Преподавание ОРКСЭ в 4 классе (из опыта работы)
статья по орксэ (4 класс) на тему

Сычёва Татьяна Владимировна

В статье передаётся опыт сотрудничества с музеем ГМИР г. СПб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prepodavanie_orkse_v_4_klasse_iz_opyta_raboty.docx66.34 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание ОРКСЭ в начальной школе (из опыта работы)

«Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, не забывая  об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность»                                                                                                В.В. Путин

«Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя»                                                                                                     Николай Рерих

        Вот уже 2 года в нашей школе в 4-ых классах преподаются  «Основы религиозных культур и светской этики». Введение нового предмета является бесспорным обновлением содержания образования . Курс ОРКСЭ -это принципиально новый шаг воссоединения обучения и воспитания.                                                                                                                                                                           Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что вполне естественно, так как в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

        Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Все модули курса, нацелены не только на приобщение к  общегуманистическим ценностям отдельной взятой религиозной культуры, но и на формирование  готовности  выстраивать диалог с людьми различных религиозных убеждений,  умения понимать основания поведения верующих людей.

Преподавание курса ведется на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. Знакомя детей с положениями религиозной нравственности и культуры, я стараюсь, в соответствии с общими рекомендациями по преподаванию курса, вести разговор о них от третьего лица («Христиане считают …»; «По мнению православных христиан …» и т.д.).  В работе с детьми целесообразно последовательно придерживаться данного принципа, полезного с точки зрения  предотвращения такой подачи материала, при которой соответствующая религиозно-этическая традиция будет восприниматься учащимися как единственно приемлемая или универсальная для всех граждан России

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество вопросов со стороны родителей учащихся  школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительских собраний, на которых мы постарались раскрыть цели и задачи нового курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.                                                                                 

На родительских собраниях обсуждались  вопросы выбора учебного  модуля  курса, родителям была представлена концепция курса ОРКСЭ как предмета нравственно-культурологической направленности, не имеющего вероучительной и миссионерской направленности; дана возможность не только выслушать учителя, но и познакомиться с учебными пособиями по модулям. Группа родителей (36%) выбрали модуль «Основы светской этики»                                                                                                                                                                            

Такой выбор обусловлен двумя мотивами – стремлением к развитию личностных, нравственных, качеств ребенка и общему культурному развитию личности.                                                                                        

        Основная цель  учебного предмета «Основы  светской этики» заключается в формировании у школьников  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также в развитии готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.                                                  Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.                                                                                                                                                  Содержание модуля «Основы светской этики» формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на 30 тем независимых, но единых по целям и задачам, имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям  (учащиеся  знакомятся с этическими идеалами  в  развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).  Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря этому ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике, что позволяет продолжать формирование:             основ российской гражданской идентичности;                                                                                                                                  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;                                                                                               осознание своей этнической и национальной принадлежности;                                                                                        формирование ценностей многонационального общества;                                                                                             гуманистические и демократические ценностные ориентации.                                                                       Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.                                                                        Познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести целую серию. На своих уроках по Основам светской этики я стараюсь использовать

Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.

Метод проекта -  это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта.

Я стараюсь вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах, конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов,  изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.

На своих уроках я использую технологию проектной деятельности, стараюсь  активно использовать ресурсы интерактивной доски, ресурсы интернет, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.

Я стараюсь поддерживать близкий и доверительный контакт с ребятами, успешно актуализировать с помощью соответствующих заданий и вопросов опору на  личностный опыт учащихся, что является принципиально важным условием нравственного воспитания. Ребята должны не только понимать, что такое добро и зло, уметь различать их, но и  опираться на моральные представления в различных жизненных ситуациях.  Уроки « Основ светской этики»   формируют у школьников определенный опыт «проживания», «прочувствования»  таких ситуаций, чему следует уделять необходимое место в ходе занятий с помощью специально продуманной системы заданий,  в т. ч. – интерактивного характера.                                                                                                                                                                  В качестве одной из разновидностей работы на ряде занятий  использовалась подготовка учащимися коротких сообщений и выступление с ними. Эта работа органично вписалась  в схему некоторых уроков. Подготовка таких сообщений является хорошим способом привлечения внимания родителей к задачам и содержанию нового курса.                                                                                                                                                                                                                                                     

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также в развитии готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  Значительную роль в реализации данной цели играет качество учебно-методического обеспечения всех его модулей.                                                                                                                                В настоящее время УМК по комплексному учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя следующие компоненты:

  • программу курсу;
  • книгу для учителя;
  • пособие для родителей;
  • учебные пособия по каждому из шести модулей курса;
  • электронные приложения к изучаемым модулям.

