомство с признаками делимости чисел на 2, 3, 9. Установить взаимосвязь  между действиями умножения и деления.Задачи урока:а) учебно-образовательные: отработка вычислительных навык...

План - конспект урока "Наблюдение над словами - признаками"

Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС Школа 2100 "Наблюдение над словами - признаками"...