Урок ОРКСЭ "Священные здания иудаизма, христианские храмы"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Короткая Ольга Николаевна

«Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы». 

Урок изучения нового материала

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svyashchennye_sooruzheniya.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

«Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы».  

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, их назначении и устройстве.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Познакомить с внутренним устройством синагоги и храма и правилами поведения в них; 
  4. Формировать навыки смыслового чтения, развивать речь.
  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  6. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.
  7. Прививать уважительное отношение к людям, носителям разных культур и религий
  8. Развивать интерес к культуре разных народов.

Планируемые результаты

Предметные

  • Знать предназначение священных сооружений.
  • Понимать необходимость священных сооружений для любой религии.
  • Понимать значение понятий: синагога, менора, церковь, алтарь, икона, иконостас,  фреска.

Метапредметные

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • совершенствовать умения в области работы с информацией;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь 
  • совершенствовать умения в области коллективной д-ти,  приходить к общему решению при работе в паре

Личностные

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Формировать умение высказывать своё мнение.
  • Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения

Ресурсы урока:

ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, по возможности интернет.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Психологический настрой к учебной деятельности.

Актуализация необходимых знаний

Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

  • Расположите названия основных мировых религий по времени возникновения.
  • Заполните таблицу.

Название религий

Возникновение религии

Её основатель

Священные книги

Хранители

  • Остальные разгадывают кроссворд на индивидуальных карточках.

Проверка выполнения задания.

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? 

-Что такое ритуал? 

- Как вы думаете, где верующие могут выполнять свои ритуалы?

-Действительно, совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях.

-А как вы думаете, эти сооружения одинаковы для всех религиозных культур? 

-Конечно, для каждой религиозной культуры есть своё особо почитаемое сооружение, куда человек идёт обратиться к богу.

- Я предлагаю посмотреть как же выглядят эти здания. (слайд 2)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чтобы вы хотели узнать на уроке?

- Какие задачи мы поставим на уроке?

  • Познакомиться с устройством священных сооружений.
  • Узнать об их особенностях,  научимся различать их.
  • Узнать как надо себя вести в таких сооружениях.

Ученик работает у доски

Два ученика расставляют карточки со словами в таблице.

Ученики разгадывают кроссворд.

Ответы учащихся:

-Ритуал

-Выполнение  действий в определенном порядке.

-Высказывания детей.

Определение темы и задач урока.

Изучение нового материала

-Мы попытаемся с вами сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий.

-Священные сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах.

-Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы.

-Как вы понимаете слово жертва? 

- У древних евреев для этих целей использовался переносной шатер, который назывался скинией (слайд 3).

- Многие древние сооружения сохранились до наших дней.

 -Абу-Симбел— скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.) (слайд 4)

-Парфенон — один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. (слайд 5)

-Пантео́н — «храм всех богов» в Риме построенный в 126 году н. э. (слайд 6)

-Стоунхендж называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. (слайд 7)

 Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место — куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки — то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, посадочная площадка для инопланетян или культовое сооружение друидов —  жрецам, совершавшим здесь религиозные обряды— все это Стоунхендж.

-Когда древние иудеи поверили в Единого бога, они построили знаменитый Иерусалимский храм. (слайд 8)

- Произошло это в середине 10 века до н.э. Этот храм стал центром религиозной жизни еврейского народа. В храме находились священные предметы. Но захватчики напали на Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. (Слайд 9)

- Эта стена считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому сохранившаяся стена называется Стеной плача.

- Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях . Как называются эти здания вы узнаете отгадав ребус. (слайд 10,11)

-Так как еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме,  Синагога не является храмом  - это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев. Синагога переводится как «дом собраний».

-Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда должно быть оборудовано соответствующим образом, подчинено определённым правилам.(слайд 12)

-У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В синагоге обязательно должен быть шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Этот  шкаф занавешен специальным покрывалом, а стена, у которой он стоит , всегда направлена в сторону Иерусалима, где стоял Храм ( на восток). В  любом месте земного шара верующие молятся, обратясь лицом к нему.