Стоит подчеркнуть три взаимосвязанных момента, в силу которых опора на УМК в ходе реализации всех модулей курса (а в особенности модулей, связанных с изучением религиозных культур) приобретает особое значение:                                                                                                                                  1. Содержание курса является принципиально новым для большинства педагогов, приступивших к его преподаванию. В ситуации, когда при подготовке к уроку сам  учитель должен осваивать значительный объем новой информации культуроведческого характера, опора на содержание УМК объективно приобретает гораздо большее значение, чем обычно.                                                                          2. Учебно-методический комплект призван обеспечить единство системы нравственных ценностей, формируемых у школьников в процессе изучения отдельных модулей курса. Адекватное раскрытие заложенных в каждом модуле нравственно-мировоззренческих идей – важнейшее условие преподавания курса.                                                                                                                                                  3. Специфика  содержания курса Основ светской этики требует предельно корректного раскрытия культурологических  аспектов рассматриваемых религий, а также светской этической традиции. Ограниченность знаний в соответствующей предметной области и недостаток опыта  преподавания нравственно-культурологических аспектов религии неизбежно создают определенные риски. Опора на содержание УМК  в известной мере позволяет снизить эти риски. Весьма полезным подспорьем в данном отношении является также книга для учителя, освещающая основные содержательно-теоретические вопросы религиозных культур и светской этики.                                                                        В силу обозначенных  причин содержание УМК должно выступать информационным и ценностно-ориентирующим ядром, вокруг которого следует выстраивать работу с учащимися на уроках по модулям курса ОРКСЭ.  Его содержание задает  направленность обсуждения  духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, и очерчивает  примерный круг культуроведческих знаний, которые должны быть восприняты  четвероклассниками и пятиклассниками.                                          Вместе с тем, уроки по курсу ОРКСЭ не должны превращаться в простое дословное воспроизведение содержания пособия. Его содержание нуждается и в творческом расширении, и в выборе учителем методических приемов, позволяющих наилучшим образом донести до учащихся 4 класса основные идеи курса.                                                                                                                                                          Ключевой  задачей курса «Основы светской этики» при работе с учащимися является не знакомство учащихся с терминологически-понятийным рядом, свойственным светской этике, а содействие формированию нравственных ценностей.                                                                                                     Овладение теми или иными понятиями в рамках курса Основы светской этики является, прежде всего, средством, помогающим более точно  выразить смысл нравственных и культурных ценностей той или иной религиозной культуры, нравственных переживаний  личности. Анализ пособия по основам светской этики показывает, что содержащийся в нем основной и дополнительный материал по ряду тем представляется недостаточным для эффективного наполнения уроков. В пособии по светской этике практически отсутствуют дополнительные тексты, способные вызвать интерес учащихся и позволяющие организовать работу по их анализу (исключение составляет лишь рубрика «Мудрые мысли»),  почти нет описания конкретных ситуаций, дающих почву для их обсуждения с позиций нравственных ценностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В рамках курса Основы светской этики хотелось бы видеть элементы, более отчетливо ориентирующие школьников на понимание важности межкультурного диалога. С этой целью при изучении различных тем стоит максимально использовать возможность для проведения параллелей и демонстрации глубинного  сходства главных нравственных принципов, выдвигаемых различными мировыми религиями и гуманистической светской этикой. Этому может служить обращение:

  • к заповедям и нравственным нормам, содержащимся в священных книгах различных религий, произведениях представителей светской этики;
  • к свидетельствам о поступках и суждениях основателей религий, святых, религиозных деятелей;
  • к притчам, широко используемым  в различных религиях для разъяснения верующим основных нравственных  принципов;
  • к анализу некоторых имеющих религиозное происхождение обычаев и традиций повседневного поведения.

