Светская этика 4 класс (программа и ктп)
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) по теме

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по учебнику Л.Бондаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkise._svetskaya_etika.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

 

   Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

   Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

     Общая духовная основа многонационального народа России  формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально политического пространства.

   Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

      Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

        Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

    Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

   Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

     Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Учащимися 4 класса «А» и их родителями выбран модуль «Основы светской этики.»                                                     

         Основные задачи модуля:

• знакомство обучающихся с основами светской этики;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.

         Освоение школьниками учебного содержания модуля должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

   учебного модуля «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Нормы морали. Этикет.

Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

           Бондаренко Л.И., Перов В.Ю, А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Учебник.

           

  1. Бондаренко Л.И., Перов В.Ю., А.Я. Данилюк

  2. ОРКиСЭ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 4 класс

34 ч (1 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (8 ч)

1

05.09

Россия — наша Родина.

с. 4 — 5

Знакомство с духовным миром человека.

Осознание, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

   Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

   Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений

в обществе.

   Формирование первоначальных представлений о светской

этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

   Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

      Формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину.

2

12.09

Что такое светская этика.

с. 6 — 7

Знакомство с понятиями «этика»,

«светская этика». Формирование понимания, что предполагает светская этика.

Культура,

мораль, этика.

     Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

3

19.09

Культура и мораль.

с. 8 — 9

Знакомство со значениями слова «культура». Понимание того, что культура — вторая природа. Знакомство с происхождением морали.

Мораль,

 культура.

     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

4

26.09

Особенности морали.

с. 10 — 11

Осознание особенностей морали. Знакомство с нормами морали, принятыми в обществе.

Культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

     Развитие самостоятельности и личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

5,6

03.10

10.10

Добро и зло.

с. 12 — 15

Формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления. Знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории.

Добро и зло - основные этические понятия,

гуманность.

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

7,8

17.10

24.10

Добродетель и порок.

с. 16 — 21

Знакомство с понятиями «добродетель», «порок».

Осознание важности добродетели в жизни человека.

Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства.

     Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

2-я четверть (8 ч)

1(9)

07.11

Свобода  моральный выбор человека.

с. 22 — 23

Знакомство с понятием «свобода», понимание взаимосвязи свободы и морального выбора человека.

Свобода, моральный выбор, моральный конфликт.

 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

   Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений

в обществе.

 Формирование первоначальных представлений о светской

этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

   Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

     Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

2(10)

14.11

Свобода и ответственность.

с. 24 — 25

Осознание понятия «ответственность», при каких условиях возможно ответственное поведение.

Ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.

     Развитие самостоятельности и личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости.

3(11)

21.11

Моральный долг.

с. 26 — 27

Понимание, что такое моральный долг, в чем особенности его проявления. Знакомство с моральными обязанностями человека.

Моральный долг, моральная обязанность.

     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

4(12)

28.11

Справедливость.

с. 28 — 29

Осознание понятия «справедливость», выяснение моральных правил справедливого человека.

Справедливость, моральные правила.

     Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

5(13)

05.12

Альтруизм и эгоизм.

с. 30 — 31

Знакомство с понятиями «альтруизм» и «эгоизм». Формирование здорового эгоизма.

Эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

6(14)

12.12

Дружба.

с. 32 — 33

Формирование понимания сути добродетельных, дружеских отношений. Раскрытие понятия «дружба».

Добродетельные отношения, дружба.

     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов.

7(15)

19.12

Что значит быть моральным.

с. 34 — 35

Закрепление знаний о добре и зле, добродетели, уяснение взаимозависимости свободы и морального выбора.

Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы.

     Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

8(16)

26.12

Подведение итогов.

с. 36 — 37

Презентация творческих работ по изученным темам.

     Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 3-я четверть (10 ч)

1(17)

16.01

Род и семья — исток нравственных отношений.

с. 38 — 39

Продолжение формирования понимания ценности родовых, семейных отношений, необходимости знания своей родословной, уважительного отношения к фамилии.

Род, семья, фамилия, родословная.

 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

   Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений

в обществе.

 Формирование первоначальных представлений о светской

этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

   Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2(18)

23.01

Нравственный поступок.

с. 40 — 41

Знакомство с тем, что входит в понятия «поступок» и «нравственный поступок». Осознание мотивов поступков и их целей, выбор средств достижения целей.

 Нравственный поступок.

Поступок: мотив, цель, средства, действие,  результат.

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

3(19)

30.01

Золотое правило нравственности.

с. 42 — 43

Понимание и принятие афоризма «Поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой».

Золотое правило нравственности.

     Развитие самостоятельности и личной ответственности за

свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

4(20)

06.02

Стыд, вина, извинение.

с. 44 — 45

Раскрытие понятий «стыд», «вина». Осознание отличия ложного стыда от стыда и чувства вины. Понимание необходимости раскаяния и извинения.

Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние, извинение.

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоций.

5(21)

13.02

Честь и достоинство.

с. 46 — 47

Осознание, что входит в понятия «честь» и «достоинство». Раскрытие составляющих кодекса чести.

Честь, достоинство, кодекс чести.

     Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

6(22)

20.02

Совесть.

с. 48 — 49

Формирование представлений о совести, ее связи с понятием «стыд».

 Совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

7,8

(23,24)

27.02

06.03

Нравственные идеалы.

с. 50 — 53

Знакомство с понятиями «идеал», нравственный идеал», наполнения их жизненными примерами.

Богатырь, рыцарь, правила честного поединка.

     Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

9(25)

13.03

Образцы нравственности в культуре Отечества.

с. 54 — 55

Продолжение формирования представлений о нравственности и культуре. Развитие патриотизма, чувства гордости за героев страны. Воспитание чувства коллективизма.

Нравственность, культура, патриот,  защитник Отечества, коллективист.

      Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

10(26)

20.03

Этикет.

с. 56 — 57

Осознание понятий «образец», «этикет», роли  этикета в жизни человека. Знакомство с основными правилами этикета.

Этикет, образец, правила этикета.

     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

4-я четверть (8 ч)

1(27)

03.04

Семейные праздники.

с. 58 — 59

Развитие чувства семейственности, укрепление семейных отношений. Знакомство с праздничными ритуалами, правилами дарения и принятия подарков.

Праздник, подарок, праздничный ритуал.

 Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

   Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений

в обществе.

 Формирование первоначальных представлений о светской

этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

   Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

     Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

2(28)

10.04

Жизнь человека — высшая нравственная ценность.

с. 60 — 61

Осознание и принятие формулировки «жизнь человека -высшая нравственная ценность».

Формирование понимания уникальности и неповторимости человеческой жизни, воспитание толерантности.

Ценности, жизнь человека, уникальность, неповторимость жизни. 

      Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

3(29)

17.04

Любовь и уважение к Отечеству.

с. 62 — 63

Развитие чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Родине. Знакомство с понятием «мораль гражданина».

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

      Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

4,5

(30,31)

24.04

08.05

Подведение итогов.

Работа над творческими работами по изученным темам, оформление проектов.

     Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6-8

(32-34)

15.05

22.05

29.05

Презентация творческих работ.

Защита проектов, презентация творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...