"Добро и зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Красносельская Марина Владимировна

Материал можно использовать на уроке "Основы светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_m.odt11.38 КБ

Предварительный просмотр:


 эпитет: “Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.

Тема  : Добро и зло.

Цель. Познакомить с основными определениями «добро» и «зло».

Задачи:

1.Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;                

2.Пробуждать стремление совершать добрые дела, желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

3.Воспитывать ценностные качества: умения ценить  преданность, доброжелательность, взаимоуважение.

  

Оборудование.

·        карточки со  словами (понятиями);

·        весы;

·        стихотворение, текст песни "Если добрый ты";

·        детали аппликаций;

·        клей, ножницы;

·         лист ватмана.

 

Ход классного часа.

Учитель.

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

 

Прослушайте стихотворение, определите его основную мысль.

Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.

- Предположите тему нашего занятия.

 Беседа.

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

– Как вы думаете, что такое добро?

Ответы детей: 

Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель....

Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?

( Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

(Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.)

Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили?

- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы учащихся).

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

 О чем говорит это поверье? 

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.           

Учитель. Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.  

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Нам помогут это узнать старинные весы. На одну чашу будем класть “зло”  , на другую - "добро".

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”.  

 

чуткость                                                        невнимательность

отзывчивость                                               пассивность

серьезность                                                  легкомыслие

трудолюбие                                                 лень

щедрость                                                     жадность

правдивость                                                лживость

смелость                                                      трусость

доброжелательность                                  грубость

вежливость

радость

дружба

милосердие

скромность

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Учитель.   Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.  Будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

(Класс поёт песню "Если добрый ты")

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...