Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Кинёва Ольга Петровна

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_etika.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

4 класс

Составитель: Кинёва О.П.

Пояснительная записка

       Программа «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме: 1 час в неделю. Всего 34часа.

Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:

Цели курса:

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • Понимать историческую роль традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика;
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию;
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

  Задачи курса:

  1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  2. Активизация познавательной активности школьников.
  3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
  4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
  5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Общая  характеристика учебного курса 

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

        Обозначая цели через линии развития, мы оформляем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

Курс  изучения светской этики направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.                                              

На уроке «Основы светской этики»  должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.

В результате обучения  в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Место учебного предмета в учебном плане

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»  изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

 В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

-Метод моральных дилемм и дискуссий

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Творческие мастерские

-Использование информационно- коммуникационных технологий

      Формы работы:

           - коллективная

           - групповая

           - индивидуальная

Учебно-методическое обеспечение

 Для учащихся:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс.- М., Баласс, 2012

Для учителя:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс.- М.: Баласс, 2012
  2. ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.
  3. Презентации к урокам.

         В ходе изучения предмета предполагается создание проектов по темам:

«Добрый сюрприз для доброго человека»

«Дорога к счастью»

«Как отличить добро от зла?»

«Каковы истоки правил морали?»

«Этикет»

«Какие правила морали особенно важны в школе»

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока (образовательная цель, основные понятия)

1

1

Знакомство с новым предметом и новым учебником. Как работать с учебником.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека.    

2

1

Введение. Россия – наша Родина

Знать: понятия ценность, идеал, духовность человека, душа, внутренний мир. Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: духовные ценности общества, духовные идеалы человека.    

3-4

2

Граница между добром и злом

Различия между понятиями мораль, нравственность, этика.

Знать: значение слов добро и зло, культура, мораль, нравственность, безнравственность, этика.

Уметь: объяснять значение выражений: неэтичное поведение, этика человеческих отношений, безнравственный поступок, нравственная культура.

5

1

Готовим проект: «Добрый сюрприз для доброго человека»

6-7

2

Долг и совесть

Игра-викторина  «Долг  в жизни людей разных профессий»

Знать: понятия долг, совесть, стыд, моральный долг.

Уметь: объяснять своими словами значение выражений и различия между ними: отдать долг, исполнить долг, быть в неоплатном долгу, по долгу службы, по зову долга, есть стыд – есть и совесть, моральный долг.

8-9

2

Честь и достоинство

Знать: понятия честь, достоинство, дело чести, человек чести, чувство собственного достоинства.

Уметь: объяснять, чем честь отличается от  достоинства; объяснять смысл выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой»; «Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»; «Незапятнанная честь».

10-11

2

Счастье и смысл жизни

Проект «Дорога к счастью»

Знать: понятия  мечты, счастье, смысл жизни.

Уметь: объяснять своими словами, что такое счастье, смысл жизни.

12-13

14

3

Справедливость и милосердие

        Быть милосердным.

Знать: понятия справедливость, милосердие, золотое правило нравственности.

Уметь: объяснять своими словами смысл пословиц и изречений о справедливости, составлять правила поведения по типу «золотого правила нравственности».

15-16

2

Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

Знать: где в жизни нам пригодится правильное понимание добра и зла.

Уметь: объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним.

17-18

2

Каковы истоки морали?

Ценность рода и семьи

Знать: понятия род, семья, любовь, семейные традиции.

Уметь: объяснять своими словами  смысл выражений: семья – источник нравственности, нравственная культура человека.

19-20

21-22

      23

2

2

1

Образцы культуры народов

Добрые сказки разных народов

Добрые песни разных народов

Знать: чем отличаются народы друг от друга и что у них общего; общие нравственные правила разных народов России.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: культура народа, культура народов России, духовно-нравственная культура, духовно-нравственная культура народов России.

24-25

2

Взгляд светский и религиозный

Знать: понятия религия, религиозная община, атеисты, светские правила.

Уметь: объяснять своими словами смысл выражений: нравственность верующего человека, религиозная мораль, религиозная этика, светские правила морали, светская этика.

26

1

Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

Знать: истоки общих правил поведения в семейных ценностях, образцах народной культуры, религиозных  и светских традициях.

Уметь: использовать знания о семейных ценностях, народной культуре, традициях религий и светской этики для объяснения выбора поступков, своего отношения к ним.

27-28-

29

2

1

Какие правила морали особенно важны в школе?

Правила поведения в школе

Знать: зачем в школе нужны особые правила поведения.

Уметь: объяснять правила действия в различных школьных ситуациях.

30-31

32

2

1

Этикет – форма для содержания этики.

Проект «Этикет»

Знать: в чем сходство и различие слов этика и этикет; зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе.

Уметь: объяснять значение высказываний об этикете, соблюдать правила этикета.

33-34

2

Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?»

Знать: особенности применения правил морали в разных школьных ситуациях

Уметь: отличать этикет от этики, делать нравственный выбор поступка и объяснять его в различных школьных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...