Подобные сюжеты могут найти себе место в различных темах в виде жизненных ситуаций и заданий, предлагаемых учащимся.  Необходимо найти возможность обращения к ценности межкультурного диалога на обобщающих уроках.                                                                                                                               Стиль изложения в пособии по основам светской этики носит  академичный характер и в сочетании с преобладанием абстрактных, обезличенных   примеров вряд ли способен сам по себе заинтересовать младших школьников.                                                                                                                                                      УМК, помимо учебного пособия, включает в себя электронное приложение. Я стараюсь  использовать  его материалы  на уроке.  Однако имеющийся вариант электронного пособия   содержит достаточно скромный иллюстративный материал, не соответствующий характеру курса (большая часть фотоиллюстраций дублирует изображения, которые уже есть в печатном пособии). В этих условиях полезным элементом методического оснащения урока становится создание мультимедийных компьютерных презентаций. Для любого учителя-практика очевидно, что преподавать предмет, опираясь только на материал учебника, невозможно.                                                                                                                      

У  нас появилась уникальная возможность расширить образовательное поле с помощью программы « Начало Начал», которую разработали сотрудники Государственного музея  истории религии (ГМИР) для уч-ся 1-4 классов.                                                                                                                                        В этом году ГМИР  в рамках цикла  «Познаем народы России и мира – познаем себя» впервые разработал  программу «Вместе – целая страна!» для учеников  четвёртого классов . Постоянный раздел "Начало начал" задуман как первая в России музейная экспозиция для юных посетителей, посвященная "религиозным представлениям человечества о возникновении мира и его устройстве", предлагающий маленьким посетителям нетрадиционный способ получения знаний. Он сконструирован как "тотальная инсталляция - особое, магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху  мифологического сознания". Под руководством музейного педагога и при помощи новейших мультимедийных средств дети получают возможность перемещаться из одной культуры в другую.                                                                                                                                                 Два музейных зала приглашают маленьких посетителей в путешествие, из которого они узнают, какими были представления о возникновении мира у людей различных эпох в разных уголках земли.                                                                                                                                                                                                  Экспозиция размещена в двух залах, которые наглядно представляют идею микро- и макрокосма. Путешествие начинается в малом зале с условного круглого жилища, иллюстрирующего идею микрокосма. Казалось бы, объяснить ребенку понятие «микрокосм» невозможно. Однако даже младшие школьники прекрасно понимают, что такое дом. Ведь это именно то пространство, которое привычно для человека с первых дней его жизни. Это место, где должно быть тепло, светло и безопасно.                                                                                                                                                                                                       Храни огонь родного очага, 
Но не позарься на костры чужие! 
Таким законом наши предки жили 
И завещали нам через века: 
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,                                                                                                                               Как ни болотист, как ни каменист он.
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели                                                                                                                                                                Лелей лоскут отеческой земли!
                                                                                                                            О. Фокина                                                                                                                                                                            «Сердце» музейного дома — очаг. Бьющееся в нем пламя одновременно дает свет и согревает тех, кто собирается вокруг. Ребята с удивлением рассматривают   доску-огниво, пробуют добыть огонь трением . Мы встретились с изображениями духов предков, с духом – покровителем жилища, скота и зверей , с грозным духом тигра.                                                                                                                                                                                            Ребята с восторгом примеряли  боевой шлем воина с побережья Аляски и ритуальную маску в виде головы медведя, пробовали накормить из специальной чашки таинственного духа  мойкудэ, обитающего на берегу Амура.                                                                                                                                                                                                       С этой отправной точки школьники начали прогулку в мир представлений о системе мироздания. А звездное небо над очагом позволило узнать мифы и легенды древних греков, китайцев, славян                                                                                                                                               Переходя из малого зала в большой, дети перемещаются из внутреннего мира — микрокосма во внешний мир — макрокосм. Здесь их ждет сюрприз: объемное «Мировое древо» высотой три с половиной метра. «Древо», центр этой части экспозиции, отражает представления о трехуровневом устройстве мира и единой оси, соединяющей эти уровни. «Древо» можно обойти со всех сторон, потрогать, украсить, что позволяет сделать рассказ о сложных вопросах мироздания простым и понятным даже маленькому ребенку.                                                                                                                    Из древнего хаоса появляется тот, кто становится проводником в нашем путешествии между мирами. Это дух тайги – собака по имени Тигр «В начале было море и небо, – говорит он - потом появилась земля…»                                                                                                                                                                                 И мы продолжаем свой в путь! Современное мультимедийное оборудование переносит нас в мир архаической культуры, где отношение человека к миру природы былo не таким, как сейчас. Каждый предмет окружающего мира для него – одушевлен. Как в истории про Маугли, этот человек может сказать миру природы «Ты и я – одной крови».                                                                                                                                                          