Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Вероника Анатольевна Ткачева

           Рабочая учебная программа по предмету «Основы религиозных культур и светской  этики». Модуль  « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, на основании авторской  программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС.  М.: Просвещение, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                             Ильинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОРКСЭ

 класс

Учитель: Ткачева Вероника Анатольевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

           Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской  этики». Модуль  « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основании авторской  программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС.  М.: Просвещение, 2013

Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цели  курса:

  • Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
  • Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются задачи курса:

  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и
  • формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета 

В  современном  мире  особое  значение  приобретают  духовно-нравственное  воспитание школьников,  развитие  у  детей  таких  качеств  как  толерантность  и  уважение  к  другим культурам,  готовность  и  способность  к  диалогу  и  сотрудничеству,  что  подразумевает овладение  знаниями  об  особенностях  национальных  культур,  культуроведческих  основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса  «Основы религиозных  культур  и  светской  этики»,  имеющего  комплексный  характер,  знакомящего школьников  с  основами  различных  мировоззрений  и  опирающегося  на  нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного

курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно- нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.

 Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано  сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего  ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу  во имя социального сплочения.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы  светской этики.

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

Итого

34

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых  для  его  успешного поведения  в обществе.

Этика охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.

Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.

В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.

Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет

ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.

Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти  адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.

Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса  могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.

Планируемые результаты освоения курса «Основы светской этики»

Личностные УУД:

  1. формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. формирование семейных ценностей;
  3. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  4. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  6. развитие навыков сотрудничества

Предметные результаты

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

 

Метапредметные результаты

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • умение осуществлять информационный поиск.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики)

Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы  морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы светской этики. (28 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективным.


Календарно – тематическое  планирование 4 класс

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата

План

Факт

 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

Россия – наша Родина

Урок введения в новую тему

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики героев РОССИИ.

01.09-04.09

Основы  светской этики (28 часов)

2

Что такое светская этика?

Урок изучения нового материала

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

07.09-11.09

3

Мораль и культура

Урок изучения нового материала

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,

14.09-18.09

4

Особенности морали.

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

21.09-25.09

5

Добро и зло.

Урок изучения нового материала

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа,

28.09-02.10

6

Добро и зло.

Комбинированный урок

Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа,

05.10-09.10

7

Добродетель и порок

Урок изучения нового материала

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя

Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.  

12.10-16.10

8

Добродетель и порок

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых  понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.  

19.10-23.10

9

Свобода и моральный выбор человека

Урок изучения нового материала

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.)

Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

26.10-30.10

10

Свобода и ответственность

Комбинированный урок

Чтение статьи  с

Выборочным пересказом текста

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в  отношения ответственности.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

09.11-13.11

11

Моральный долг

Урок изучения нового материала

Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.

16.11-20.11

12

Справедливость

Урок изучения нового материала

Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

23.11-27.11

13

Альтруизм и эгоизм

Урок изучения нового материала

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

30.11-04.12

14

Дружба

Комбинированный урок

Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

07.12-11.12

15

Что значит быть моральным

Комбинированный урок

Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».

14.12-18.12

16

Подготовка творческих проектов.

Урок систематизации новых знаний

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.

21.12-25.12

17

Презентация творческих работ

Урок-проект

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

11.01-15.01

18

 Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества

Урок изучения нового материала

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.

18.01-22.01

19

Нравственный поступок

Урок изучения нового материала

Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос

25.01-29.01

20

Золотое правило нравственности

Урок изучения нового материала

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации.

01.02-05.02

21

Стыд, вина и извинение.

Урок изучения нового материала

Работа с понятиями стыд, вина, извинение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий

08.02-12.02

22

Честь и достоинство

Урок изучения нового материала

Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;

сопоставление значения слова кодекс  в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.

15.02-19.02

23

Совесть.

Урок изучения нового материала

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

22.02-26.02

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Комбинированный урок

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации.

29.02-04.03

25

Джентльмен и леди.

Комбинированный урок

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

07.03-11.03

26

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Комбинированный урок

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

14.03-18.03

27

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Комбинированный урок

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

21.03-25.03

28

Этикет

Урок изучения нового материала

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа

04.04-08.04

29

Этикет

Комбинированный урок

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

11.04-15.04

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

30

Семейные праздники.

Комбинированный урок

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

18.04-22.04

31

Жизнь человека- высшая нравственная ценность

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа.

25.04-29.04

32

Любовь и уважение к Отечеству

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

02.05-06.05

33

Подготовка творческих проектов.

Урок систематизации новых знаний

Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом

09.05-13.05

34

Презентация творческих работ

Урок-проект

Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

16.05-20.05

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Печатные пособия
  1. Авторская программа А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС.

М.: Просвещение, 2013.

  1. Комплексная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». А.В. Кураев, Д.И. Латышина., М.Ф. Муртазин и др.  Просвещение, 2011.        
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5  классы.

М.: Просвещение, 2012.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение, 2010 г.

5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    М. «Просвещение». 2014г.

6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я.         М.: Просвещение, 2012.

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–          ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

8. Энциклопедическая и справочная литература.

  1. Материально-технические средства обучения

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором

РАССМОТРЕНО

на заседании методического  

объединения учителей начальных классов.

Протокол от «   » августа 2015 г. № 1

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....