Урок ОРКСЭ 5кл. "Доверие и доверчивость".
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Расширить представление учащихся о значимости доверительного отношения между людьми, раскрыть понятие доверия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doverie.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Доверие и доверчивость»

Цель: расширять представление учащихся о значимости доверительного   отношения между людьми.

Задачи:

- Раскрытие   значения понятия «доверие»;

- Развитие умения строить доверительные отношения со сверстниками;

- Воспитание в себе веры в доброе и хорошее в людях.

Ход урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний

день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили

сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

2. Проверка дом. задания 

3. Минутка тишины

Для продолжения нашего разговора я предлагаю представить всё то, о чём я

буду говорить. Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно загляните в

своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся чудесный

сад — сад вашей души. Побродите по этому саду. Может быть, вы увидите

дерево, покрытое жёлтыми, красными, оранжевыми листочками. Это дерево

— доверия и уважения. Между деревьями струится ручеёк честности и

ответственности. Полюбуйтесь растущими цветами любви и добра.

Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Рассмотрите её пёрышки. Каждое перо означает те духовные ценности, которые живут в каждом из нас.

Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души .

- Удалось ли вам представить сад вашей души?

- А мне бы хотелось, чтобы в вашей душе расцвело ещё одно качество.

Попробуйте определить это качество сами в процессе дальнейшей работы.

4. Определение детьми темы урока.

Позитивное высказывание (цитата)

 Взаимное доверие — основа дружбы. — Китайская

пословица

- Объясните смысл этой цитаты

Чтоб на свете дружно жить,

Надо радость всем дарить!

Верить людям и любить,

Их доверьем дорожить!

Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?

5. Актуализация ранее изученного маериала.

Беседа по вопросам.

-1. Что значит верить людям?

2. Что такое доверие?

(Доверие (между людьми) — это уверенность, в поступке другого человека.

 Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные

взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и

доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в

тех или иных отношениях.

Согласно толковому словарю Ушакова, доверие — это убежденность в

чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность ...

 9. Творческая работа. .(на доске)

Упражнение «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие

группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и

объясняют свой выбор. Какие ассоциации у вас возникают?

Д - доброта, добросовестность, добропорядочность, дружба, достоинство

О - объединение, открытость; обаяние

В–вера, верность, воодушевленность.

Е–единство, единение;

Р–радость ;рвение ,робость

И -искренность;

Е - единомыслие…

- Что вы чувствуете, когда вам доверяют?

- Кому вы доверяете? Почему?

Творческая работа.

 Нарисовать  круг своего доверия.

Круг –это символ любви, тепла, единства. Подумайте кого вы можете в

него поместить.

- Можно ли доверять всем и каждoму?  Пoчему?

7.  Размышление над ситуацией: ПРИТЧА-РАССКАЗ «СИЛА ДОВЕРИЯ»

В центре города в девятиэтажном доме вспыхнул пожар. Служащие с нижних этажей здания и жильцы с верхних в спешке покидали помещения. Только восьмилетний мальчик крепко спал в своей квартире на восьмом этаже. Его мать была в отъезде, а отец вышел за продуктами в соседний супермаркет.

Огонь быстро охватывал этаж за этажом и поднимался все выше и выше. Пожарные   боролись с огнем, но безуспешно. Они просили помощи у пожарных других районов и предместий города. Драма стала превращаться в трагедию, когда пожарные увидели в окне восьмого этажа лицо испуганного ребенка. Сила огня возрастала, пламя продолжало распространяться с огромной скоростью и уже поглощало пятый этаж. Появился отец ребенка, его лицо было искажено ужасом. Пожарные попытались приставить лестницу к стене здания, но огонь не давал возможности взобраться по ней.

— Папочка! Мне страшно! — услышали пожарники голос мальчика.

Отец, плача, кричал сыну:

— Не бойся, мой мальчик! Я здесь, внизу! Но дым мешал ребенку видеть отца.

— Папа! Я не вижу тебя! Я вижу только дым и огонь! Но отец видел ребенка, огонь освещал его.

— Но я тебя вижу, сынок! Знаешь, что ты должен сделать? Прыгнуть вниз. Мы тебя тут поймаем, нас тут много. Прыгай!

— Но я ничего не вижу! — кричал сын.

— Тогда закрой глаза и прыгай! Я тебя вижу!

— Папа! Я тебя не вижу, но иду к тебе!

8. Чтение притчи по ролям.