Стены большого зала воссоздают полуразрушенные храмы: колонны, арки, таинственные ниши, в которые стоит заглянуть, чтобы увидеть спрятанные там «секретики». В этом зале много необычного. Вокруг - будто руины древней постройки с полуразрушенными арками. В стенах и полу можно найти тайники, где спрятаны настоящие сокровища: предметы, ставшие символами разных мифологических и религиозных традиций – от шаманизма до буддизма. Например, изображения древнеегипетских и греческих богов – Исиды, Хора, Сохмет, Осириса, Амона-Ра, Диониса, Деметры и других.                                                                                                                                             Используются и новейшие мультимедийные средства. Такая интерактивная экспозиция дает детям возможность перемещаться из одной культуры в другую и, думается, сможет пробудить интерес к сложным вопросам истории религии. В музейном пространстве-трансформере  с помощью 3D инсталляции участники программы погружаются в библейскую историю сотворения мира  Адамом и Евой, совершают «прогулки» по райскому саду. Нажатие кнопки – и они оказываются в знаменитом Пантеоне, где знакомятся с верованиями древних римлян.                                                                                                                                                                    «Андрокл и лев» - это необыкновенное путешествие во времени и пространстве, где оживают страницы Ветхого завета и истории Древнего Рима. Ёще один шаг – и на арене древнеримского Колизея нужно сделать судьбоносный выбор, обрекающий человека на смерть или дарующий ему жизнь                                                                                                                                                                                        На занятии "Как тебя зовут? История имени" ребята узнали, откуда произошли их имена и что они означают. В музее "Начало начал" можно посмотреть на изображения египетских, греческих, римских божеств и христианских святых, послушать легенды, связанные с ними и узнать о ритуалах, которые проводились при наречении именем. Ребята узнали, что имена мальчиков переводятся: «сильный», «смелый», «защитник», «победитель», а девочек – «чистая», «родная», «светлая», «тихая» и т.д  Имена могут поведать много интересного об истории и культуре разных народов. Завершает экскурсию творческое задание, на котором посетители раскрашивают заглавную букву своего имени, выполненную в стиле старорусских буквиц.                                                                                         Детям  было интересно отправиться на экскурсию "Победить дракона". В сказках, мифах и легендах герои часто сражаются с драконами и чудовищами. Почему так происходит? И что означает выражение «победить дракона»? Мы легко распознаем внешнюю опасность, но не всегда можем победить «внутреннего врага»: нехорошие мысли и разрушительные желания .Участники игры отправляются в увлекательное путешествие по залам музея, выбрав себе друзей и помощников из числа добрых игрушек-животных. В религиозных традициях разных народов мы найдём проверенные временем правила поведения, позволяющие человеку сражаться и побеждать «драконов»                                                                                                                                          «Священные книги религий мира»- так звучит тема следующего занятия.
В ходе занятия дети познакомятся  с историей создания священных книг различных религий мира. Священные книги – это основные, главные тексты всех религий. Ребята  узнали о священной книге христианского мира -Библии и познакомились  с историей ее переводов на языки разных народов.; об истории создания и особенностях главной книги мусульман – Корана;  об истории индуизма и буддизма,  о собрании одних из самых древних священных гимнов – Ригведу.                                                                                                              
Экспозиция «Начало начал» - это музейное игровое-педагогическое пространство, где с помощью интерактивных занятий детям в доступной форме рассказывается о культуре разных народов и мировых религий.                                                                                                                                                                                              Чем же удивил моих четвероклассников этот проект? Прежде всего — особой атмосферой. Здесь посетителям разрешат делать то, что в обычном музейном зале запрещено: трогать руками экспонаты, переставлять их, исследовать, не опасаясь сердитого окрика служителя. Именно поэтому в залах  выставлены копии вещей из фондов ГМИРа. Для экспозиции изготовлены муляжи, на которые можно не только смотреть. Ребенок сможет взять в руки «почти настоящий» амулет, потрогать его, надеть на себя, как делали люди много веков назад, и это интересно маленькому исследователю.                                                                                                                                                Специфика процесса познания в музейной среде заключается в том, что человек постигает окружающий мир на основе подлинников, являющихся отражением содержания этого мира как с помощью собственного опыта, так и научных формул, нравственных норм, художественных образов. Специфика детского музея  состоит в том, чтобы дать ребенку возможность удивиться, погрузив его в необычную для него ситуацию и предложив необычный способ подачи знаний.                             Сегодня музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Посредством музейной  педагогики ребёнок приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. Таким образом, осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации посетителя в процессе активного освоения музейного пространства. Причем предметно-пространственная среда музея включает в себя как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы.                                                                                           Посетители ГМИРа  перестают быть бессловесными объектами, на который обрушивается огромный поток информации, они становится собеседниками, полноправными партнерами, участниками диалога, который предлагает им музей                                                                                                                                  В этом качестве ГМИР решает целый ряд задач:                                                                                                                                      повышает интерес к экспозициям музея;                                                                                                               стимулирует творческую активность посетителей;                                                                                                      развивает коммуникативную культуру;                                                                                                                способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории;                                                                           создает основу для включения посетителя в другие виды деятельности музея и т.д.                                                                           Сотрудники ГМИРа используют разнообразные методы общения с детьми :                                                         создание игровых ситуаций;                                                                                                                                           практическое манипулирование с предметами.                                                                                 использование ассоциативных связей;                                                                                                                            театрализация