- В центре зала располагается возвышение с которого читается Тора, на нём установлен стол, куда кладут  свиток во время чтения.

- Внутри Синагоги всегда должен быть светильник с семью фитилями, который называется Менора. (слайд 13)

-На стенах синагоги не принято вешать ни портретов знаменитых людей, ни картин художников, никаких других изображений. Для  мужчин и женщин есть раздельные помещения . По правилам так же необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

-Что вам запомнилось из рассказа? Что  удивило?

Какие еще есть правила посещения синагоги, вы узнаете, прочитав статью учебника на стр.41.

-Итак, что же вы нового узнали из учебника?(слайд 14)

Ответы учащихся:

-Предмет, который приносят в дар богу.

Отгадывание ребуса

Ответ: синагога

Ответы учащихся

Чтение статьи учебника, подготовка сообщения о правилах посещения синагоги.

Первичное закрепление

-Мы с вами познакомились со священным сооружением иудаизма. Как оно

называется?

-Что означает слово синагога?

- Какие священные предметы находятся в синагоге?

- Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?

- Почему синагога не считается у иудеев храмом?

-Что такое менора?

Участие в диалоге

Физкультминутка

Изучение нового материала

-Кто из вас знает, как называются священные здания православия?

-Вспомните ,какие храмы мы с вами посещали во время экскурсий? (слайд 15)

-Собор- это главный храм города. В нашем городе таких храмов много. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.

-Зачем люди посещают  храмы?

-Все ваши ответы абсолютно правильные.

Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.  Это место молитвы и совершения богослужения.

-Первые христиане собирались на молитвы в катакомбах. Так называются  подземные гробницы, они состояли из коридоров и камер  для погребения. А позднее появились  храмы. (слайд 16)

-Слово храм означает «здание», «дом». Часто храм  называют церковью.

На Руси всегда было много храмов. Издавна храмы строили в самых красивых местах. (слайд17 )

-На месте будущего поселения, города в первую очередь строилась церковь. Около церкви наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от нее  устраивалась и торговая площадь.

В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители села или города.  В храме совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

-Чем храм отличается от обычных строение? 

Давайте рассмотрим устройство храма. (слайд 18)

      (Прим.  В качестве наглядности можно использовать слайды или интерактивное пособие «Устройство храма» (http://xpam-xpicta.ru/igra/game/index.htm)

Вход в храм начинается с паперти. (слайд 19)

Это  крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. На паперти бедные просят милостыню. Это западная часть храма.

Далее мы попадаем в  притвор.  (слайд 20)

Здесь раньше молились кающиеся грешники и  оглашенные, т.е. те, кто собирается принять Крещение. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Над притвором обычно строится колокольня или звонница. 

-Что такое колокольня? Иногда колокольня или звонница  строится рядом с церковью. (слайд 21)

- Сравните, чем колокольня отличается от звонницы?

-Для чего строилась колокольня? (Они сообщают о скором начале службы и возвещают об особенно важных моментах богослужения.  Колокола звонят при таких событиях  как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

-Вы слышали звон колоколов? Давайте послушаем колокольный звон Петропавловского собора.

-Какие чувства вызвал у вас перезвон?

- Далее проходим через притвор и оказываемся в самой большой части. Это центральная (средняя) часть храма,  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. (слайд 22)

-Вспомните, чего много в храме? 

-Как вы понимаете значение слова икона.

Также используются росписи стен. Они называются фресками.

-Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму .

-В центральной части у икон  можно поставить свечи о здравии  близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канунник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, т.е. за умерших. (слайд 23 )

-С восточной стороны находится необычная стена. Это иконостас. (слайд 24)

-Какое слово спряталось в этом слове?  Это целая стена из икон.

-Посмотрите, в иконостасе установлены двери посчитайте, сколько их. 

Средние - самые большие - называются Царские врата (ворота).Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери, которая называется еще и Пресвятой Девой.

-По сторонам от главных ворот расположены южные и северные  врата.

-Напротив царских врат есть полукруглый выступ – амвон.

Так  называется  площадка перед алтарем. На этой площадке диакон обычно произносит проповеди. Здесь  же произносятся поучения.

