Урок Основы православной веры. 10 заповедей. Труд души.
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Шмелева Вера Геннадьевна

Урок проводится по учебнику "Нравственные уроки Ветхого Завета" авторы С.Т. Погорелов, Н.А. Погорелова, Н.Э. Ивасько, М.М. Ячменёва

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_z.b.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О._Шмелева Вера Геннадьевна______________________________________ 
Предмет: _Основы православной веры___________________________________
Класс:___3___________________________________________________________
Тип урока:_изучение нового материала___________________________________

Тема

 10 заповедей. Труд души.

Цель

 Дать представление о труде души, опираясь на смысл 10 заповедей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о труде души;
  • раскрыть смысл 10 заповедей Божиих в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Личностные: 

  • бережное отношение к своей душе;
  • стремление наблюдать за своими делами, словами, поступками и соотносить их с заповедями Божиими.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение работать с текстом учебника;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • осуществлять поиск информации из материалов учебника;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Основные понятия

 10 заповедей Божиих, труд души.

Межпредметные связи

Церковнославянский язык

Ресурсы

  • Погорелов С.Т., Погорелова Н.А., Ивасько Н.Э., Ячменёва М.М. «Православная культура. Нравственные уроки Ветхого Завета» 3 класс – Издательство Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы
  • Фланелеграф

Используемые технологии

 Элементы проблемного обучения.

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Урок основы православной веры. Проверьте готовность к уроку. Перед началом урока давайте попросим благословения у Господа.

Ставит задачу – проверить подготовку рабочего места.

Чтение молитвы в начале урока.

Проверяют наличие необходимых учебных вещей. Молитва.

Регулятивные:

контроль за состоянием рабочего места.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

-С какой частью Священного Писания мы знакомимся на наших уроках?

- Имена каких ветхозаветных героев вы  помните?

- В Священном Писании уже в Ветхом завете встречается много чисел.  Посмотрите, я написала на доске имена некоторых ветхозаветных героев и ряд чисел. Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить?

3

10

11

7

6

Бог-творец

Иосиф

Ной

Авраам

Фараон

(Соединить число с именем и объяснить, как они связаны).

- Как вы думаете, имя какого героя закрыто в этом списке? (Моисей)

- Почему вы так решили?

- В какой момент нашего знакомства с этим героем мы расстались?

-Давайте проверим всё ли правильно на картине, которую мы составили на прошлом уроке?

- С каким числом вы бы соединили имя Моисея? Почему?

Организует устный опрос.

Фронтальный опрос.

Дают ответы на вопросы учителя.  Делают предположения. Выполняют задания.

Работают с фланелеграфом.

Познавательные:

обобщение, прогнозирование, моделирование, структурирование знаний, анализ.

Регулятивные:

самоконтроль, коррекция.

Постановка познавательной задачи урока.

 - Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Постарайтесь предположить, что нового мы узнаем на уроке?

Подводит обучающихся к формулированию цели  урока.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся о правилах посадки при письме.

Читают тему урока,

формулируют цели урока.

Регулятивные:

целеполагание

контроль

Коммуникативные построение речевого высказывания.

Вступительная беседа. Проблемная ситуация

- В нашей гимназии есть хорошая традиция. После ночного снегопада гимназисты средних и старших классов расчищают дорожку к гимназии. Какой это труд? (физический)

- Что работает в нашем организме, когда мы занимаемся физическим трудом?

- Приведите примеры, когда вы занимались физическим трудом?

-А вот мы пришли на урок. Мы думаем, вспоминаем, предполагаем, сравниваем, считаем. Какой это труд? (умственный)

- Что при этом усиленно работает?

- А что же это – труд души?

Задаёт проблемный вопрос. Нацеливает мыслительную деятельность обучающихся на поиск ответа на него.

Фронтальный опрос.

Приводят примеры , опираясь на жизненный опыт, высказывают предположения для объяснения смысла словосочетания «труд души».

Познавательные:

Установление связей.

Коммуникативные  осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевого высказывания.

Регулятивные: контроль.

 

Душа наша как цветок. Цветок всегда тянется к свету, солнцу. А для христианина Солнце правды – это Господь. Душа тянется к Богу, как цветок к солнцу.

- Как сделать так, чтобы наш цветок стал ближе к солнцу? (привязать к корзине с цветком воздушный шарик, чтобы тот потянул его вверх).

- Но ведь это не просто цветок. Это наша душа. Значит, шары не просто шары. Эти шары – заповеди Божии.

- Давайте будем по одному привязывать шары-заповеди к нашей корзинке, называя заповедь и читая её значение.

- Кто-нибудь спрашивал дома у старших, как прочитать заповедь на церковно-славянском языке?

- Но спущенный шарик не полетит вверх. Что для этого надо сделать? (надуть)

- Но это не настоящий шарик, шарик-заповедь. Просто так воздухом его не наполнишь.

-Что надо сделать, чтобы заповедь тянула душу нашу к Господу? (надо её исполнить).

-Как это сделать?

Вводит наглядные символы и даёт их значение.