                   Ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея - экскурсия.                                     Экскурсия (от лат. excursio - поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глубокую древность.  Уже в античных храмах специальные служители рассказывали посетителям об истории и художественных достоинствах тех или иных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высокопоставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрителем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.                                                                                                                                                                                     Согласно современным представлениям, «экскурсия - коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».                                                                                                                                                     Нашим экскурсиям по музейному пространству  присущ ряд характерных признаков:                                                                        приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием. Зрительное и вербальное восприятие усиливается моторным - передвижением по заданному маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разном расстоянии, иными словами, экскурсия предполагает двигательную активность экскурсантов. Характерным признаком наших экскурсий является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе ребят, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Она способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного. Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.                                                                                 

                «Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» (Н. Ф. Фёдоров)                     

Приложение 1.

Программа «Гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 - 2015 годы (программа «Толерантность - 2»)

Цели программы 
Формирование общегражданской идентичности на основе 
исторически сложившейся традиции межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в Санкт-Петербурге;

осознанной толерантности к образу мыслей и жизни людей иной национальности и конфессиональной принадлежности.

Задачи программы 

1.Приобщение к мировым и национальным духовным ценностям в историко-культурном пространстве Санкт-Петербурга

2.Знакомство с религиозными представлениями народов России и постсоветского пространства в социально-культурном контексте                                                                                                                                                        

3.Внедрение новых форм и методов работы с детской аудиторией различных конфессий Санкт-Петербурга, использование активных и интерактивных форм проведения занятий.                            4.Социально-психологическая адаптация детей в условиях усилившихся миграционных процессов.                      5.Выработка ценностно-смысловых, общекультурных и коммуникативных компетенций в детской аудитории, обеспечивающих опыт деятельности в области этноконфессиональной культуры и навыки установления добрососедских отношений в поликонфессиональном пространстве.

Основные положения программы.
Новая образовательная экскурсионно-лекционная программа «…Вместе – целая страна!» разработана 
для учащихся 4 классов образовательных учреждений СанкПетербурга.
Нормативно-правовая база программы 

Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1256 от 23.09.2010 г. о программе «Гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 - 2015 годы (программа «Толерантность - 2»)», Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ,

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Содержание занятий.

№п/п

Тема занятия


1.


Занятие № 1. Интерактивное занятие «С чего начинается Родина?» (дом-город-страна). 


2.


Занятие № 2. Урок в музее «Ты и твоё имя».


3.


Занятие № 3. Экскурсия «Золотые одежды для слова».


4.


Занятие № 4. Музейно-педагогическое занятие «Победить дракона». 


5.


Занятие № 5. Автобусная экскурсия «Петербург – город всех вер».

Содержание занятий

 Занятие №1 «С чего начинается Родина?» 