-Напротив царских ворот перед амвоном стоит аналой – это высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и икона, соответствующая церковному событию данного дня по православному календарю (слайд 25)

-За иконостасом, в самой восточной части храма размещается главнейшая часть храма — это алтарь. (слайд 26)

Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Женский пол совсем не входит в алтарь.  Священник обычно молится именно там.

-В центре алтаря находится самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. На нем совершается Евхаристия. Вспомните, что это такое?

-Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. (слайд 27 )

-Итак, мы с вами познакомились с устройством храма. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах или индивидуально. На столах у вас лежат листочки, на которых нарисована схема внутреннего устройства храма. Пользуясь словами для справки, заполните эту схему.

-Пользуясь учебником, проверьте правильность выполнения задания. Оцените свою работу. У кого все правильно? Молодцы.

-Ребята, вы знаете как себя вести в храме? От кого вы узнали о правилах поведения? Какие правила вы знаете?

  • Мужчины должны снять головной убор, а женщины наоборот, покрывают голову.
  • Вести себя тихо, не разговаривать.
  • Отключить сотовые телефоны.
  • Не следует  молиться долго и напоказ.
  • В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.
  • В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих.
  • Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде.

-Христианский храм

-Николо-Богоявленский морской собор, Собор Святых Петра́ и Павла, Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

-Храм отличается от обыкновенных зданий  внешним видом. Вместо обычной  крыши-золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты.

-Высокая башня с колоколами.

Сравнение колокольни и звонницы.

Вывод: колокольня- это башня, а звонница – прямоугольное сооружение с проемами для колоколов.

Прослушивание колокольного звона.

- Свечей. Икон.

- Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события.

- В иконостасе  три двери.

- Евхаристия – это освящение хлеба и вина

Самостоятельная работа.

 Учащиеся в парах или индивидуально (по желанию) воспроизводят по памяти информацию, заполняют схему устройства храма. 

Проверяют и оценивают свою работу

Рефлексия деятельности

-Сегодня мы говорили о священных сооружениях иудаизма и христианства, на следующем уроке вы узнаете о таких сооружениях ислама и буддизма.

-Для чего люди начали создавать священные сооружения?

-Могли ли они обойтись без них?

Как называется священное сооружение в православии?

-А в иудаизме подобное сооружение как называется?

-По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь?

-Почему синагога не считается у иудеев храмом?

-Каковы правила обустройства синагоги?

-Что такое икона? Кто изображается на иконах?

- Можем ли мы в одном городе видеть священные сооружения разных религий?

-Почему так бывает? А в нашем городе есть здания разных религий?

-В нашем городе есть священные сооружения разных религиозных культур. Мы живём в светском государстве и обладая таким качеством как толерантность, будем уважать представителей разных религий.

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеофильм о нашем городе. (слайд 28)

-Дома вы должны были нарисовать, сделать аппликацию или макет священного сооружения Санкт-Петербурга и подготовить рассказ о нем.

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Достигли мы поставленной цели?

-За что вы бы себя похвалили?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О чём бы вы хотели рассказать родителям после сегодняшнего урока?

-Спасибо за урок.

Участие в диалоге

На территории современной России кроме христиан  издавна живут и мусульмане, и иудеи и  буддисты.

Список литературы:

Беглов А.Л. Основы мировых религиозных культур — М: Просвещение, 2014

Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. —Биробиджан, 2010

Религии мира: Энциклопедия школьника. — М.: Омега- Пресс, 2007

Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. —М.: Аванта+, 2007

Интернет сайты:

2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников)

dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь)

http://xpam-xpicta.ru/igra/game/index.htm (интерактивное пособие «Устройство храма»)

http://iplayer.fm/q/колокольный+звон/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОДНКНР на тему "Христианское учение о спасении"

Урок "Христианское учение о спасении"  разработан по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль основы православной культуры) .Автор учебника Л. Л. Шевченко...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическ...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...

Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья"

Урок ОРКС модуль ОПК "Христианская семья" разработан для уащихся 4 класса с применением здоровьесеберегающих технологий, взаимодействия с  семьей....