Урок по ОРКС "Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шляхова Нина Иннокентьевна

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

ЗАДАЧИ:

  1. Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
  2. Применение элементов  метода критического мышления.

 

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная  творческая работа, рефлексия.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kultura_i_moral.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по на тему: «Культура и мораль».

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

ЗАДАЧИ:

  1. Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
  2. Применение элементов  метода критического мышления.

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная  творческая работа, рефлексия.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока.

Презентация «Мораль».

- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

 «золотое правило» нравственности

- Мораль. Именно так и звучит первая часть  темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5-  золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

 “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

    “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

- А сейчас, я предлагаю вам  выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Работа в группах- мини сценки.

-- А как появилось это  золотое правило? Предположите.

- Мораль является  элементом культуры. А что такое культура?

  • Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.  
  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи

- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8

- Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.

Физкультминутка.

Программный диск.

Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.

 Интерактивная игра «Культура и мораль»

Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили,  что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

Рефлексия 1

        В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

        С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу,  в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"...