 Формирование общегражданской идентичности невозможно без размышлений по поводу идентичности как таковой, без поиска ответа на вопрос, который встаёт перед человеком ещё в детстве – «что Я есть?», «кто Я есть?», чем я отличаюсь от других, чем я на других похож? Что у нас общего и что нас различает? Поиски природы идентичности обращают нас к самой природе, как к тому источнику, из которого мы все произошли. Первоначально идентичность рассматривалась как слитность, как неразъединенность с материнским организмом и тем, что с ним связано – домом как микрокосмом. Данная структура идентичности нашла своё выражение в мифе, как самой ранней форме осмысления человеком себя и своего места в природе. 
На занятии идёт речь о доме, как универсальном принципе человеческого бытия – обжитом, освоенном пространстве, маленьком мире («микрокосме»), который окружает человека в его обыденной жизни. А что за его пределами? Наша малая Родина – Санкт-Петербург. Наш общий дом – Россия. Знакомство с историей и культурой страны начинается со знакомства с культурными и бытовыми традициями населяющих ее народов. 
В самоидентификации ребёнка, его социальной, культурной и психологической жизни важнейшее место играет имя. Имя – это то, что каждый человек получает при рождении («Каждый в минуту рожденья, и низкий, и знатный, имя свое от родителей в сладостный дар получает», - так писал Гомер). Имя определяет то, как его носитель воспринимает себя, а, следовательно, влияет на его восприятие другими представителями социума, т.е. воздействует на самого носителя и на адресата. Именем не только актуализируется функция идентификации, но одновременно реализуется и функция социализации.                                           

Новые понятия: дом, семья, город, народ, Родина, традиции, предки, природа, мифология, религия
Занятие №2
 «Ты и твоё имя».Имя может поведать много интересного об их носителе и том мире, в котором он живёт, об истории и культуре тех народов, в среде которых эти имена возникли. Но для человека важно не только его собственное имя. Название города и страны, в которой мы живем, дорого и священно для каждого петербуржца и россиянина. В залах музея учащиеся знакомятся с изображениями египетских, греческих, римских божеств и христианских святых; со связанными с ними легендами и преданиями; с ритуалами, проводившимися при наречении именем.                                                            Новые понятия: имя, отчество, фамилия, династия, поколение, покровители
Занятие №3 «Золотые одежды для слова». Другим не менее важным средством формирования идентичности как осознанного единства и преемственности является запечатлённое в книге слово. Уже в древности люди старались записывать самые важные слова и мысли. Во многих религиозных традициях есть свои особые (священные) книги. Что это за книги? Какие «золотые слова» в них содержатся? В какие «золотые одежды» они облачены?
В ходе занятия дети знакомятся с историей создания священных книг различных религий мира. Ребятам рассказывают о главной книге христианского мира (Библией) и познакомят с историей ее переводов на языки разных народов. Юные посетители музея узнают также об истории создания и особенностях главной книги мусульман – Корана; знакомятся с историей индуизма и буддизма,  с собранием одних из самых древних священных гимнов – Ригведу.                                                                                                                                 Новые понятия: святыня, реликвия, письменность, общность, единство, преемственность. 
Занятие №4  Победить дракона»

Важным фактором формирования гражданской и культурной идентичности является усвоение ребёнком общечеловеческих нравственных норм и ценностей. 
В сказках, мифах и легендах герои часто сражаются с драконами и чудовищами. Почему так происходит? И что означает выражение «победить дракона»? Мы легко распознаем внешнюю опасность, но не всегда можем победить «внутреннего врага»: нехорошие мысли и разрушительные желания. В религиозных традициях разных народов мы находим проверенные временем правила поведения, позволяющие человеку сражаться и побеждать «драконов».
Новые понятия: правила, заповеди, идеал, добро, зло, самовоспитание, дисциплина, послушание, мораль, верность, гражданственность, патриотизм.
Занятие №5 «Петербург – город всех вер».                                                                                                                          Санкт-Петербург исторически всегда был многонациональным городом и центром духовной жизни людей различных вероисповеданий. Здесь мирно уживалось множество религий и подтверждением тому служат существующие в Петербурге храмы разных конфессий. Под петербургским небом сияют золотые купола православных соборов, сверкают майоликой стройные минареты мечети, устремляются ввысь островерхие готические башенки костёлов, неспешно течет время в буддийском храме... Петербургские храмы – умело расставленные градостроительные акценты. Ни в одном другом городе мира невозможно столь явственно проследить последовательное чередование архитектурных направлений и их исторических стилизаций.
Экскурсия иллюстрирует многообразие религиозной и архитектурной палитры Петербурга, рассказывает об истории создания и стилистических особенностях культовых сооружений различных религий. Учащиеся видят культовые здания: православные, лютеранские и католические храмы, мечеть, дацан и синагогу, представляющие самые разные архитектурные стили – от барокко (петровского, аннинского, елизаветинского) до эклектики и модерна.                                       

