Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в рамках кружка "Культура в нас" по теме "Храм как образ Вселенной"
план-конспект занятия по орксэ (3 класс) на тему

Кочубей Юлия Сергеевна

Внеклассное мероприятие для 3 класса в рамках кружка "Культура в нас"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие кружка «Культура в нас» Тема : « Храм как образ Вселенной» 3 класс Составитель: Барилова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 3 г. Армавира

Слайд 2

«Храм как образ Вселенной»

Слайд 3

Храм – это особенное место, которое предназначено для встречи каждого человека с Богом, для совершения богослужения, а также это место, где собираются верующие люди. С тех пор, как Русь приняла православную веру, стали строить храмы, для того чтобы собирался народ слушать проповеди священников. Храмы завершаются главами (куполами), которые увенчаны крестами. Храмы могут иметь одну, три, пять, семь и более глав. Крест Глава (купол)

Слайд 4

План храма В своём плане храм может быть продолговатым, напоминая корабль – символ Церкви Божией. А также крест или круг.

Слайд 5

Рядом с храмовым зданием обычно находится колокольня или звонница с колоколами. Она используется для торжественного звона перед богослужением и в другие моменты. Место перед входом в храм называется папертью. Колокольня Паперть

Слайд 6

Внутри храм, как правило, разделяется на 3 части: 1 часть от входа – притвор ; 2 часть – средняя – предназначена для молящихся; 3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь . Алтарь символизирует духовное Небо, рай, место особенного пребывания Божия.

Слайд 7

Алтарь В центре алтаря находится престол – главная святыня храма, где восседает сам Господь. Иконостас состоит из одного или нескольких рядов икон, а также имеет трое дверей, центральные двустворчатые двери называются Царскими вратами , через которые во время Божественных литургий проходит сам Христос.

Слайд 8

Работа в парах ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА Крест Глава (купол)

Слайд 9

Работа в парах ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА Паперть Средняя часть Царские врата Притвор Алтарь Престол Иконостас

Слайд 12

Физминутка Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вверх. Потянутся, вытягивая позвоночник. Тихо-тихо колокольчик позвени, Всех мальчишек и девчонок разбуди. Все проснулись, потянулись И друг другу улыбнулись .

Слайд 15

Найди соответствие Успенский собор Московского кремля Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (г. Москва) Собор Святой Софии (г. Великий Новгород) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие кружка «Культура в нас» для 3 класса

Составитель: Барилова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 3 г. Армавира.

Тема: Храм как образ Вселенной.

Цель: объяснить значение православного храма как образа Вселенной.

Задачи:

  1. Формировать представление о символическом значении православного храма как образа Вселенной.
  2. Расширить знания детей о православном храме и его устроении.
  3. Познакомить с несколькими храмами России.
  4. Поддерживать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.
  5. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа, любовь к своей Родине, бережное отношение к произведениям искусства.
  6. Пополнять и расширять историко-культурологический словарь учащихся.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Послушайте звон колоколов и подумайте, о чём пойдет речь на нашем занятии. (– Сегодня мы познакомимся с православными храмами.)

– Верно, сегодня речь пойдет о православных храмах России, а также мы поговорим об их внешнем и внутреннем устройстве.

  1. Основная часть
  1. Беседа о храме, о внутреннем и внешнем устройстве храма

– Дети, а что значит слово храм? (Предположения учащихся.)

Храм – это особенное место, которое предназначено для встречи каждого человека с Богом, для совершения богослужения, а также это место, где собираются верующие люди. С тех пор, как Русь приняла православную веру, стали строить храмы, для того чтобы собирался народ слушать проповеди священников. Храмы завершаются главами (куполами), которые увенчаны крестами. Храмы могут иметь одну, три, пять, семь и более глав. План храма может быть продолговатым, круглым или в виде креста. Рядом с храмовым зданием находится колокольня или звонница. Она используется в час богослужения и в другие моменты. Место перед входом в храм называется папертью. Внутреннюю часть храма можно разделить на три части: 1 часть входа – притвор; 2 часть – средняя – предназначена для молящихся; 3 часть – алтарь, отделена иконостасом от средней части, предназначена для священнослужителей. В центре алтаря находится престол – главная святыня храма, где восседает сам Господь. Иконостас состоит из одного или нескольких рядов икон, а также имеет трое дверей, центральные двустворчатые двери называются Царскими вратами, через которые во время Божественных литургий проходит сам Христос.

