Рабочие программы 1-4 класс ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа 4 класс. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_orkse.docx47.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Октябрьская  школа №1»

Красногвардейского района

Республики   Крым

  СОГЛАСОВАНА                                                УТВЕРЖДЕНА

  Зам. директора по УВР                                        приказом  МБОУ «Октябрьская школа  №1»

  _________  ______________                    

  (подпись)     Э.Д.Ирсаеваот                                 ___._____.20___ г. № _____

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Основы религиозных культур

 и светской этики»

Модуль «Светская этика»

для 4  классов

уровень: начальный общий

на 2015-2019 учебные года

                                                                                                              Составлена:    

                                  Вепринцевой Н.И.,

                                                                                  учителем начальных классов

                                                                                     МБОУ «Октябрьская школа №1»

  РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА                         СОГЛАСОВАНА

   на заседании школьного методического                      на заседании педагогического  совета

   объединения  учителей начальных                               школы

   классов                                                                            Протокол № ____ от ____ ___20__ г

   Протокол № ___ от ___ ___20___ г.                                  

Октябрьское, 2015


                                               Содержание

Пояснительная  записка……………………………………………………….    3

Содержание учебного предмета………………………………………..…….    7        

Тематический план и основные виды деятельности обучающихся………..  

Требования к уровню подготовленности учащихся…………………………  13    

Критерии  оценивания…………………………………………………………. 17   Наименование учебно-методического обеспечения и списка рекомендуемой литературы……………………………………………………………………….25  

   

Пояснительная записка

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1.         Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.         Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.         Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.         Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» для 4-х  классов  на 2015/2016 учебный год составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобринауки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе Примерных  программ начального общего образования.  В 2 ч. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Нормативно-правовой базой для составления данной рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3.  Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования     и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»
  4.  Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10…».
  5.  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. –400с.
  6.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня    учебников,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию    образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  7.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
  8.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (Зарегистрирован в Минюсте России    01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по        основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного     общего и среднего общего образования»
  9.  Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550)  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,   начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  10.  Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998  № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
  11.  Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования    отношений  в сфере  образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием   в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального  значения  Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской                     Федерации".

 Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта «Школа России».

Для учащихся:

  1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2014

Для учителя:

1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2014

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни,  включающее  общность  государства,  языка,  образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм.
  • Социальная солидарность.
  • Гражданственность.
  • Семья.
  • Труд и творчество.
  • Наука.
  • Традиционные российские религии.
  • Искусство и литература.
  • Природа.
  • Человечество.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.         Основы православной культуры.

2.         Основы исламской культуры.

3.         Основы буддийской культуры.

4.         Основы иудейской культуры.

5.         Основы мировых религиозных культур.

6.         Основы светской этики.

     Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору  родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4 классе МБОУ «Октябрьская школа №1»  разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

     Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.             

       

     Цели:  развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. 

     Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

                       В области формирования личностной культуры:                                

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

                      В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

                       В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;                                                
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

     •        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

   Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:

- традиционный урок;

     - урок – исследование;

         - практические  занятия;

         - фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности.

                       МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Ученик научится:

-        Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

-        Формировать образ мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

-        Осознанию себя как гражданина многонационального государства.

-        Знаниям основ вероучений религий России.

-        Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

Ученик получит возможность научиться:

-        Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.

-        Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения.

-        Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.

-        Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-        Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-        Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

-        Осознанным нравственным ценностям.

-        Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

        Ученик научится:

-        принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-        адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

         Ученик получит возможность научиться:

-        осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-        навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

-         логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;

-        слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-         определять общую цель и пути её достижения,  договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Ученик научится:

-        понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

         Ученик получит возможность научиться:

 -        понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-        формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-        понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
  • Осознание ценности человеческой жизни.

               Содержание учебного предмета

          Введение. 1 час. Этика – наука о нравственной жизни человека

           Этика общения. 4 часа.  Добрым жить на белом свете  веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

        Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.  Представление проектов по теме.

        Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

        Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

          Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

          Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

          Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».

         Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века.  Слово, обращённое к себе.   

                           

 Тематический план и основные виды деятельности обучающихся

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение

1

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Этика общения

4

Добрым жить на белом свете веселей

1

Правила общения для всех

1

От добрых правил- добрые слова и поступки

1

Каждый интересен

1

Этикет

4

Премудрости этикета

1

Красота этикета

1

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

Чистый ручеёк нашей речи.

1

Этика человеческих отношений

4

В развитии добрых чувств- творение души.

1

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

Чувство Родины.

1

Жизнь протекает среди людей.

1

Этика отношений в коллективе.

4

Чтобы быть коллективом

     1

Коллектив начинается с меня.

     1

Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.

1

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

Простые нравственные истины

4

Жизнь священна

1

Человек рождён для добра.

1

Милосердие – закон жизни.

1

Жить во благо себе и другим.

1

Душа обязана трудиться.

4

Следовать нравственной установке.

1

Достойно жить среди людей.

1

Уметь понять и простить.

1

Простая этика поступков.

1

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

Общение и источники преодоления обид.

1

Ростки нравственного опыта поведения.

1

Доброте сопутствует терпение.

1

Действия с приставкой «со».

1

Судьба и Родина едины.

4

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

1

Человек – чело века.

1

Слово, обращённое к себе.

1

Обобщающий урок по курсу.  Творческая мастерская.

1

  Всего часов:

    34

                                                                                                                                         

                                                   

 

Требования к уровню подготовленности обучающихся

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

  знать/понимать:

    - общие этические понятия на разных языках России;

    - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

    - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;

   - «Золотое правило нравственности»;

   -  ценные качества человеческой души;

   - ценности рода и семьи;

   - светские правила;

   - как появилась семья;

   - семейные традиции;

   - правила поведения в школе;

   - права и обязанности школьника;

   - правила дружбы;

   - понятие: этикет;

   - сокровища нравственности;  

   - роли в семье;

   - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

   - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

      уметь:

    - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

    - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

    - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

    - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

     - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

     - строить отношения между людьми в школе;

     - жить по законам чести;                                                                 

     -  держать слово;

     - иметь силу воли;

    - строить отношения в семье;

    - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

    - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

   -  любить страну, Родину и Отечество.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения.         

               

Наименование учебно-методического обеспечения и списка рекомендованной литературы

 Для учащихся:

  1. Электронное приложение к учебному пособию  «Основы светской этики.4 класс»-М.:Просвещение, 2014
  2. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2014

Для учителя:

  1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс». - М.: Просвещение, 2014
  2. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2014

Список дополнительной литературы

  1. Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
  2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
  3. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
  4. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
  5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
  6. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
  9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
  10. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
  11. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
  12. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
  13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004
  14. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
  15. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
  16. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
  17. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

Этика: словарь изречений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...