Наш дом - Россия
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Малкова Ольга Александровна

 Урок способствует развитию чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, формированию активной гражданской позиции , а также развитию творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka.docx429.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: наш дом - Россия

Цель: формирование понимания единства многоликой России

Задачи:

Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России.  Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить  отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая: 
развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции , а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная: 

воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Ход занятия:

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна,
Прямо у дверей
Золото полей,
Дума вековая
Стройных тополей.  

Здесь моя тропа
Пролегла в хлеба.
Здесь моя судьба
Радость и борьба.
Здесь взращенный мной
Колос налитой -
Гордость и отрада
Жизни молодой.

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (Правильно, о Родине.)

 Откуда же берет начало слово «Родина»?  

 Родина – произошло   от древнего  слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Составьте с корнем  род-  слова.

(На доске прикреплена сердцевина ромашки с корнем «род» , дети прикрепляют лепесток и дописывают на нем слово. Получилась  ромашка с однокоренными словами)

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

 У нас получилась ромашка.  Символом  какого праздника она является? ( День семьи любви и верности).

Родину, как и  семью нужно любить и быть ей верным.

Знаете ли вы стихотворения о Родине?

Дети на выбор рассказывают стихотворения о Родине.

Сегодня у нас необычное занятие и мы с вами будем строить дом. (У детей на столах разложены прямоугольники в виде кирпичиков с надписями : наши предки, мой дом, школа, Мостовский район, Краснодарский край, Россияне, герб, гимн, флаг. )

Ребята, а что для вас значит Родина?

— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Итак , 1 кирпич нашего дома  - это наши предки.  ( Дети приклеивают на лист бумаги по очереди  кирпичики) (Слайд 2)

Начинается Родина с памяти,

С почитания истоков своих,

С герба, гимна, российского знамени,

Уваженья заветов святых.

И с семьи начинается Родина,

Песен, улиц родного села,

Той тропинки, что в школе начавшись,

В жизнь большую меня приведет.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

Звезды мира над кремлем.

2 кирпич – это ваш дом, в котором вы родились и живете, ваши родные и близкие, семья .(слайд 3)

Расскажите о своей семье.

3 кирпич – это ваша школа, в которой вы учитесь (слайд 4)

Ребята, расскажите о своей школе. Какая она?

Ребята, как называют жителей вашего села?   Да, все мы - беноковцы

Как называется район, в котором мы живем? (Мостовский)

– Наш район занимает мало места на карте России. Но очень  много места в сердце каждого из нас .

Люди разных культур и разных религий, все вместе  развивают наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся,  а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

  4 кирпич – это ваша малая Родина, село Беноково и Мостовский район.  (Слайд 5,6).

Одно из самых дорогих для человека понятий - Родина. Каждый гражданин России с

волнением посещает её столицу – Москву. Но любому из нас дорога и малая родина

– край, где мы родились и выросли. Земля детства, её природа, история греют и

подпитывают всю жизнь. Поэтому , куда бы ты ни поехал, всегда можешь с

гордостью говорить:   «Я - кубанец!»

Ученик:

Кубань, моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих, о, будь благословенна,
Кубань, моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена

И вечно житница твоя полна!

- Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют

жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная

природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история,

плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные

ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань

постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году

Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.

5 кирпич – Краснодарский край. (Слайд 7)

     Перед вами   карта России. (слайд 8) Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне.

     В нашем селе тоже живут люди разных национальностей, но мы – односельчане. Мы сообща отмечаем праздники  и живем очень дружно.

Ученик:

   Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна

6 кирпич – россияне (слайд 9)

У каждой страны обязательно есть своя символика – это герб, гимн и флаг. Поэтому последним этажом в нашем доме будут государственные символы. (слайд 10,11,12)

Ребята, а чего не хватает нашему дому?  (Крыши)

 Как называется наша Родина?  Россия,  Российская Федерация

Приклеиваем треугольник в виде крыши с надписью Россия.

У каждого из вас получился дом с одним названием – Россия.

    Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

 Итог  занятия

Наше  занятие подходит к концу, давайте подведем итоги. Расскажите о своих ощущениях . Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Продолжите мою фразу.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…

В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Я  надеюсь, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

Герб

Гимн

Флаг

Село Беноково,

Мостовский район

Краснодарский край

Россияне

Наши  предки

Наш дом, семья

Школа

Заявка.

          Решением территориальной методической службы на краевой конкурс на лучшие учебно-методические разработки по вводной теме «Наш дом - Россия», в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» представляются материалы Малковой Ольги Александровны, учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 села Беноково муниципального образования Мостовский район для участия в номинации  «Разработка внеурочного мероприятия учебного комплексного курса ОРКСЭ по теме «Наш дом - Россия»».

  Адрес и телефон конкурсанта: пос. Мостовской, ул. Боженко 1а, кв. 19.

Тел.8-988-35-55-025

Дата

Руководитель ТМС  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...