Храмы значительно отличаются от обычных домов. Они радуют глаз и душу человека, особенно когда слышен звон колоколов.

– Что вы запомнили о внешнем устройстве храма? О внутреннем устройстве храма? (Ответы детей.)

  1. Парная работа по карточкам «Внутреннее и внешнее устройство храма» (Приложение)

– Я предлагаю вам поработать в парах по карточкам, обсудить и подписать части внутренние и внешние части устройства храма (Проверка по презентации).

  1. Беседа о православных храмах России

– Ребята, какие православные храмы вы знаете? (Ответы учащихся.)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в г. Москве, пожалуй, самый известный храм в России. Он построен в середине XVI века на месте деревянных церквей, которые ставились на Красной площади в ознаменование важнейших этапов третьего Казанского похода Ивана Грозного, завершившегося покорением города Казани. Впоследствии, когда в приделе Покровского собора погребли чтимого московского юродивого Василия Блаженного, собор стали называть его именем, и сегодня оно даже более известно, чем первоначальное наименование. По меньшей мере дважды, во время захвата Москвы, собор оказывался на грани уничтожения, но к счастью, выстоял и недавно отметил своё 450-летие.

– Посмотрите на изображение Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, что вы можете сказать о его внешнем виде? (Рассуждения детей.)

– О форме глав, или куполов, современные исследователи спорят до сих пор. Существует мнение, что изначально форма глав была шлемовидная, а позднее приобрели луковичную форму. Также это касается и цвета, изначально он был золотым, а затем появилась полихромная раскраска глав. Куполов всего одиннадцать, из них девять – над храмом, а остальные два расположены над пределом Василия Блаженного и над колокольней. Декор храма разнообразный и яркий, делающий его похожим на резную игрушку. Лестницы собора изначально были открыты, а затем над ними появилась кровля. Площадки и парапеты крылец расписаны травчатым орнаментом. Внутри храм похож на волнующееся море с лабиринтами. Высота центрального Покровского храма от купола до пола составляет 47,5 метров.

– Что вам особенно запомнилось о Соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву?

Успенский собор Московского кремля был заложен Иваном Калитой еще в XIV веке, а выстроен итальянским зодчим Аристотелем Фьюраванти в XV веке. На протяжении веков этот храм был духовным и политическим центром Русского государства. Здесь венчали на царство русских царей, короновали императоров, возводили в сан митрополитов Московских и Патриархов. Вплоть до XVIII века Предстоятели Русской Церкви находили в стенах собора, их мощи называют чудотворными и они сами названы святыми. Сейчас данный храм преимущественно работает как музей.

– Посмотрите на изображение храма, какой он? (Рассуждения детей.)

– Успенский собор Московского кремля имеет пять золотых глав, расположенных близко друг к другу, выложен из небольших блоков белого камня без швов и здание смотрится как единый камень. Тема росписи храма посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы, посвященный смерти (успению) Божьей матери. Роспись храма символизирует собой небо.

– Что вы можете сказать об Успенском соборе Московского кремля? (Ответы детей.)

ФИЗМИНУТКА

Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вверх. Потянутся, вытягивая позвоночник.

 Тихо-тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

– Новгородцы говорили: «Где София – там и Великий Новгород», - тем самым определяя особое значение в их жизни Софийского собора. Возведенный в середине XI века, всего лишь немногим позднее Софии Киевской, он стал символом христианства Северной Руси. В Софийском соборе молились перед битвами князья, а также в этом храме звучали благодарственные молитвы о победе после битв. Во время Великой Отечественной войны собору были нанесены тяжелейшие увечья, с его центральной главы сняли знаменитый крест с голубем и золотая обшивка купола.