  Новые понятия: храм, нация, религия, вероисповедание, история, культура, церковь, мечеть, дацан, синагога, 
Тематическое планирование

Тема, место проведения, форма, цели

Задачи

Методы

Зрительный ряд

Занятие № 1. С чего начинается Родина?» (дом-город-страна) 
Место проведениядетский отдел «Начало начал» постоянной экспозиции Государственного музея истории религии.
 Форма занятия: интерактивное занятие в детском отделе постоянной экспозиции ГМИР
Цели: Формирование общегражданской идентичности средствами музейной

 воспитание личного отношения к историческому, культурному и природному наследию России;                                         воспитание чувства любви к своей стране, актуализация идеи личной ответственности за ее будущее;  

 формирование представления о составляющих понятия «Родина» (дом-город-страна)

  помощь в решении проблем самоидентификации и социализации;

 воспитание культуры осознанной толерантности и умения работать в команде; 

 содействие формированию экологической культуры;                развитие навыка добрососедского проживания в одном доме-городе-стране. 

вопросно-ответный метод;                         метод стимулирования самостоятельной творческой деятельности;                  метод свободных ассоциаций;                       метод «погружения»; театрализация;            метод манипулирования предметами;                    игровой метод с элементами пластических упражнений;              метод арт-терапии; сюжетно-ролевая игра

Модель условного жилища.

Макет семейного очага.

Скульптурное изображение предков-прародителей.

Доска для добывания огня 

Амулет детский лечебный: лук и стрела 

Занятие № 2. «Ты и твоё имя».
Место проведенияэкспозиция Государственного музея истории религии. 

Форма занятия: урок в музее 

Цели: Формирование позитивной социальной самоидентификации

выявление роли и значимости традиции, преемственности и семейных ценностей в жизни человека любой национальности; 

развитие ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе; 

формирование положительного образа России через понимание единства и многообразия составляющих её народов; 

формирование положительных жизненных (личных, семейных, гражданских) стратегий.

опросно - ответный,

стимулирования самостоятельной деятельности,

диалогический метод

игровой,

метод стимулирования монологической речи; 

метод повторения.

И.Л. Эггинк. «Великий князь Владимир избирает религию». 1812 г. Холст, масло. «Апостол Петр на троне». Италия. XIX в. Копия статуи из собора св. Петра в Риме.          «Св. Екатерина Александрийская». Германия. XIX в. Дерево раскрашенное    Икона «Св. Николай». XIX в.                                    Шамаил «Рождение Мухаммеда». Россия. 1905 г.  Шамаил «Гибель Хусейна». Россия, нач. ХХ в.               Миниатюра «Адам и Ева изгоняются из рая». Турция. XVII в.  Будда Шакьямуни. Бурятия. XX в.

Занятие № 3. «Золотые одежды для слова».

Место проведения: экспозиция Государственного музея истории религии.

Цель занятия

Формирование культурных идентификационных предпочтений посредством актуализации процессов, направленных на раскрытие культурных ценностей 

Форма занятия: экскурсия

формирование уникального образа культуры России и региональной культурной идентичности жителей Санкт-Петербурга;                                 определение собственной культурной идентичности и ее социально-культурных компонентов;                        формирование интереса и терпимого отношения к иным культурам на эмоциональном, аксиологическом и когнитивном уровне;                                            выработка навыков адекватного социального поведения в ситуации взаимодействия с представителями другой культуры;                                     воспитание художественного вкуса и культуры слова;    развитие коммуникативной культуры, самоорганизации и творчества;                                    формирование естественной мотивации в приобретении новых знаний;                         стимулирование интереса к чтению, литературному и историческому наследию. 

