"Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пучкова Елена Николаевна

конспект урока по ОРКСЭ,4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_programme_osnovy_svetskoy_etiki_sovest.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по программе

«Основы светской этики»

Тема урока  «Совесть»

Составители:

Пучкова Елена Николаевна

2016год

Цели урока:

1.Образовательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Познакомить с понятиями « совесть», « муки совести», «совестливый», «бессовестный»

2.Развивающие:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

3.Воспитательные:

  • Побуждать детей к тем поступкам, которые будут связаны с проявлениями совести и одобрены ею. Учиться регулировать свое поведение с помощью совести.
  • Воспитывать совестливость, доброту и другие положительные качества характера.
  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

1.Проблема урока: Есть ли враги у совести?

2. Целеполагание:

Притча о совести.

- Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

     - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

     - Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

     - Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

     - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

     - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

     - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

     - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

     - Почему невыполнимо?

     - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

     От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

Учитель:

-  Почему же один из учеников отказался?

-  Что побудило его к этому?

- Действительно, а есть ли такое место, где никто не увидит?

 - А что же всегда видит, что мы делаем?( Наша совесть)

Вспомните, а был ли в вашей жизни такой момент, когда вы делали плохое, а вас в этот момент никто не видел? Что может удержать человека в этот момент от совершения плохого поступка?

3.Актуализация знаний:

Учитель:

- Что же такое совесть?

-Когда она появляется в человеке?

-Это качество врожденное или приобретенное?

- Что позволяет делать совесть, а что не позволяет?

Посмотрим в словаре, что значит « совесть».

По Далю :« Совесть-прирожденная правда» .

БСЭ :«Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.»

Ожегов: «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом…»

По словообразовательному словарю «со-свой» и «весть-знание», т.е. совесть- своё знание о хороших и плохих поступках, совершаемых нами.

Учитель:

Совесть регулирует наше поведение. А может ли человек быть беспомощен перед своей совестью? И тогда он испытывает « муки совести», её угрызения. Приходилось ли вам испытывать муки совести? С чем это было связано?

Учитель:

Я предлагаю высказывание философа Цицерона:  «Самое главное украшение человека – чистая совесть». (Как понимаете?) Записать в тетрадь.

Учитель:

Что значит действовать по совести?  Что значит «жить с чистой совестью»? Как чувствует себя человек совестливый? Как он живет?

- Почему в притче  от последних слов лицо  учителя просияло, и он обнял своего ученика?

Совесть (Читает подготовленный ученик)

Словно ненаписанная повесть

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева

4. Первичная проверка новых знаний.

Учитель:

- Есть ли враги у совести? Что может заглушить совесть? Как будет жить бессовестный человек? А как его будут воспринимать окружающие люди?  А нужно ли это делать?

Просмотр мультфильма « Враги совести». Назовите врагов совести…

5. Рефлексия. Работа в группах.

Составьте синквейн на тему нашего урока.

  первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

  вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

  третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

  четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

  пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Примеры высказываний:

« Если совесть отдыхает днем, значит ночью она будет мучить»

«Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность»

«Сделка с совестью дорого стоит»

« Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»

6.Домашнее задание:

 - Вспомните литературных героев, которых побудила раскаяться в содеянном совесть.

- Мини-сочинение  на тему «Что бы изменилось в жизни людей, если бы не было совести»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...