Читают заповеди (на церковнославянском языке), их объяснение, прикрепляют «шары». Отвечают на вопросы.

Познавательные: поиск информации в учебнике, знакомство со значением заповедей, принятие значения символа на данном уроке.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Физ. минутка

  1. Потягивание.
  2. Стихотворные упражнения:

Если хочешь жить легко

И быть к Богу близко,

Держи сердце высоко,

А головку низко.

  1. Посчитайте, сколько изображений ангелов в нашем классе.

Контролирует выполнение заданий.

Выполняют физические упражнения.

Знакомство со значением словосочетания «труд души».

- Вспомните, когда мы в классе последний раз надували шары? (на уроке технологии для поделки)

- Легко ли было надуть такие маленькие шарики?

- Как вы  выходили из положения? (просили помощи у одноклассников, учителя)

- А ведь мы с вами уже пробовали «надувать шарики-заповеди», когда наблюдали за собой в течение 1 недели (зависть, обида, уважение). И кто-то говорил, что ему было легко справиться с этим заданием, а кому-то трудно.

- У кого можно просить помощи в выполнении заповеди Божией? (у Бога, у святых, попросить совет у священника, родителей).

Личностные: приводят примеры из личного опыта.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем, построение речевого высказывания.

Наблюдение за вымышленной ситуацией.

- Представьте себе такую счастливую ситуацию: гимназист решил, что будет соблюдать заповеди Божии, чтобы душа его была ближе к Господу. Но однажды он поленился сделать домашнее задание по одному предмету. Мама его спросила: «Сынок, ты все уроки сделал?»  «Да,»- ответил мальчик и занялся любимой игрой в шахматы.

- Какую заповедь нарушил гимназист? (5 и 9)

- Что произойдёт с шариком-заповедью, если она нарушена? (сдуется)

-Что произойдёт с душой? (будет опускаться, удаляться от Бога)

- Что надо сделать, чтобы не произошла душевная  «авария»? (покаяться, исповедаться, начать снова исполнять заповедь, наблюдая за собой).

- Попробуйте, определить какие заповеди выполняют или нарушают дети в данных ситуациях. Если дети выполняют заповедь – поставьте цифру зелёным цветом, а если нарушают – красным.

Беседа. Подведение к мысли о необходимости наблюдать за своими мыслями, делами, словами.

Читают описание ситуаций на карточках, обсуждают.

Познавательные:

Анализ ситуации. Установление причинно-следственных связей.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Контроль.

Закрепление изученного материала.

- Давайте вернёмся к нашим заповедям. Почему шары 2 цветов: красного и жёлтого?

- Давайте проверим ваши предположения. Найдём ответ на последнем форзаце нашего учебника.

- А кто это – наш ближний?

Подводит к разделению заповедей на 2 группы.

Анализ. Высказывают предположения.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей. Анализ.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Регулятивные: самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия.

- Как же мы можем свою душу приблизить к Богу? (исполняя заповеди)

- Как вы поняли, что же такое труд души? (исполнение заповедей – это и есть труд души).

- Кто же оказался прав в своих предположениях в начале урока?

-Нам с вами, ребята, надо постоянно наблюдать за собой, за своими словами, поступками, мыслями, чтобы душа наша, оставаясь чистой, без греха, стремилась в небеса к Богу.

-А как узнать, какую заповедь вы нарушили или не нарушили? (их надо знать).

- Если вы на сегодняшнем уроке узнали значение заповедей, то поставьте свой магнит на красную полочку, если вы узнали значение заповедей и поняли, что такое труд души – на зелёную, а если узнали значение заповедей, поняли, что такое труд души и решили в течение недели понаблюдать за собой, удается ли вам выполнять заповеди – на жёлтую.

-За что будете благодарить Господа на сегодняшнем уроке?

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Личностные: смыслообразование, духовно-нравственная ориентация.

  • Ученик не выполнил домашнее задание, а в школе на уроке сказал учителю, что забыл тетрадку дома.
  • Человек решил сэкономить и поехал на автобусе без билета.
  • Утром мама вошла в комнату
  • Человек никогда не читал Священное Писание.
  • Девочку подарили красивую куклу. Подружка этой девочки увидела подарок и очень захотела, чтобы эта кукла принадлежала ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ, ( модуль «Основы православной культуры»)«Заповеди»

В данном уроке совместила ФГОС и основы православной культуры. Изучение нового материала построено на изучении литературных произведений и мультипликационных фильмов....

Конспект урока по Основам православной культуры "Заповеди" 4 класс

Это одиннадцатый урок по основам православной культуры ы 4 классе. Дети знакомятся с понятием "заповеди". Надеюсь, что  материалы моего урока будут вам интересны и понравятся вам и вашим ученикам...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

КИМы предмета «Основы православной веры» составлены к учебникам Погорелова С.Т., Погореловой Н.А. «Православная культура 1-4 классы» (издательство Екатеринбургской епархии), 20...

Рабочая программа по основам православной веры 2019-2022

Рабочая программа по основам православной веры ориентирована на учащихся 2- 4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г....