вопросно-ответный метод; 
повествовательный метод;
диалогический метод;                               метод творческого соревнования

Икона «Святые Кирилл и Мефодий». XIX в.  Напрестольное Евангелие. Россия. XIX в. Металл, золочение. Немецкая Библия Мартина Лютера. Печатная мастерская сыновей Вольфганга Эндтера. Нюрнберг. 1870г.                         Коран Османа. Санкт-Петербург. 1905 г. Литография. Факсимильное издание.  Каламдан – футляр для письменных принадлежностей. Иран. XIX - нач. XX вв. Папье-маше, роспись, лак Ригведа                   Макет «Буддийский рай» Молитвенные барабаны            Тора

Занятие № 4. «Победить дракона». 

Место проведенияэкспозиция Государственного музея истории религии.

Форма занятиямузейно-педагогическое занятие

Цель занятия: формирование морально-нравственных критериев и ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности

актуализация личностных морально-нравственных ориентиров, способствующих социализации личности и воспитанию патриотизма; развитие личностных качеств и социальных навыков средствами группового взаимодействия                                формирование гражданской позиции по отношению к социально-значимым процессам и событиям;                                     актуализация и развитие идей осознанной гражданственности, патриотизма, толерантности                                  формирование системы социально значимых нравственно-ценностных ориентиров, определяющих чувства причастности

вопросно-ответный метод;                         метод стимулирования самостоятельной творческой деятельности;                  метод свободных ассоциаций;               игровой метод с элементами сенситивного тренинга;                     метод арт-терапии;                    сюжетно-ролевая игра.

Архангел Михаил». Франция. XIX в. Раскрашенное дерево.                        С.Д. Милорадович «Оборона Троице-Сергиевой лавры». 1893 г. Холст, масло.   Пики, бердыши, пушка, ядра, наконечники стрел. Соловецкий монастырь. XVII - XVIII вв. Металл, дерево.                  Икона «Чудо Георгия о змие». XVIIв.                         «Дракон». Япония. XIX в. Металл, литье. Кольчуга, шлем, булава. Турция. XIX в.            Вериги. Россия. XIX в.  К. Лебедев «Василий Блаженный» Россия. XIX в. Холст, масло

Занятие № 5. «Петербург – город всех вер».

Место проведениязанятие на экспозиции Государственного музея истории религии и автобусная интерактивная экскурсия по Санкт-Петербургу

Форма проведенияинтерактивная автобусная экскурсия

Цель экскурсии:

Формирование позитивной идентичности путем приобщения к мировым и национальным духовным ценностям в историко-культурном контексте Санкт-Петербурга

стимулирование интереса к историко-архитектурному наследию, культурному ландшафту Санкт-Петербурга и традиционной городской культуре;               формирование культуры осознанной толерантности путем введения в образовательный процесс национально-регионального компонента; содействие социальной адаптации посредством освоения города как неоднородного, но равноценного в социальном и этнокультурном плане жизненного пространства и осознания многомерности городской среды;                                выработка ценностно-смысловых, общекультурных и коммуникативных компетенций, необходимых для развития установок позитивного восприятия новой культуры и опыта толерантных межкультурных коммуникаций;                          сопровождение процесса становления конструктивного восприятия социальной действительности через приобщение к культурному наследию города, его жизненному пространству, природной, социо- и культурной специфике и потенциалу;                                          формирование эмоциональной компоненты гражданской идентичности посредством апелляции к личному опыту.

метод творческого соревнования; повествовательный метод;                          вопросно-ответный метод;                            диалогический метод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность работы по букварю и прописям УМК «Гармония» в 1 классе (Из опыта работы)

Большая часть существующих азбук и букварей делает акцент прежде всего на обучении чтению. Букварь Соловейчик М. С. обеспечивает дальнейшее продуктивное  изучение русского языка....

Выступление на методическом объединении "Работа с портфолио ученика начальных классов"(из опыта работы)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но чаще всего эту работу делает классный руководитель...

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКиСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс. Из опыта работы

В статье раскрываются задачи, которые необходимо решить на уроках светской этики. Подробно объясняется необходимость тесного сотрудничества школы и родителей. Приводится пример моделирования урока, не...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...