ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата проведения | ||
личностные | предметные | метопредметные | ||||||
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2ч) | ||||||||
1 | Россия — наша Родина. | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен. | Воспитание патриотизма, гражданственности. Формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям, ценностям культурно-регионального сообщества, традиционным религиозным ценностям. | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России. | Познавательные - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; Коммуникативные - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | 08.09.14г. |
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 1 | Комбинированный урок | Подводят итоги выполнения домашнего задания; отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. Оценивают урок. | Уважение к религиозным и этическим ценностям; развитие интереса к изучению предмета. | Иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России. | Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации. | 15.09.14г. |
Раздел 2. Знакомство с основами этики (2ч) | ||||||||
3 | Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы; читают учебник. Работают с иллюстративным материалом; планируют деятельность; ставят цели. Читают; заполняют таблицы; отвечают на вопросы. Подводят итоги урока; беседуют. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог. - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 22.09.14г. |
4 | Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы; выдвигают гипотезы; формулируют проблему. Ставят вопросы. Читают учебник, составляют схемы; отвечают на вопросы; выполняют словарную работу. Участвуют в игре «Задай вопрос». | Формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом. Интернете, системе поиска внутри компьютера. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими. переживаниями. | 24.09.14г. |
Раздел 3. Этическое учение о добродетелях (4ч) | ||||||||
5 | Что такое добродетель. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Формирование первичных представлений о добродетели как этической категории и качестве личности.
| Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 06.10.14г. |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; отвечают на вопросы. Пишут мини-сочинение. | Развитие представлений о самосовершенствовании человека. Воспитание уважения к этическим ценностям. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Формирование представлений о ценности человеческих добродетелей. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения заданий по вопросам этики; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики. | 13.10.14г. |
7 | Нравственные качества. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы; повторяют ранее изученное; выполняют словарную работу; Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы. Обсуждают плана работы. Выполняют творческое задание. | Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 20.10.14г. |
8 | Терпение и терпимость. | 1 | Комбинированный урок | Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей. | Познавательные - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 27.10.14г. |
2 четверть | ||||||||
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6ч) | ||||||||
9 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Слушают; читают текст учебника; обсуждают, отвечают на вопросы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека. Осознавать ценность человеческой жизни. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 10.11.14г. |
10 | Убеждения | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе, формулируют проблему. Планируют деятельность. Слушают, читают. Составляют схемы. Выполняют письменное задание «Чтобы стать достойным человеком, надо иметь убеждения, которые ...» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование первичных представлений о понятии «жизненная позиция» и значении убеждений в ситуации совершения человеком нравственного выбора. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | 17.11.14г. |
11 | Нравственный выбор | 1 | Комбинированный урок | Повторяют ранее изученное. Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Углубление представлений учащихся о нравственном выборе и жизненной позиции. | Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниям | 24.11.14г. |
12 | Совесть. Долг. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение. Формулируют проблему. Выполняют творческую работу; обсуждают итоги творческой работы. Читают, отвечают на вопросы, выполняют словарную. работу. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества. | Познавательные — владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, - находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 01.12.14г. |
13 | Ответственность. | 1 | Комбинированный урок | Выполняют словарную и лексическую работу. Читают, отвечают на вопросы, формулируют проблему. Планируют деятельность, ставят вопросы. Заполняют схемы; отвечают на вопросы; выполняют задания. Выполняют творческую работу. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей. | Познавательные - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями | 08.12.14г. |
14 | Этика о воспитании самого себя. | 1 | Комбинированный урок | Читают; анализируют текстовой материал. Отвечают на вопросы обсуждают проблему. Слушают, анализируют текстовой материал. Выполняют словарную работу. Выполняют творческую работу «Вредные советы». | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Формирование первичных представлений о самосовершенствовании и самовоспитании. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; Коммункативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях; Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 15.12.14г. |
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3ч) | ||||||||
15 | Справедливость. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, формулируют проблему. Планируют деятельность, ставят вопросы. Слушают, анализируют текстовой материал; инсценируют текст «Разговор Сократа о справедливости», читают, отвечают на вопросы, приводят примеры. Составляют синквейн. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Формирование первичных представлений ний о справедливости и ее значении в жизни людей и общества. | Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; -находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 22.12.14г. |
3 четверть | ||||||||
16 | Государство, основанное на справедливости | 1 | Комбинированный урок | Повторяют ранее изученное. Отвечают на вопросы. Читают, работают с текстом, формулируют проблему. Обсуждают план работы. Читают, отвечают на вопросы; выполняют словарную работу. Выполняют практическую работу – игру «Правитель государства». Обсуждают итоги практической работы. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Формирование первичных представлений о справедливости и ее значении в жизни людей, общества, государств. | Познавательные - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; Коммуникативные - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок. | 12.01.15 |
17 | Государство. Светская этика. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы; выступают с подготовленными сообщениями. Отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; формулируют вопросы. Читают; отвечают на вопросы; слушают текст; участвуют в беседе; составляют и анализируют схемы. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Формирование первичных представлений ний о взаимоотношениях государства и граждан, развитие гражданских и патриотических чувств. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; Коммуникативные - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики. | 19.01.15 |
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4ч) | ||||||||
18 | Нравственный закон. Десять заповедей. | 1 | Комбинированный урок | Работают со схемой. Отвечают на вопросы; выполняют словарную работу; формулируют проблемы. Планируют деятельность; формулируют вопросы. Читают; отвечают на вопросы, анализируют стихотворения. Выполняют творческую работу; составляют синквейн. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Формирование первичных представлений о религиозной этике в контексте общечеловеческих нравственных ценностей. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать право каждого иметь свою собственную нравственную позицию; Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; | 26.01.15 |
