ОПК Христианин в труде
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Дзюба А.Г.

разработка урока к учебнику ОПК, 4 Класс , часть 2. Е.В.Черная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_urok_29_hristianin_v_trude.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОПК 4 КЛАСС, УРОК 29. СЕМЕЙКИНСКАЯ СОШ-ДС  № 31. ДЗЮБА АННА ГЕННАДИЕВНА.

Тема: Христианин в труде

Цель урока

Усвоение учащимися  представлений о труде, как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.

Задачи урока

 Обучающая: познакомить детей с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;

 Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя

 Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основные термины и понятия

Райский сад, мудрость, трудиться в поте лица

Словарик к уроку

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Ход урока

1. Организационный момент:  Приветствие, проверка присутствующих, упражнение «Настроимся на позитив»

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает загадки о труде (приложение 1), предлагает определить их тему и главную мысль – труд.

Оглашение темы, определение задач урока.

беседа

Когда вы получаете большую радость – когда вам дарят готовую игрушку или угощение, или когда вы их делаете сами?

3. Актуализация опорных знаний

Что такое труд? Для чего он нужен?

Ребус. Из букв на доске составить женское и мужское имя : А М А Д   и    А Е В (Адам и Ева)

 Слышали ли вы библейские имена первых людей? Трудились ли они в райском саду?

Работа с вопросами учебника на стр 49.

4. Основная часть . Изучение нового материала

Опережающее задание: Какая из заповедей, данных Богом людям в раю, и была связана с темой нашего урока – трудом?  

Чтение текста учебника стр 49-50

Послетекстовая работа

 Ответьте на вопрос опережающего задания. Беседа по вопросам на стр 50.

Задание. Учащиеся получают листочки с пословицами. (Приложение 2)

- Распределите приведенные пословицы на две группы, назовите каждую группу и прокомментируйте результаты своего труда. Работа в парах

Важно, чтобы дети поняли, что пословицы могут отражать разное отношение к рассматриваемой проблеме. «Бездельники» тоже могут выстроить свою «философию» в пословичной форме. Важно это различать.

-Какие заповеди получили первые люди от Творца?

- Что такое пост? Можно это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям).

- В чем ошибка первых людей, о которых рассказывает Библия?

 -Какие трудовые усилия вредны для человека?

Стихотворение Александра Добролюбова. Аудирование

Благослови нас, Царь наш Батюшка,

На труды Твои, на трудную землю Твою,

Как Сына Твоего возлюбленного,

Как Отрока Твоего Иисуса.

Да плотничал Он, други, на земле да тридцать лет

И победил начальника зла и отца праздности,

И Царь небес укреплялся трудом, как сын человеческий. (Александр Добролюбов «Песня на работе»)

-В стихотворении Александра Добролюбова, кто назван «начальником зла и отцом праздности» (дьявол)? Почему?

- Что значит «работать на совесть»?

- Кто является автором поговорки «Кто не работает – не ест»?

5. Закрепление

Самостоятельная работа по карточкам

Задание 1.

Проведи линии соответствия. (приложение 3)

Задание 2.

Прочитайте стихотворение поэта Николая Заболоцкого.(на партах).(Приложение 4). Письменно дайте ответы на вопросы.

  • Почему труд вменяется душе в обязанность?
  • Как ты думаешь, что означают слова «чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она»?
  • Автор дает душе удивительное описание – «она рабыня и царица, она работница и дочь...» Согласен ли ты с этим? Объясни, почему.

6.Подведение итогов

Беседа.

Представьте, что вы в будущем будете владельцами предприятия или возглавите какой-нибудь промысел. Что Библия опосредованно говорит владельцам предприятий? Как вы будете трудиться, чтобы не навредить себе и людям.

Игра «Ленивый - трудолюбивый». Учитель называет признаки лени и трудолюбия (сонливость, смех, внимание, рассеянность, медлительность, исполнительность и т.д. ). Учащиеся хлопают и топают соответствующе.

Выводы.

Домашнее задание.

Вы помните, что одна из заповедей, данных Богом Моисею, говорит: «Не убий!». Как же должен вести себя христианин на войне? Узнайте о святых, которые прославились, как ратники.

Завершение урока.

Приложение 1

Загадки  от труде

Молодцом тебя зовут 
Если очень любишь …
Труд

Хочешь первым всегда быть,
Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись, 
А работай и …
Трудись

Эй, вставай, лежебока,
Не устал ты нисколько.
Тебя успех, удача ждут.
А поможет тебе …труд

Приложение 2

Ремесло за плечами не висит (не тяготит).

Труду везде почет.

Не всяк трудится, а всяк ест.

Не учи безделью, учи рукоделью.

Кто ленив с сохой, тому все год плохой.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Господь повелел от земли кормиться.

От работы не будешь богат, а будешь горбат.

Приложение 3

Заповеди, данные людям в раю

заповедь умножения жизни                        «нареки имена животным»

заповедь труда                        «не вкушайте плодов от древа познания добра и зла»

заповедь познания мира        «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»

заповедь поста                                «возделывай и храни райский сад»

Приложение 4

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"

Методическая разработка предназначена   для изучения темы «Христианин в труде» по предмету ОРКСЭ,  частично можно использовать  как  внеклассное мероприятие по духовно -...

Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"

На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека....

Урок ОПК Христианин в труде

Урок познакомит детей с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека. Заставит задуматься над тем, что в христианстве труд воспринимается как дар Божий....

Презентация и урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"

Основные термины и понятия: пост, первые грехи, труд во благо, напрасный труд....

"Христианин в труде"

Презентация подготовлена к уроку по основам православной культуры "Христианин в труде". В презентации описаны основные виды труда, использованы мультфильмы, соответствующие данной теме. Учащ...