Презентация урока "Заповеди"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по ОПК
Тема: «Заповеди»
Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна
Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.
Задачи:
образовательные:
- знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;
воспитательные:
- формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;
развивающие:
- расширение кругозора учащихся;
- способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
- содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование:
- ноутбук, проектор,
- слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
- текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
- итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).
Ход урока:
- Учебник, страница 40: Ребята! Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Слайд №1.
Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу. Слайд №2. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Тему урока – записываем в тетрадь. 3 минуты.
- Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.
Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.
Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)
Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)
Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:
Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.
3 минуты.
- Как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.
9 минут.
- Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?
На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.
Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.
Слайды №4, №5. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.
Исследовательская работа с текстом
Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.
Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.
Заповеди
Заполни таблицу
№ | Содержание | Что означают? | Аргументы |
5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни | |
6 | Не убивай | ||
7 | Нельзя брать чужое без разрешения | ||
8 | Выполнение заповеди – залог сохранения семьи | ||
9 | Любой обман | ||
10 | Не желай… ничего, что у ближнего |
Чтение текста
Послетекстовая работа
- Заповедь пятая: Слайд №6.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.
Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?
- Заповедь шестая:
Не убивай.
Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.
- Заповедь седьмая:
Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).
Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.
Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.
- Заповедь восьмая:
Не кради.
Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.
Что общего у убийства и воровства?
- Заповедь девятая:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)
Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.
Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.
- Заповедь десятая:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)
Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.
Как зависть мешает радости, гасит её?
Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?
- Как изменялся характер старухи в сказке?
Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
- Раскаялась старуха в своих поступках?
12 минут на обсуждение 5-10-й заповедей.
Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд №8.
На слайде №8 предложены ответы на выбор учащихся:
- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
- Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.
Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!
- Работа в группах. Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.
КРОССВОРД:
По вертикали:
- Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
- Имя пророка, получившего заповеди
- Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
- Гора, на которой Моисею были даны заповеди
По горизонтали:
- Каменные доски, на которых были записаны заповеди
- Книга, в которой записаны заповеди.
По 3 минуты на разгадывание кроссворда и ответ от каждой группы, проверка на слайде.
Физминутка
- Работа в парах.
Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске.
3 минуты.
- Индивидуальная работа.
Каждый учащийся получает задания на листочке.
- минуты.
13. Закрепление
- За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)
- Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?
- Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?
- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?
- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?
- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?
- Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?
- Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?
( - Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.
- Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.)
В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!
Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
- Домашнее задание: с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника. 1 минута.
- Рефлексия:
- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.
- В чем смысл соблюдения заповедей?
- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?
- Какие заповеди тебе были известны?
- О каких ты узнал на этом уроке?
- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________
Наиболее трудным мне показалось___________
Самым интересным было__________
Я бы хотел попросить своего учителя__________________
Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:
- Заповеди даны Богом
- Они учат отличать добро от зла
- Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
приближает его к Богу.
Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.
Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10 заповедей составляют закон Божий. Этот закон был дан Богом пророку Моисею на горе Синай в Египте.
Моисей находился на Синае 40 дней. При этом гора дымилась, тряслась и слышен был трубный звук .
После сошествия с горы Моисея стали называть Боговидцем . Лицо его светилось, как солнце, и он был вынужден закрывать его покрывалом.
Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях).
1 заповедь Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги кроме Меня.
2 заповедь Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах, под землею; не поклоняйся им и не служи им.
3 заповедь Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно (всуе).
4 заповедь Помни день субботний, чтобы святить его ( т.е. проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – суббота (воскресенье) посвящай Господу Богу твоему.
5 заповедь Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.
6 заповедь
7 заповедь Не прелюбодействуй.
8 заповедь Не укради .
9 заповедь Не произноси на другого ложного свидетельства.
10 заповедь Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего , ни поля его , ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...
презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...