19 | Заповеди любви. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы. Читают, выполняют практическую работу - соотносят народные пословицы и поговорки с заповедями. слушают текст, обсуждают. Отвечают на вопросы. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Формирование первичных представлений о любви как нравственной ценности. | Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний ; - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог. Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий; | 02.02.15 |
20 | Любовь — основа жизни. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы. Читают, отвечают на вопросы, формулируют проблему. Планируют деятельность, ставят вопросы. Работают с учебником; читают; отвечают на вопросы, выполняют творческую работу – рисуют на тему: «Дом счастливой семьи». | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Закрепить представления о любви как одной из основных нравственных ценностей. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 09.02.15 |
21 | Прощение. | 1 | Комбинированный урок | Подводят итоги выполнения домашнего задания. Отвечают на вопросы, читают, анализируют стихотворение, формулируют проблему. Планируют деятельность Работают с толковыми словарями, читают, анализируют текст, отвечают на вопросы; работают со схемой. Читают и анализируют притчу. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Формирование первичных представлений о прощении как нравственной ценности и его значении в жизни человека и общества. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 16.02.15 |
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 ч) | ||||||||
22 | Древнегреческие мыслители о дружбе | 1 | Комбинированный урок | Работают с терминами и понятиями, отвечают на вопросы. Слушают, анализируют, формулируют проблемы. Планируют деятельность Просматривают и прослушивают аудио- и видео-материалы, анализируют; отвечают на вопросы; работают с учебником; выполняют творческое задание - составляют и оформляют « Кодекс настоящего друга», представляют результаты. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Актуализировать и развить представление о дружбе как необходимой нравственной ценности во взаимоотношениях людей. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 02.03.15 |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 1 | Комбинированный урок | Работают с таблицей, отвечают на вопросы, формулируют проблему. Читают, подводят итоги работы, слушают, обсуждают; выполняют задание – дописывают предложение «Хорошее отношение к людям— это ...» Отвечают на вопросы. | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Актуализация и развитие представлений обучающихся о нравственных основах человеческих взаимоотношений | Познавательные - осуществлять информационный поиск ; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации. | 16.03.15 |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь. | 1 | Комбинированный урок | Повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы. Формулируют Проблему, планируют работу Читают, выполняют, слушают, обсуждают, выполняют практическую работу - разделяют предложенные пословицы и поговорки на группы. Отвечают на вопросы; выполняют задания. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Актуализация и развитие представлений об основах человеческих взаимоотношений с точки зрения этики. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, Коммуникативные - владеть навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей. Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики. | 06.04.15 |
25 | Милосердие. | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читают; обсуждают, отвечают на вопросы. Обсуждают план. Читают, отвечают на вопросы; выполняют словарную работу, анализируют тексты стихотворений; слушают, обсуждают. Отвечают на вопросы. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Формирование первичного представления о милосердии как важной этической категории. | Познавательные- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 13.04.15 |
26 | «Золотое правило нравственности». | 1 | Урок-игра | Принимают участие в игре-путешествии. Отвечают на вопросы; выдвигают гипотезы; обсуждают проблему. Составляют план работы. Беседуют; читают; отвечают на вопросы. Выполняют задания – пишут мини-сочинение «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне». | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Закрепление представлений о нравственных основах жизни людей. | Познавательные - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий ; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 20.04.15 |
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4ч) | ||||||||
27 | Нравственные законы в современном мире. | 1 | Урок-практикум | Повторяют изученное. Отвечают на вопросы; работают с учебником. Составляют план работы. Слушают, составляют вопросы; участвуют в обсуждении; читают, работают с иллюстративным материалом. Отвечают на вопросы; выполняют задание – пишут письмо человеку, который может стать героем сегодняшнего урока. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Актуализация представлений об этике в контексте современной жизни. | Познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; - владеть логическими действиями и причинно-следственных связей между этическими феноменами. Коммуникативные - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 27.04.15 |
28 | Альберт Швейцер | 1 | Урок-дискуссия | Выступают с подготовленными докладами. Отвечают на вопросы; обсуждают и формулируют проблему. Обсуждают план работы. Читают, выполняют, слушают, отвечают на вопросы, выполняют творческую работу. Составляют синквейн по теме «Милосердие». | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Актуализация представлений об этике в контексте современной жизни. | Познавательные - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиям новых этических категорий. Коммуникативные - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 04.05.15 |
29 | Этическое учение Л.Н. Толстого | 1 | Интегрированный урок | Повторяют изученное, отвечают на вопросы. Слушают, читают, отвечают на вопросы, формулируют проблему. Формулируют вопросы. Читают, отвечают на вопросы, обсуждают. Отвечают на вопросы, обсуждают. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Актуализация и обобщение знаний и представлений, полученных в процессе изучения курса. | Познавательные - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности ; - осуществлять информационный поиск. Коммуникативные - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | 11.05.15 |
30 | Не совсем обычный урок. «Идти дорогую добра». | 1 | Урок-практикум | Представляют инсценировки басен Л. Н. Толстого. Отвечают на вопросы, формулируют проблему, ставят вопросы. Составляют и записывают план. Составляют кроссворд, читают, обсуждают, отвечают на вопросы, работают в группах. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. | Актуализация и обобщение знаний и представлений, полученных в процессе изучения курса. | Познавательные - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики. Коммуникативные - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях. Регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими. | 18.05.15 |
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (4ч) | ||||||||
31 | Защита творческих проектов. | 1 | Урок-практикум | Выбирают темы проектов. Формируют творческие группы. Составляют план работы. Готовят материалы к исследовательской работе. Разрабатывают проект. Оформляют результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Повторение основных содержательных моментов курса. | Познавательные - осуществлять информационный поиск ; - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами. Коммуникативные - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях. Регулятивные - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики. | 25.05.15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...