программа по ОРКиСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Анищенко Лариса Захаровна

программа по ОРКиСЭ модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkise.doc49 КБ
Microsoft Office document icon svetskoy_etike_v_4_klasse.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ Воробейнская СОШ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,

основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего

поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

   

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и

основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы

межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы

религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом

многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

На реализацию данной программы из учебного плана отводится 1 ч в неделю, 34 учебные недели (34 часа)               

Ценностные ориентиры содержания курса

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных

ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой

единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх

основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики».

Основное содержание курса (34 часа)

Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека.

Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.

Премудрости и красота этикета

Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

В развитии добрых чувств-творение души. Природа-волшебные двери к добру и доверию

Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня

Мой класс-мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Жизнь священна. Человек рожден для добра.

Милосердие-закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.

Умеют понять и простить. Простая этика поступков

Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение.

Действия с приставкой  «со».

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек-чело века.

Слово обращенное к себе



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по ОРСКиСЭ. 4 класс (1ч в неделю, всего 34 часа)

п/п

Тема урока

Виды  деятельности учащихся

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение.

Комментируют прочитанное, составляют устный рассказ на тему, работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

2

 Этика-наука о нравственной жизни человека.

3

Добрым жить на белом свете веселей.

Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи.

4

Правила общения для всех.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

5

От добрых правил - добрые слова и поступки.

Подготавливают вопросы по содержанию текста, самостоятельно работают с источниками информации.

6

 Каждый интересен.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

7

Премудрости и красота этикета

Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию.

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

9

Чистый ручеек нашей речи.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

10

11

В развитии добрых чувств - творение души.

Природа - волшебные двери к добру и доверию

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

12

Чувство Родины.

Слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную.

13

Жизнь протекает среди людей.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

14

Чтобы быть коллективом.

Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную.

15

 Коллектив начинается с меня

Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи.

16

Мой класс - мои друзья.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

18

Жизнь священна.

Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи.

19

Человек рожден для добра.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

20

Милосердие-закон жизни.

Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

21

Жить во благо себе и другим.

Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи.

22

Следовать нравственной установке.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

23

Достойно жить среди людей.

Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную.

24

Умеют понять и простить.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

25

Простая этика поступков

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

26

Общение и источники преодоления обид.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

27

Ростки нравственного опыта поведения.

Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

28

Доброте сопутствует терпение.

Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи.

29

Действия с приставкой  «со».

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

30

С чего начинается Родина.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную.

32

Человек-чело века.

Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации.

33

Слово обращенное к себе.

Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему.

34

Итоговый урок

Подводят итоги года

Материально – техническое обеспечение

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2010.

Основы светской этики, автор А.И.Шемшурина

М. «Просвещение» 2014 год

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....