Проект урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
проект по орксэ (4 класс) на тему

Курбатова Ирина Владимировна

На уроке раскрывается  значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka._dobro_i_zlo._kurbatova_i._v.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Курбатова Ирина Владимировна

Район

Московский, г. Нижний Новгород

Место работы

МБОУ «Школа № 70 с углублённым изучением отдельных предметов»

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012г.

Тема урока

Добро и зло.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель, задачи

Цель урока: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.

Задачи:

1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Учить задумываться о своём месте в жизни.

Необходимое оборудование

Учебное пособие, тетрадь, словари, презентация «Добро и зло», оборудование,  книги о добре и зле.

Дидактическое обеспечение

карточки с “добрыми” и “злыми” словами, притча «Добро и зло», пословицы.

Планируемые результаты  урока

  • личностные

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

  • предметные

1.Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

2.Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

  • Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме..

4. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Составление коллективного синквейна со словами добро и зло.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А. Я. Данелюк «Основы светской этики 4 – 5 класс»

Дополнительная

  • Словарь Ожегова, рассказ Осеевой «Плохо», Т. Кузовлева «Твори добро».

Интернет-ресурсы

  • http://www.orkсe.ru/ http://www.prosv.ru/umk/ork ;http://www.openclass.ru

ЭОРы

электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» 4 – 5 класс


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.коммуникативные деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Эмоциональный настрой.

Приём: вербальный «Игра – приветствие».

Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются после прочтения стихотворения.

Личностные УУД

сформировать положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД

создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме. 

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

Создание проблемной ситуации:

             Добрый доктор Айболит,

             Он под деревом сидит.

             Приходи к нему лечиться

             И корова, и волчица,

             И жучок, и червячок,

             И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит?

 А если под дерево посадить  Бармалея,  он тоже будет добрый?

А что такое добро и зло? Какие качества им присущи? 

 

ДОБРО                                ЗЛО

- Какого же человека можно назвать добрым?  

Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Используется приём: вопросно-ответный ход рассуждения.

Познавательные УУД

помочь выделить и сформулировать познавательную цель,

извлечение необходимой информации из текста, переработка  и преобразование  информации,  умение  высказывать  своё предположение.

Коммуникативные УУД

создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Частично- поисковый метод

Работа с притчей

Могут ли добро и зло жить в человеке?

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Диалог с обучающимися.

- Какая тема урока. Какая цель. Где мы можем узнать о добре, зле?

Дети, работая в группах, отвечают на поставленные вопросы.

- Что имел в виду индеец, когда говорил о  двух волках,

- Объясните фразу «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков»

- Объясните фразу «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Обучающиеся анализируют.

Как вы считаете, почему люди совершают добрые поступки?

Совесть заставляет,

Если сделать по - другому, то окружающие осудят, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД

помочь выделить и сформулировать познавательную цель,

извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации, переработка  и преобразование  информации,

умение  высказывать  свое  предположение.

Коммуникативные УУД

овладение  умения  работать  в группе.

Регулятивные УУД

способствовать выполнению «открытия» новых знаний, создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Организация чтения  текста из учебника. Какое объяснение даётся словам « добро» и «зло». При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы. Работа с текстом учебника.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Почему надо стремиться к добру и избегать зла?

Дети работают с текстом. Используют выборочный пересказ текста. Дополняют описания друг друга, объясняют новые слова. Рассуждают для закрепления сведений, полученных на уроке.

Дети выделяют из текста значимые выражения.

Познавательные УУД нахождение ответов на вопросы в тексте, умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения, смысловое чтение как осмысление цели чтения

Коммуникативные УУД

умение оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Организуется  работа учащихся по вариантам.  

Составление характеристики слов: 1 в - «добро»-это…, 2в -«зло» - это….Общие выводы.

Задаётся ряд вопросов по содержанию, чтобы подвести детей к ответу.

- Кто руководит человеком, когда он делает выбор в сторону добра или зла?

Дети в группах составляют определения, записывают на листочках.  Затем отвечают у доски. Сравнивают  полученное определение  с определением в словаре.

Ответы учащихся.

Познавательные УУД переработка и преобразование информации из одной формы в другую

развивать умение работать с разными видами информации.

Коммуникативные УУД

овладение  умения  работать  в группе

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Плохо» и обсуждение проблемы в парах.  

Работа над разделом «Мудрые мысли». Попытайтесь обосновать свои ответы.

Самостоятельная работа.

Фронтальная беседа.

Выводы учащихся.

Коммуникативные УУД

овладение  умения  работать  в паре

Познавательные УУД

оформлять свои мысли в устной форме

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Задание: Соединить начало пословицы с концом и объяснить её значение, сравнить правильность выполнения.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2. Жизнь дана на добрые дела.

3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Доброе дело само себя хвалит».

6. «Доброе слово и кошке приятно».

Выполнение работы учащимися  на листочках и сравнение с эталоном.

Чтение пословиц учащимися и объяснения смысла.

Коммуникативные УУД

объяснять смысл пословиц, слушать и понимать речь других

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Чтение стихотворения Т.Кузовлевой «Твори добро»

(раздаточный материал)

Метод «Калька»

Беседа

Проверка.

 Работа в парах.

Вывод: давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире.

Учащиеся самостоятельно читают, находят в тексте и подчёркивают ключевые слова.

Дети в парах называют добрые слова.

Познавательные УУД

извлекать информацию,

находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Работать в паре

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Проверка знаний. Тест.

 (взаимопроверка) – презентация.

 Домашнее задание по выбору.

1)создать коллаж, используя картинки о добре и зле;

2) написать истории, сказки, стихи, притчи о добре и зле;

3) нарисовать добро и зло;

4) найти и выучить пословицы о добре и зле;

5) написать сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»;

6)найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

 Итог урока.

-Давайте в конце урока составим цветок добра. Чтобы человека считали добрым, какие качества должны у него быть?

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

Отвечают на вопросы теста.

Меняются работами в парах и проверяют по слайду

Записывают д/з по выбору

Называют качества: не жадничать, любить родителей, помогать маме, любить природу, выручать товарища в беде, уважать старших и т.д.

Регулятивные УУД

определять степень успешности работы по критериям

Познавательные УУД

извлекать информацию

Личностные УУД

Осознавать и называть качества и черты характера

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...