– Посмотрите на внешний вид храма? Что вы можете сказать о нём? (Ответы детей.)

– Собор имеет пять глав, шестая расположена над лестничной башней, которая расположена в южной части входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Стены храма белые, имеют несколько арок. Посвящен собор Софии Константинопольской и олицетворяет мудрость.

– Что запомнилось вам больше всего о Софийском соборе? (Ответы детей.)

– Словно белая свеча среди заливных лугов стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли во Владимирской области. Совершенное произведение зодчих XII века, трудившихся по заказу князя Андрея Боголюбского, поражает и завораживает сегоня всех, кто приближается к нему. Дико представить себе, что в XVIII веке мы могли бы лишиться этого уникального памятника, драгоценного свидетельства нашей истории: его предполагалось разобрать на камень. Спасло храм лишь то, что цена его для покупки на камень была высока. Если верить историческим источникам, то церковь Покрова на Нерли была построена очень быстро: «единым летом». Лето – во времена Древней Руси означало год. Стены церкви украшены резными рельефами. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли одноглавый. Внутри нет золотого иконостаса. Храм олицетворяет собой возвышенность духовного над материальным.

– Что вам запомнилось о храме Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли? (Ответы детей.)

  1. Игра «Найди соответствие» (фронтальная работа на слайде)

– Сейчас я вам предлагаю найти соответствие между изображением храма и его названием.

  1. Сообщение о Вселенной (заранее подготовленный ученик)

Верующие люди представляют всю Вселенную и мир как храм Божий, который создал Творец и управляет Им. Мир имеет видимый физический мир и мир духовный, невидимый, который оказывает сильное влияние на видимый физический мир. Мир земной люди стали называть Дольным (от слова – долина), а высший духовный мир, освящённый присутствием Господа, – горним, от слов «гора», то есть место очень высокое, возвышенное над окружающим. Когда человек думает о мире горнем, мысли и чувства его поднимаются над земными делами, над личными проблемами в духовное небо, в мир вечных духовных истин. Горний мир подобен вершине высокой горы, восхождение на которую связано с особым усердием, испытаниями, мужеством. Дольный мир широко и просторно раскинулся перед людьми на земле, как цветущая долина. Люди, любящие Бога, планируют и создают храмы, иконы, пишут картины, стихи, которые наполняют наш мир.

– Что такое Вселенная? (– Вселенная понимается верующими людьми как храм Божий.)

– Что значит дольний мир? (– Дольный от слова долина означает земной мир.)

– Что значит горний мир? (– Горный мир от слова гора, означает высший духовный мир, освещенный Господом.)

  1. Заключительная часть

– Что вам больше всего запомнилось на занятии?

– Что такое православный храм?

– Как устроен православный храм?

– Как нужно вести себя в храме?


КАРТОЧКА РАБОТЫ В ПАРАХ

Обсуди с товарищем и подпиши части внешнего и внутреннего устройства храма.

ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА


ЛИТЕРАТУРА

  1. Православные храмы. Путешествия по святым местам 2012 № 000. Путеводитель по коллекции. М.: Де Агостини – 33 с.
  2. Православные храмы. Путешествия по святым местам 2012 № 001. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. М.: Де Агостини – 31 с.
  3. Православные храмы. Путешествия по святым местам 2012 № 004. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. М.: Де Агостини – 33 с.
  4. Православные храмы. Путешествия по святым местам 2012 № 005. Успенский собор. М.: Де Агостини – 33 с.
  5. Православные храмы. Путешествия по святым местам 2012 № 006. Собор Святой Софии. М.: Де Агостини – 33 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс "Путешествие к индейцам"

Внеклассное мероприятие на природе "Путешествие к индейцам" может быть проведено в любом классе. Очень весело, необычно, поучительно, где сближаются родители и дети....

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания»

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания».Цель: формировать у обучающихся представления о здоровом питании, о значении питания для человека....

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"...

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Неживая природа" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Неживая природа" УМК "Перспектива"...