Притча « Косуля и ворон»

    Давным-давно в одном лесу жили в большой дружбе Косуля и Ворон. И вот однажды, когда Косуля бродила по лесу, её заметил один Шакал. Он подумал: «Ах! Как бы мне отведать этого вкусного мяса? Попробую-ка я войти в доверие к Косуле. Глядишь, что-нибудь и получится». Подумав так, Шакал подошёл к ней и сказал: 
— Доброго здоровья, мой друг Косуля! 
— Кто ты такой? — спросила Косуля. 
— Я маленький несчастный шакал, — ответил тот, — у меня нет друзей. Я очень одинок. Давай с тобой дружить! 
— Хорошо, — сказала Косуля, — я очень рада. 
И она пригласила Шакала на ночь в своё укрытие. 
Когда они приблизились к её обители, прилетел старый Ворон и, увидев, что Косуля не одна, спросил её: 
— Кто это с тобой? 
— Это маленький Шакал. Он хочет с нами дружить, — ответила Косуля. 
— Ты не должна дружить с ним, это может плохо кончиться! — сказал прозорливый Ворон. 
— Ты зря беспокоишься, — сказала Косуля, — он такой маленький и безобидный! 
Проходили дни. Каждое утро они уходили в разные стороны искать свой корм, а вечером снова собирались вместе. Шакал всё это время искал случая, чтобы погубить Косулю. 
И вот однажды вечером он сказал, что нашёл поле с молодой пшеницей и утром покажет его. Несколько дней доверчивая Косуля паслась на поле с сочной пшеницей, пока этого не обнаружил хозяин. Он принёс и расставил силки вокруг поля. На следующее утро Косуля попала в них. Тугая петля затянула её шею, и она начала биться. Но петля была очень крепкой и затягивалась всё туже и туже. В этот момент прибежал Шакал. Косуля очень обрадовалась и сказала ему: 
— Друг — это тот, кто рядом, когда ты в беде! Перегрызи, пожалуйста, эту петлю, и освободи меня. 
Но Шакал неожиданно возразил: 
— Что ты! Что ты! Разве я могу перегрызть такую крепкую верёвку? Я был бы рад помочь тебе, но мне это не по силам! 
И он ушёл в лес, спрятался за кустами и стал размышлять так: «Когда придёт человек, он зарежет Косулю и заберёт мясо, а внутренности выбросит. И уж тогда я полакомлюсь вдоволь!» 
Вечером, когда старый Ворон вернулся на своё дерево и увидел, что Косули ещё нет, он начал беспокоиться, и полетел искать её. Интуиция подсказывала ему, что с его другом случилась беда. Когда он нашёл Косулю, то обнаружил, что человек с ружьём уже приближается к ней. Тот был уже совсем близко. Но старый Ворон был очень мудрым и сразу оценил обстановку. Он сказал Косуле: 
— Не послушала ты меня. Ведь я предупреждал тебя, что нельзя доверять этому незнакомому шакалу! Но ничего, держись, может быть, мы сможем обмануть человека. Ляг на бок и притворись мёртвой, а я сяду рядом. Как только человек снимет петлю с твоей шеи, я громко крикну. Тогда ты вскакивай и беги в лес. 
   Всё так и случилось. Человек, увидев добычу, отложил в сторону ружьё и снял петлю. В этот момент Ворон каркнул, и Косуля дала стрекача! Человек схватил ружьё, но Косуля уже скрылась из виду. В этот момент Шакал в испуге выскочил из кустов и бросился бежать. Человек выстрелил и убил его. 
     Так Ворон спас Косулю, своего самого близкого друга.
-Можно ли доверять всем и каждoму?  Пoчему?

Сегодня с вами хочется поговорить о важности службы Телефона доверия.

-Как вы думаете, когда создали такую уникальную службу? С какой целью?

-Что вы вообще знаете о Телефоне доверия?

Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем)

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- Телефон доверия работает по единому общероссийскому бесплатному номеру 8-800-20000-122   ,8(3902) 295-226-РХ

 2.5. Упражнение «Волшебная лавка»

Существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»:  терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

разбирается в своей ситуации, чем кто-то посторонний. Во-вторых, совет - это перекладывание ответственности за принятие решений. Человек сам отвечает за свои действия, у консультанта нет права «играть в Бога», и решать, что для кого лучше.

Вывод :Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь! Взаимное доверие является самым надёжным фундаментом, на котором строятся человеческие отношения.

 «Я считаю- доверие-это…….»

«Взаимное доверие-это…..»

Доверие — также, как и дворец из стекла. Если один раз разобьется,

каждый его кусочек воткнется в сердце человека.

Д/З.

Подготовить пословицы о доверии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.

Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления учащихся...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа-волшебные двери к добру и доверию»

Тема занятия «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у школьников умения применять принципы общения, начало эколо...

Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс

Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК "Просвещение", 4 класс

Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...